Глава II. Правила игры

Характеристика игры

Волейбол является спортивной игрой с мячом, в которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделенной сеткой. Существуют различные версии игры, чтобы показать её многогранность.

Цель игры – направить мяч над сеткой, чтобы он коснулся площадки соперника, и предотвратить такую же попытку соперника. Для этого команда имеет 3 касания мяча (и еще одно возможное дополнительное касание мяча на блоке).

Мяч вводится в игру подачей: подающий игрок ударом направляет мяч на сторону соперника. Розыгрыш каждого мяча продолжается до его приземления на площадку, выхода «за» или ошибки команды.

В волейболе команда, выигравшая розыгрыш, получает очко (система «каждый розыгрыш - очко»). Когда принимающая команда выигрывает розыгрыш, она получает очко и право подавать, и ее игроки переходят на одну позицию по часовой стрелке.

 

Сооружения и оборудование

Игровое поле

Игровое поле включает игровую площадку и свободную зону. Оно должно быть прямоугольным и симметричным (рис. 1).


 

 

Рис.1. Игровое поле.




Размеры

Размеры свободной зоны: расстояние от боковых линий 3-5 м и от лицевых – 5-8 м. Высота свободного пространства над игровым полем 12,5 м. Минимальные размеры свободной зоны и высоты свободного пространства над игровым полем могут быть указаны в положении о соревнованиях.

2.3. Линии на площадке

2.3.1. Ограничительные линии

Две боковые и две лицевые линии ограничивают игровую площадку. Боковые и лицевые линии входят в размеры игровой площадки.

2.3.2. Средняя линия

Ось средней линии разделяет игровую площадку на две равные площадки размером 9 х 9м каждая. Эта линия проведена под сеткой от одной боковой линии до середины другой.

2.3.3. Линия атаки

На каждой площадке линия атаки наносится в 3-х метрах сзади от средней линии и продолжена 5-ю линиями (15 см) с интервалами 5 см за боковым линиями.

Зоны и места

2.4.1. Передняя зона

На каждой площадке передняя зона ограничена осью средней линии и краем линии атаки.

2.4.2. Зона подачи

Зона подачи – это участок шириной 9 м позади каждой лицевой линии. Она ограничена по бокам двумя короткими линиями длиной 15 см каждая, нанесенными на расстоянии 20 см от лицевой линии, позади ее, как продолжение боковых линий. Обе короткие линии включены в зону подачи.

В глубину зона подачи простирается до конца свободной зоны.

2.4.3 Зона замены

Зона замены - это часть свободной зоны, ограниченная продолжением обоих линий атаки до столика секретаря.

2.4.4. Места разминки

Для официальных соревнований ФИВБ места разминки размером приблизительно 3 х 3 м расположены за пределами свободной зоны в обеих углах со стороны скамеек команд.

Сетка и антенны

2.5.1. Высота сетки

Сетка устанавливается вертикально над осью средней линии. Верхний край у сетки устанавливается на высоте 2,43 м для мужчин и 2,24 м для женщин.

Высота сетки измеряется в середине игровой площадки. Высота сетки (над двумя боковыми линиями) должна быть совершенно одинаковой и не должна превышать установленную высоту более чем на 2 см.

2.5.2. Антенны

Антенна представляет собой гибкий стержень длиной 1,8 м и диаметром 10 мм, сделанной из стекловолокна или подобного ему материала.

Две антенны прикрепляются с внешнего края ограничительных лент и расположены на противоположных сторонах сетки.

Каждая антенна возвышается над сеткой на 80 см и окрашена полосами контрастных цветов шириной 10 см, предпочтительно красного и белого.

Антенны считаются частью сетки и ограничивают по бокам плоскость перехода.

Мячи

2.6.1. Стандарты

Мяч должен быть сферическим, с покрытием, сделанным из эластичной или синтетической кожи, и внутренней камерой, сделанной из резины или подобного ей материала. Его цвет должен быть однотонным и светлым или комбинированным. Материал из синтетической кожи и цветовые комбинации мячей, используемых в официальных международных соревнованиях, должны соответствовать стандартам ФИВБ. Его окружность 65-67 см и вес 260-280 г. Его внутреннее давление должно быть от 0,30 до 0,325 кг/см2 (от 294,3 до 318,82 мбар или гПа).

 

Участники

Команды

3.1.1. Состав команды

3.1.1.1. Команда может состоять максимум из 12 игроков, одного тренера, одного помощника тренера, одного массажиста и одного врача.

3.1.1.2. Один из игроков, является капитаном команды и должен быть отмечен в протоколе. Либеро не может быть капитаном.

3.1.1.3. Только игроки, записанные в протокол, могут выйти на площадку и играть в матче. Когда тренер и капитан команды подписали протокол, записанные игроки не могут быть изменены.

3.2. Размещение команды

3.2.1. Не участвующие в игре игроки должны сидеть на скамейке команды или находиться в своем месте разминки. Тренер и другие члены команды должны сидеть на скамейке, но могут временно покинуть ее.

Скамейки команд располагаются рядом со столиком секретаря, за пределами свободной зоны.

3.2.2. Во время перерывов между партиями игроки могут пользоваться мячами для разминки в свободной зоне.

3.3. Игровая форма

Игровую форму игрока составляют футболка, трусы, носки и спортивная обувь.

3.3.1. Цвет и дизайн футболок, трусов и носков для команды должен быть однообразным (кроме Либеро) и форма должна быть чистой.

3.3.2. Обувь должна быть легкой и гибкой, с резиновыми или кожаными подошвами, без каблуков.

3.3.3. Футболки игроков должны быть пронумерованы от 1 до 24.

3.4. Запрещенные предметы

3.4.1. Запрещено играть в предметах, которые могут привести к травме, или дать искусственное преимущество игроку.

3.4.2 Игроки могут играть в очках на свой собственный риск.

 

Руководители команды

Тренер и капитан команды отвечают за поведение и дисциплину членов их команды.

4.1. Капитан

4.1.1. Перед матчем капитан команды подписывает протокол и представляет свою команду на жеребьевке.

4.1.2. Во время матча капитан команды действует как игровой капитан, когда он в игре. Когда капитан команды не играет на площадке, тренер или сам капитан назначает другого игрока на площадке, но не Либеро, принять на себя обязанности игрового капитана. Игровой капитан сохраняет свои функции до замены, возвращения капитана команды в игру, или до окончания партии.

Когда мяч находится вне игры, только игровому капитану разрешено обратиться к судьям:

4.1.2.1. запрашивать разрешения:

а) сменить игровую форму,

б) проверить расстановки команд,

в) проверить пол, сетку, мяч и т.д.

4.1.2.2. просить тайм-ауты и замены.

4.1.3. После окончания матча капитан команды:

4.1.3.1. благодарит судей и подписывает протокол, подтверждая результат матча;

4.1.3.2. если он (или игровой капитан) предварительно выразил несогласие с первым судьей, это несогласие может быть подтверждено и записано в протокол как официальный протест.

Игровой формат

5.1. Набор очка, выигрыш партии и матча

5.1.1. Набор Очка

5.1.1.1. Игровая Ошибка

Всякий раз, когда команда выполняет игровое действие вопреки данным Правилам, или нарушает их, одним из судей фиксируется игровая ошибка. Судьи оценивают ошибки и определяют наказания в соответствии с настоящими Правилами.

а) Если две (или более) ошибки совершены последовательно, то принимается во внимание только первая ошибка.

б) Если две (или более) ошибки совершены соперниками одновременно, то это считается ОБОЮДНОЙ ОШИБКОЙ и мяч переигрывается.

5.1.1.2. Последствия ошибки

Последствием ошибки является проигрыш розыгрыша мяча:

а) Если соперник подавал, он набирает очко и продолжает подавать;

б) Если соперник принимал подачу, он набирает очко и получает право подавать.

5.1.2. Выигрыш партии и матча

5.1.2.1.Партия (кроме решающей – 5-й) выигрывается командой, которая первой набирает 25 очков с преимуществом минимум в 2 очка. В случае равного счета 24-24, игра продолжается до достижения преимущества в 2 очка (26-24, 27-25,..).

5.1.2.2.Победителем матча является команда, которая выигрывает три партии.

Структура игры

6. 1. Расстановка команды

6.1.1. В игре всегда должны участвовать по шесть игроков от каждой команды.

Начальная расстановка команды указывает порядок перехода игроков на площадке. Этот порядок должен быть сохранен на протяжении всей партии.

6.2 Позиции

В момент удара по мячу подающим, игроки каждой команды должны находиться в пределах своей собственной площадки и в порядке перехода (исключая подающего).

6.2.1. Три игрока вдоль сетки являются игроками передней линии и занимают позиции 4 (передний-левый), 3 (передний-центральный) и 2 (передний-правый).

6.2.2. Другие три игрока являются игроками задней линии и занимают позиции 5 (задний-левый), 6 (задний-центральный) и 1 (задний-правый).

6.2.3. Каждый игрок задней линии должен быть расположен дальше от сетки, чем соответствующий игрок передней линии.

6.3 Переход

6.3.1. Порядок перехода, определенный начальной расстановкой команды и контролируемый порядком подачи и позициями игроков, сохраняется всю партию.

6.3.2. Когда принимающая команда получает право подавать, ее игроки переходят на одну позицию по часовой стрелке: игрок позиции 2 переходит на позицию 1 для подачи, игрок позиции 1 переходит на позицию 6 и т.д.

6.4 Ошибки при переходе

6.4.1. Ошибка при переходе считается совершенной, когда подача не выполнена в соответствии с порядком перехода. Это приводит к следующим последствиям:

6.4.1.1. команда наказывается проигрышем розыгрыша;

6.4.1.2. порядок перехода игроков исправляется.

6.5. Замена игроков

6.5.1. В каждой партии команд разрешено максимум 6 замен. Одновременно могут быть заменены 1 или более игроков.

6.5.2. Игрок начальной расстановки может выйти из игры и возвратиться, но только один раз в партии и только на позицию заменившего его игрока.

Игровые действия

7.1. Состояния игры

7.2.1. Мяч «за»

Мяч считается «за» когда:

7.2.1.1. часть мяча, которая касается пола, находится полностью за ограничительными линиями;

7.2.1.2. он касается предмета за пределами площадки, потолка или не участвующего в игре человека;

7.2.1.3. он касается антенн, шнуров, стоек или сетки за пределами боковых лент;

7.2.1.4. он пересекает вертикальную плоскость сетки, целиком или частично находясь за пределами плоскости перехода;

7.2.1.5. он полностью пересекает плоскость под сеткой.

Игра мячом

8.1. Удары (касания) команды

Команде дано право максимум на три удара (в дополнение к блокированию) для возвращения мяча. Если использовано более 3 ударов, команда совершает ошибку «четыре удара».

Ударами команды считаются не только преднамеренные удары игроков, но, также, неумышленные соприкосновения с мячом.

8.1.1. Последовательные касания

Игрок не может ударить мяч два раза подряд.

8.2. Характеристики удара (касания)

8.2.1. Мяч может касаться любой части тела.

8.2.2. Мяч должен быть ударен, а не схвачен и/или брошен. Он может отскочить в любом направлении.

8.2.3. Мяч может касаться различных частей тела, только если соприкосновения происходят одновременно.

Мяч у сетки

9.1. Мяч, касающийся сетки

При переходе через сетку мяч может касаться ее.

Подача

Подача – это действие введения мяча в игру правым игроком задней линии, находящимся в зоне подачи

10.1. Первая подача в партии

Первая подача в первой парии, как и в решающей партии, выполняется командой, выбравшей право на подачу по жеребьевке.

Атакующий удар

11.1. Атакующий удар

11.1.1.Все действия, в результате которых мяч направляется на сторону соперника, исключая подачу и блок, считаются атакующими ударами.

Блок

12.1. Блокирование

12.1.1. Блокирование – это действие игроков вблизи сетки для перехвата мяча, идущего от соперника, осуществляемой выносом любой части тела блокирующих выше верхнего края сетки.

Только игрокам передней линии разрешено участвовать в блокировании.

12.1.2. Состоявшийся блок

Блок считается состоявшимся, всякий раз, когда мяч задет блокирующим.

12.1.3  Коллективный блок

Коллективный блок выполняется двумя или тремя игроками, находящимися близко друг к другу, и является состоявшимся, когда один из них касается мяча.

Перерывы и задержки

13.1. Обычные перерывы в игре

Обычными перерывами в игре являются тайм-ауты и замены игроков.

13.1. Количество обычных перерывов

Каждой команде дано право максимум на 2 тайм-аута и на шесть замен игроков в каждой партии.

Смена площадок

14.1. Смена площадок

14.1.1. После каждой партии команды меняются площадками, за исключением решающей партии.

14.1.2. В решающей партии, по достижении одной командой 8 очков, команды без задержки меняются площадками и расстановка игроков остается прежней.

Если смена сторон не была выполнена в момент, когда лидирующая команда набрала 8 очков, то она должна быть произведена сразу после выявления этой погрешности. Счет, достигнутый ко времени смены сторон площадки остается прежним.

 

Поведение участников

15.1. Спортивное поведение

15.1.1. Участники должны знать Официальные Правила волейбола и соблюдать их.

15.1.2. Участники должны по-спортивному принимать решения судей, без их обсуждения.

В случае сомнения, пояснения могут быть запрошены только через игрового капитана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: