Особенности временного детского коллектива в детском оздоровительном лагере

 

Латинское слово collectivus переводят по-разному: сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа

В современной литературе употребляют два значения понятия «коллектив». Первое – под коллективом понимается любая организованная группа людей, второе – только высокоорганизованная группа.

В педагогической литературе коллективом называют объединение воспитанников, отличающееся рядом важных признаков: общая социально значимая цель, общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности, отношения ответственной зависимости, общий выборный руководящий орган, благоприятный психологический климат. Эти же признаки можно отнести и к детскому коллективу.

Детский коллектив как система – это:

- органическая часть более сложного объединения – воспитательного коллектива, включающего, помимо детского, и коллектив педагогов;

- относительно автономная система, которой свойственны процессы саморегуляции, самоорганизации, самоуправления;

- скоординированное единство двух структур: официальной, которая складывается под влиянием взрослых, определяющих организационное строение и деятельность коллектива, а также неофициальной, складывающейся в значительной степени в процессе межличностного общения;

- субъект деятельности по реализации единых общественно значимых целей;

- носитель общего интегративного свойства – его поля (атмосферы, психологического климата), характеризующего коллектив как целостное образование, отличное от суммы составляющих его индивидов и входящих в него микрогрупп, и проявляющегося в общественном мнении коллектива, в его эмоциональных реакциях, в нормах и традициях, определяющих поведение его членов;

- субъект воспитания по отношению к личности каждого из входящих в него членов.

Коллектив усиливает воздействие всех имеющихся в распоряжении педагогов (вожатых, воспитателей) средств личного примера и становится той естественной средой, где ребята приобретают собственный социальный опыт, включаясь в совместную со сверстниками общественно полезную деятельность. Особую значимость приобретает детский коллектив в условиях летнего оздоровительного периода.

Традиционным в педагогической литературе является понимание временного объединения как общества учащихся и педагогов, кратковременного автономного объединения со сборным составом и четко обозначенной функциональностью.

Понятие «временного объединения» при этом идентифицируется с понятием «временный коллектив».

Временный коллектив, как всякий воспитательный коллектив, существует и развивается в соответствии с основными законами жизнедеятельности коллектива:

- перед ним стоит строго определенная цель;

- он обладает содержанием жизнедеятельности, структурой формализованных и неформализованных отношений;

- ему свойственны определенные этапы и закономерности процесса коллективообразования;

- в нем могут осуществляться идеи дополнительного образования, он имеет возможности социализации и социальной реабилитации.

Детский коллектив во время лагерной смены проходит определённые этапы развития.

Начнём с организации отряда, рассмотрим, на каких принципах может быть создан отряд. Самый простой и широко используемый — принцип возраста.

Детский коллектив может быть одновозрастным и разновозрастным. Для одновозрастного детского коллектива обычным считается деление детей на отряды по таким возрастным группам: 7-8, 9-10, 11-12, 13-14, 15-16 лет. Предполагается, что дети одного возраста обладают примерно одинаковыми интересами, потребностями, им проще подружиться и найти общий язык. Но на практике часто оказывается, что отряд разделился на две неконтактирующие половины — женскую и мужскую, — из-за неравномерного психического (а часто и физического) созревания девочек и мальчиков.

Разновозрастная группа, как форма, проверенная временем более всего оправдывает себя. Например, дошкольники — 4-7 лет, младшая школа — 7-10, средняя — 11-14, старшая — 15-17 лет, хотя возможен и больший «разброс» возрастов. В подобной группе у детей устанавливаются межличностные, связи, не только по «горизонтали» (то есть среди сверстников), но и по «вертикали» (со старшими ребятами). В таком детском коллективе имитируется модель семейных и общественных отношений. В результате многие дети не имеют возможности быть «братом» или «сестрой», заботиться о младших или быть опекаемыми старшими. Очень важен и опыт «преемственности поколений» — происходит естественный обмен знаниями, умениями, традициями, младшие обучаются тому, что могут старшие.

Следующая основа организации коллектива — хобби, или увлечение. В настоящее время, как и раньше, в лагерях существуют профильные смены и профильные лагеря, в которые собираются дети по принципу общего дела — увлечения. Это может быть спортивная, танцевальная смена и другие. В этом случае очень важно чередовать разные виды деятельности, чтобы не произошло «зацикливание» и детей, и руководителя на одном — «профильном» виде деятельности. Например, театральный коллектив, кроме репетиций и спектаклей, может провести соревнования по туристским видам спорта или КВН с соседним отрядом, сходить в поход или устроить выставку рисунков. У разнообразной деятельности есть ещё одно преимущество — у ребёнка появляется повод проявить себя, наиболее полно реализовать все свои возможности.

Ещё один принцип, на основе которого дети объединяются в туристских клубах, спортивных секциях и других коллективах, — уровень мастерства, степень овладения делом. Такое может происходить, например, в профильном лагере спортивного ориентирования, так как основная деятельность такого лагеря — тренировка спортсменов — ориентировщиков. В отрядах такого лагеря собираются ребята имеющие разную степень подготовки: от юношеского разряда до мастера спорта, от новичка до призёра международных соревнований.

Самое простое деление — на «новичков» и «бывалых». Чаще всего оно бывает оправдано, когда от того, насколько ребёнок подготовлен, зависят его безопасность и успех коллектива в ответственном деле. Но и это деление должно быть разумным и оправданным, не становясь способом дискриминации ребёнка, сохраняющим за ним возможность перехода из одной группы в другую — «более опытную».

Следует отметить, что чем меньший срок продолжается смена, тем сложнее идут в группе (детском коллективе) процессы объединения, и можно для более коротких смен, выездов и т.д. порекомендовать более однородный состав групп (по возрасту, увлечениям, социальному статусу).

Детские коллективы проживают в своём развитии определённые этапы, разные по значению и протяжённости, и при удачном развитии и прохождении через все этапы группового взаимодействия получается то, что можно назвать «хороший коллектив». (А.Я. Котанс)

Эффективность «лагерного влияния» на ребёнка очень высока, и многие дети, даже повзрослев, вспоминают яркие и наполненные жизнью лагерные смены. В хорошем коллективе у ребёнка появляется возможность опробовать свои силы в новой, непривычной обстановке, включиться в новые отношения. А самым удачным результатом смены будет применение нового опыта, полученного детьми в лагере, в реальной жизни. Итак, как происходит развитие детского коллектива?

Первая стадия — «знакомство» в самом широком смысле слова: у участников отряда возникает потребность исследовать ситуацию, быть включённым в неё. В это время у них формируется чувство принадлежности к отряду, желание устанавливать отношения с другими детьми, что ведёт к возникновению мелких групп часто — пар. Поведение детей зависимое — и от мнения большинства, и от взрослых. Иногда в отряде сразу возникает антилидер. На этой стадии он, как правило, противостоит взрослым. Но напряжённость в отношениях возникает редко - все пока хотят понравиться друг другу, всё неопределённо. В этот период в отряде формируется система правил и традиций (часто негласных), происходит распределение симпатий и антипатий. Основной инициатор в это время — вожатый и воспитатель. Дети могут задумывать и осуществлять небольшие по объёму дела, но с постоянной «оглядкой» на взрослого и на большинство.

Вторая стадия — «раздел территории», или «борьба за власть», или «поиск крайнего». Главная потребность в это время — потребность во власти, в контроле над ситуацией, что проявляется в соперничестве между потенциальными лидерами, между группировками. Стремление к власти может проявиться в попытке воздействовать на конкурентов через «общественное мнение». Но может быть и так: никто не захочет брать на себя ответственность за дело, проявлять активность или стремиться к власти.

В этот период в отряде неизбежны конфликты, стычки, резко может упасть успешность и продуктивность работы. Ошибкой со стороны взрослого было бы взять ответственность на себя («Они так ничего и не сделают», «Надоело, всё сам сделаю», «Всё равно подведут — самому надёжнее») или «свалить кучей» на одного или нескольких детей. Надо помнить, что это этап разрешения внутригрушювых конфликтов, когда «на прочность» проверяются возникшие традиции и отношения. Наилучшим выходом из такой ситуации является поиск «золотой середины». Если же конфликт в отряде попытаться «замять», найти «козла отпущения», воздействовать на непокорных силой — есть риск повторения этой ситуации, но уже по другому поводу — коллектив застревает на этой стадии и не развивается дальше, пока не будет найден конструктивный стиль совместной деятельности.

Третья стадия - привязанности, сплочённости или близости. Главная потребность здесь - в привязанности: устанавливается более тесная эмоциональная связь друг с другом, становится возможным партнёрство, взаимное понимание. Здесь важен баланс между детьми, которые с готовностью жертвуют своими установками, объединяя свои интересы с интересами других, и теми, кто испытывает сложности при сближении и очень осторожно соотносит свои и чужие установки. На этом этапе воспитатель или вожатый остаётся для детей руководителем, моделью поведения, носителем отрядных норм, но атмосферу общения создают уже сами ребята. На этой стадии очень успешны многие коллективные дела, потому что эмоциональный фон отряда можно охарактеризовать как тёплый и приподнятый.

В течение смены отряд может несколько раз прожить чередование этих стадий, каждый раз ование этих стадий, каждый разколько раз прожит Котанс).

Лутошкин А.Н. в своей книге “Как вести за собой” рассматривает несколько ступеней развития коллектива

Вожатый может предложить ребятам определить ту ступень развития, на которой находится отряд в соответствии со следующими определениями.

“Песчаная россыпь”. Много песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Так бывает и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то “сцепляло”. Соединяло людей. Это можно объяснить тем, что дети плохо знакомы друг с другом, а может, просто не хотят пойти на встречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел.

“Мягкая глина”. В руках хорошего мастера глина поддается легко любому воздействию. В ваших руках детский коллектив может перерасти в хороший, слаженный коллектив. Но если не приложить особых усилий он так и будет сравниваться с простым куском глины. В группе, находящейся на этой ступени развития, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Скрепляющим звеном здесь еще являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные - доброжелательные и конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, не чувствуется поддержки.

“Мерцающий маяк”. Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе чувствуется поддержка друзей, желание бывать вместе. Но дружба требует постоянного горения, а не одиночных, правда, частых вспышек. Группа индивидуальна. Однако ей бывает трудно до конца собрать своего, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям. Редка инициатива.

“Алый парус” - символ устремленности вперед, дружеской верности, преданности. Здесь действуют по принципу “один за всех и все за одного”. Дружеское участие и заинтересованность сочетаются с взаимной требовательностью. Хотя группа и сплочена, и инициативна, но бывают бури в их жизнедеятельности, наперекор которым они всегда могут следовать. Не всегда сразу готовы признавать свои ошибки, но постепенно положение может быть исправлено.

“Горящий факел” - это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, взаимопонимание, деловое сотрудничество. Здесь проявляются все качества коллектива, которые были позваны на ступени "Алого паруса".

В эмоциональном развитии временного коллектива существует выраженная пульсация эмоциональных состояний, чередование коллективных настроений разной тональности: приятных, жизнерадостных, бодрых, либо неприятных, тревожных, подавленных. Это явление получило название «маятниковый эффект».

Раскачивание эмоционального маятника происходит с определенной периодичностью, создавая эмоциональный ритм жизни коллектива. Эмоциональные подъемы большой силы не задерживаются долго в крайней точке, за ним следует спад настроения. Попытки удержать состояние подъема за счет эмоционально насыщенных ситуаций приводит к самопроизвольному включению механизма «маятника». Происходит привыкание к ярким впечатлениям, ослабляется восприимчивость, эффективность воздействия. В свою очередь, задержка эмоциональных состояний в положении «спад» вызывает симптомы «эмоционального голода». Радостные переживания, приятные коллективные эмоциональные состояния возникают быстро, тогда как спад настроения происходит постепенно.

Существует несколько подходов к классификации временных объединений. В.П. Ижицкий различает типы временных объединений в зависимости от ведущего вида деятельности:

- трудовые объединения;

- сборы ученического актива;

- учебно-предметные временные коллективы;

- спортивные лагеря;

- военно-спортивные сборы;

- туристско-краеведческие временные коллективы.

Однако вариативность различных временных объединений была и остается достаточно разнообразной. К 80-м годам сложилась система оздоровления, досуга и отдыха, действовавшая без принципиальных изменений до 1992 года. В нее входило 9 типов официально признанных детских здравниц, деятельность которых была регламентирована положениями, инструкциями и другими нормативными документами, разработанными государственными и профсоюзными органами. К ним относятся:

1) Загородный детский оздоровительный лагерь.

2) Пионерский лагерь (загородный, городской, летний, круглогодичного типа «Артек», «Орленок», профильный пионерского актива).

3) Лагерь труда и отдыха – распространенная ранее форма организации общественно полезного труда старшеклассников. Учащиеся старших классов городских школ работали в лагерях труда и отдыха только в летнее время и, как правило, в сельскохозяйственном производстве. Основная задача лагеря – воспитать у школьников любовь и уважение к труду, развить их общественную активность. Лагеря труда и отдыха создавались на базе колхозов, совхозов, лесхозов, а также на промышленных предприятиях, учебно-производственных комбинатах, в сферах обслуживания.

Продолжительность рабочего дня зависела от возраста школьников и вида работ, но не превышала 4 часа. Учащиеся допускались к работе только после занятий по технике безопасности.

В лагере организовывалось соревнование между коллективами учащихся (бригадами, отделениями, звеньями) и между школьниками. В обязательствах по соревнованию основное внимание уделялось качеству работы, культуре труда, строгому соблюдению техники безопасности, трудовой дисциплине, организации культурно-массовой и спортивной работы.

4) Оздоровительный лагерь для старшеклассников.

5) Оборонно-спортивный оздоровительный лагерь для молодежи.

6) Оздоровительно-спортивный лагерь детско-юношеской школы профсоюзов.

7) Трудовой отряд старшеклассников.

8) Колхозный (межколхозный) лагерь для детей и подростков.

9) Пионерский лагерь санаторного типа (летний, круглогодичный).

Многие из них появились сравнительно недавно, и их деятельность регламентируется заказчиками, такими как творческие союзы, ассоциации, общества, организации. К ним относятся:

1) Международные и Всероссийские центры.

2) Социально-педагогические оздоровительные детские центры и комплексы многопрофильного характера.

3) Лагеря детских и юношеских организаций.

4) Профильные лагеря. Такой лагерь подразумевает чётко определённую направленность деятельности детей. Он работает на базе различных секций и досуговых центров (художественный, автомобильный, компьютерный, военно-патриотический, фото, химический, экологический, туристический, экстрим лагеря и др.). Как вариант может быть выезд профильной группы в загородный лагерь. В профильных лагерях детей делят на группы не по возрасту, а по увлечениям (профилю) и уровню подготовки. Ребёнок, в течение года посещающий какой-то кружок, за время каникул может закрепить полученные знания в профильном лагере и не прекращать заниматься любимым делом. Часто реализуется на базе загородного лагеря, может осуществляться, как вариант, как полнофункциональный лагерь, так и как просто отдельная лагерная профильная смена или профильный отряд в лагере. «Профильный или тематический лагерь – форма образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одаренными или социально активными детьми. Проводится как смена юных техников, туристов-краеведов, экологов, спортсменов, математиков, филологов, журналистов, спасателей, моряков, автомобилистов, волонтёров, летняя профильная школа по различным видам детского творчества в период летних каникул с круглосуточным или дневным пребыванием обучающихся».

5) Лагеря актива пионерских и других детских организаций. Формируются на базе какой-либо зарегистрированной детской организации. И, соответственно, работает по планам, утверждённым в данной детской организации. Как варианты – Лидерский лагерь, Коммунарский и т.д. Часто реализуется на базе загородного лагеря, может осуществляться, как вариант, как полнофункциональный лагерь, так и как просто отдельная лагерная смена.

6) Летние базы внешкольных учреждений.

7) Малые академии – это образовательные программы, способствующие непрерывности в развитии творческой научно-исследовательской деятельности учащихся на основе сотрудничества школы и вуза, интеграции образовательных программ общего и дополнительного образования.

8) Летние школы. Разновидность летнего школьного лагеря, в котором сочетаются летний отдых и активные занятия в той или иной области науки. Летние школы призваны в той или иной мере моделировать научное сообщество и привлекать одарённых школьников к исследовательской работе.

9) Компьютерные лагеря – это возможность сочетать активный отдых с освоением компьютерных технологий в непринужденной обстановке и в компании увлеченных сверстников.

10) Детские и юношеские туристические лагеря.

11) Лагеря юных талантов.

12) Лагеря «на воде», «на колесах».

13) Детские круизы – увлекательные береговые экскурсии, специальные детские курсы, например, чтение карт и умение определять направление по звездам, разнообразная анимация.

14) Лагеря-экспедиции – это активная форма пребывания подростков в дикой природе, рассчитана на возраст 12 лет и старше, как занимавшихся ранее туризмом, так и новичков.

15) Лагеря бивуачного типа.

16) Семейные дома отдыха. Форма совместного сотворчества организации досуга родителей, детей и педагогов в рекреативной среде лагерного пространства.

17) Оздоровительные площадки включают в себя разноплановую деятельность, объединяют различные направления отдыха и воспитания.

18) Разновозрастные отряды – это отряды, объединяющие ребят разных возрастов одним, интересным для всех делом;

19) Лагеря ученических производственных бригад. В настоящее время существуют разные модели (формы) организации деятельности ученических производственных бригад. Выделяют пять таких моделей.

Первая модель – это бригады, являющиеся структурными подразделениями школы, имеющие в собственности землю и технику для её обработки, ведущие круглогодичную рентабельную деятельность.

Вторая модель – это бригада, не имеющая своей земли и техники, но являющаяся структурным подразделением базового сельскохозяйственного предприятия, ведущая круглогодичный цикл работ на договорных условиях.

Третья модель – бригада, имеющая свою землю, но при этом из-за отсутствия необходимой техники для её обработки ведущая хозяйство на договорных условиях с фермерами или сельскохозяйственными предприятиями.

К четвёртой модели относятся бригады, ведущие хозяйство совместно с расположенными в селе учреждениями профессионального образования.

Пятая модель – новая форма организации ученических производственных бригад: это межшкольные ученические производственные бригады, объединяющие несколько школ для создания единой ученической производственной бригады.

Эти уникальные формы работы в основном распространены в сельских школах.

20) Летние полевые станы. Размещение полевых станов и летних лагерей производится в тех случаях, когда часть полей находится в значительном расстоянии от хозяйственных центров. Полевые станы делятся на передвижные, состоящие из вагончиков, передвигаемых за полеводческой бригадой; временные, развертываемые в палатках, будках, и постоянные – постройки типа домов облегченных конструкций.

21) Летние базы школьных лесничеств (И.И. Фришман).

В последнее время появились специфические лагеря различных организаций (скауты, green-peace) и церковных конфессий, многопрофильные лагеря, детские центры.

В ряду временных детских коллективов особое место в нашей стране занимали крупные детские центры, в которых собирались дети со всего многонационального Советского Союза. Это лагеря ЦК ВЛКСМ «Артек», «Орленок», «Океан». Несмотря на то, что эти лагеря изменили свой статус в связи с распадом СССР, они продолжают выполнять роль международных детских центров, лабораторий опыта работы с детьми во временном коллективе.

Исследователи (Н.Е. Четвергова, О.С. Газман, А.Г. Кирпичник, В.Д. Иванов) выделяют особенности формирования воспитывающей среды в условиях временного детского объединения.

Образовательно-воспитательная среда лагеря предоставляет ребенку возможность получения информации, удовлетворяет психологическую потребность ребенка в принадлежности к себе подобным, реализует необходимые для развития виды и формы деятельности и общения, которые по тем или иным причинам не может предоставить школьная среда.

Первая особенность – кратковременость существования. Максимальный срок существования временных коллективов не превышает, как правило 40-45 дней, а наиболее распространенный – 12-16 дней. За эти дни при наличии значимой цели, насыщенной общественно-полезной деятельностью, а также ряда других условий, кратковременное общество способно приобрести характеристики относительно зрелого, действующего как единое целое коллектива.

Вторая особенность – сборность состава, т.е., в нем объединены учащиеся разных классов, школ, районов, иногда регионов, ранее не знавшие или почти не знавшие друг друга.

К существенным особенностям временного коллектива относится автономность его существования. Выделяя эту особенность, исследователи (О.С. Газман, В.Д. Иванов, А.Г. Кирпичник) фиксируют временное ослабление влияния на школьника его семьи, класса, дружеской компании, групп.

Временное объединение, как правило, имеет четко обозначенное пространство жизнедеятельности. Создаются условия, при которых за счет ослабления других влияний, особенно отрицательных, усиливается воспитательное воздействие временного коллектива.

Следующая особенность – публичный (коллективный) характер деятельности, общения всей жизни. Практически 24 часа в сутки дети и взрослые находятся в обществе друг друга, когда «каждый поступок, действие личности, осуществляется в коллективе, “просвечивается” через коллективные нормы, установки, ценности».

Еще одна особенность – завершенность деятельности и развития. За период лагерной смены детское объединение совершает как бы законченный цикл от рождения до завершения функционирования.

Сформировать за короткий период дружный и сплоченный коллектив из ребят своего отряда – одна из основных задач, которую ставит перед собой каждый вожатый.

Наряду с указанными ведущими особенностями временного коллектива можно выделить еще и следующие:

- четко обозначенную функциональность, т.к. коллектив создается преимущественно для выполнения определенной общественно-значимой деятельности;

- повышенную коммуникативность, под которой понимается высокая интенсивность значимого общения, его эмоциональный и интеллектуальный характер в процессе деятельности;

- разнообразная деятельность. Насыщенность всего периода смены, каждого дня разноплановой интересной жизнью делает лагерь очень привлекательным для детей и подростков, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать все и успеть везде»;

- интенсивность освоения детьми различных видов деятельности. Задача педагога – не только заинтересовать ребенка каким-либо делом, но и помочь ему достичь определенного положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.

- оптимальные условия для педагогического управления, круглосуточный контроль воспитателей и вожатых;

- коллективный характер жизнедеятельности в условиях временного объединения, индивидуальная деятельность (не специально организованная) практически исключена, она вплетается в десятки, сотни индивидуальных вкладов в общее дело.

Все особенности временных коллективов тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Система работы с детьми в летнее время характеризуется:

• массовостью и добровольностью участия детей в предлагаемых видах и формах организации их свободного времени;

• дифференциацией интересов детей и подростков с учетом уровня их потребностей и запросов;

• возможностью выбора разнообразных сфер общения и отношений в пространстве свободного времени;

• субъект-субъектными отношениями взрослых и детей на основе совместного интереса и деятельности (И.И.Фришман).

Психолого-педагогическими условиями развития временного детского коллектива являются:

• Установление положительных отношений между взрослыми и детьми, формирование нравственного климата во временном коллективе.

• Продуманная и спланированная организация жизнедеятельности детей и педагогическое управление временным детским коллективом.

• Единые педагогические требования.

• Разнообразная деятельность (спортивная, интеллектуальная, художественно-прикладная, трудовая, творческая).

• Создание ситуации значимости (референтности) и успеха для каждого члена временного детского коллектива.

• Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива ребят, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения целей жизни отряда, лагеря.

Таким образом, для развития временного детского коллектива необходимо учитывать особенности и психолого-педагогические условия, позволяющие сплотить детей, наладить дружеские взаимоотношения, научить ребят находить компромисс, «примерять» разные социальные роли – быть и лидером, и ведомым, сформировать умение входить в группу и не растворяться в ней.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: