Развитие старших подростков (14-16 лет)

Физическое развитие:

- наступает зрелость, сопровождаемая физическими и эмоциональными изменениями (у мальчиков в среднем к 15 годам, у девушек к 13 годам);

- завершается рост скелета.

Характерные особенности:

 - развивается мужское и женское поведение;

- завершается формирование социальных установок;

- ориентация на мир взрослых;

- достижение личного самоопределения;

- стремление утвердиться в мире взрослых индивидуально;

- желание поставить себя в позицию взрослого;

- девочки начинают интересоваться мальчиками раньше, чем мальчики девочками;

- наблюдается беспокойство о своей внешности;

- рождается первая любовь;

- растет социальная активность;

- появляется стремление к достижению независимости от своей семьи;

- происходит выбор будущей профессии;

- появляются крайности в поведении, например, «я знаю все!»;

- возникают интимные, эмоциональные отношения между юношами и девушками;

- «пренебрежение» к советам взрослых;

- кризис независимости;

- проявляется желание понять себя, отвечать за себя, за общее дело;

- проявляется сознательное желание принести благо другим людям.

Советы вожатому:

- оказывать помощь подросткам в принятии их своими сверстниками;

- построить руководство поведением подростков так, чтобы оно происходило без излишнего вмешательства и давления со стороны взрослых;

- создавать необходимые условия для отдыха;

- организовывать для мальчиков спортивные соревнования, а девушек вовлекать в активные дела в помещении.

2.3. Основы конфликтологии для вожатых [2]

В данном подразделе рассматриваются особенности конфликтных ситуаций, характерных для малых групп, объединенных короткими временными рамками, типы личности детей и подростков, склонных к конфликтному поведению. Предложены приемы и упражнения работы с детьми в общих распространенных конфликтных ситуациях.

Конфликтные ситуации в жизни любого человека неизбежны. Они происходят в любых групповых сообществах, будь то семья, школа, кружок по интересам или летний лагерь. Безусловно, существуют особенности в возникновении конфликтов между детьми разного возраста, ребенком и взрослым, между взрослыми. Мы акцентируем свое внимание на описании причин возникновения и возможностей решения конфликтов, возникающих в группе детей, а также между взрослым и ребенком. Несмотря на то, что каждая конфликтная ситуация обладает своей специфичностью, существуют группы общих конфликтов, которые характерны для детей определенного возраста или определенного типа личности. Если дети раннего или дошкольного возраста могут не поделить игрушку или проявить физическую агрессию по отношению к сверстникам, то подростки и люди юношеского возраста конфликтуют по принципиально иным поводам: скорее всего это психологические аспекты справедливости, обиды, ущемления свободы в отношении их личности. Подобные причины для конфликтов характерны для любых объединяющих детей и подростков сообществ, в том числе для детских лагерей.

Прежде чем перейти к практическим аспектам данной проблемы дадим краткое определение понятию «конфликт». Понятие произошло от латинского слова «conflictus» – столкновение. Трактуется как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия.

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая в себя противоречивые позиции сторон по какому-либо вопросу или поводу. К конфликту могут привести противоположные цели и средства их достижения, а также несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.

Любая конфликтная ситуация содержит в себе объект конфликта и возможных субъектов конфликтной ситуации. Для разворачивания конфликта необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Тогда конфликт признается потенциальным. Но актуальный конфликт развивается лишь в том случае, когда противоположная сторона отвечает тем же.

В современной психологии выделяют следующие основные типы конфликта:

- внутриличностный – при котором отдельные черты личности или ее ценностные установки вступают в столкновение между собой;

- межличностный – обычно возникает между двумя или более отдельными личностями. Конфронтация может возникнуть по поводу потребностей, мотивов, целей, ценностей;

-личностно-групповой – возникает в случаях несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям;

- межгрупповой – при котором происходит столкновение стереотипов поведения, норм, ценностей, целей различных групп.

Практически с каждым из представленных типов конфликтного взаимодействия вожатому приходится сталкиваться в процессе своей практической деятельности.

К ситуациям внутриличностного конфликта мы отнесем столкновение интересов и ценностей личности самого вожатого. Поводов, способных привести к внутриличностному конфликту в практике вожатого, достаточно много: выбор наказаний и поощрений для детей отряда, выбор стиля общения с администрацией лагеря, родителями. Оценка своей личности как соответствующей или не соответствующей должности вожатого и др. Если в представленных ситуациях вожатый сталкивается со сложной для себя дилеммой морального выбора, то он может испытывать сложные отрицательные чувства и считать свою деятельность неуспешной и неподходящей для себя.

Ситуации межличностных конфликтов возникают в лагерной смене периодически. Всегда есть дети, которые посчитают, что в определенных ситуациях их права нарушаются и они будут добиваться справедливости, часто подключая к разрешению конфликта власть и авторитет вожатого. К конфликтному общению склонны дети и подростки определенного личностного склада. Мы, безусловно, выделим детей, которые в ходе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми проявляют агрессию, демонстративное поведение, обидчивость. К особой группе, часто провоцирующей конфликты, относятся дети и подростки, лишенные попечения родителей (из приютов, детских домов и иных закрытых воспитательных учреждений). У детей, находящихся в определенных условиях депривации, часто нарушено ощущение самоценности. Отвергаемые дети, не имеющие статуса среди сверстников, очень часто демонстрируют отрицательное поведение и склонность к конфликтам.

Личностно-групповой конфликт также периодически может возникать в ходе лагерной смены. Конфликт между группой и личностью на уровне детского коллектива часто бывает у двух ярко выраженных типов личности, так называемых лидеров и аутсайдеров. Группа может бойкотировать их поведение и лишить их общения с остальными участниками группы по различным причинам. Это серьезная проблема, если в отряде появляются отвергаемые по каким-либо причинам личности, либо отдельная личность противопоставляет себя остальному коллективу.

Межгрупповой конфликт в условиях лагеря может разворачиваться между разыми профессиональными и административными звеньями. К примеру, между вожатыми и администрацией лагеря, между вожатыми и родителями детей отряда, между детьми разных отрядов.

Актуальный конфликт всех четырех перечисленных типов может развиваться как конструктивный (стабилизирующий) или неконструктивный.

Неконструктивный конфликт характеризуется тем, что один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится подавить партнера, дескридитируя и унижая его в глазах окружающих. Обычно это вызывает сопротивление второй стороны. Диалог сопровождается взаимными оскорблениями, решение проблемы становится невозможным, разрушаются межличностные отношения.

Конструктивным конфликтом считается тот, при котором оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов, отношений и не касаются личностных сторон друг друга.

Опишем основные стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Р. Блейк и Дж. Моутон выделяют четыре основных стратегии поведения: сотрудничество, направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон; компромисс-урегулирование разногласий через взаимные уступки; избегание, заключающееся в стремлении выйти из конфликта, не решая его, не уступая своего, но и не настаивая на своем. Приспособление – это тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами.

Невозможно быть абсолютно бесконфликтным человеком. Такое поведение является эмоционально нереальным и ненадежным, так как часто лишено искренности. Другие люди в общении с бесконфликтным человеком наверняка никогда не знают, выдержит ли их общение какое-либо резкое несовпадение взглядов и интересов, если оно случится. Поэтому важно искренне выражать свои эмоции и придерживаться конструктивной линии в разрешении конфликтов.

Педагог, воспитатель, вожатый часто при выражении своего раздражения, гнева или обиды испытывает чувство вины. Важно открыто проявлять все человеческие эмоции (критику, скуку, интерес, радость, страх и др.). Если вожатый будет всегда подавлять свое чувство гнева, раздражения, обиды, то он может эмоционально «взрываться» без видимой причины или бeдет подвержен внутриличностному конфликту.

Если вожатый будет бояться конфликтных ситуаций, то он не сможет дать своим воспитанникам образец адекватного восприятия жизненных проблем и конструктивного поиска их решения. Если межличностные столкновения постоянно подавляются, то они загоняются внутрь и проявляются в преобразованном виде, под какой-нибудь социально-приемлемой маской. Например: если ребенку запрещают проявлять свои чувства обиды, ревности, страха, то у него могут начать проявляться психосоматические симптомы в виде головных болей, слабости, аллергии и др.

Существует психологический шаблон, что возражение есть неуважение. И подавленные эмоции у детей найдут выход в других, более разрушительных действиях (на более слабых сверстниках, беспомощных животных). То есть, постоянное избегание и подавление конфликтных ситуаций может провоцировать рост неадекватных реакций у склонных к конфликтному поведению детей.

Рассмотрим подробнее, как могут выражаться конфликтные формы общения и взаимодействия у детей и подростков.

Прежде всего мы коснемся вопроса проявления агрессии. Какую-бы агрессивную реакцию мы не рассматривали, безусловно, ее проявление ведет к напряжению в отношениях и, как следствие, приводит к конфликту. Проявления агрессии друг к другу в детском сообществе – достаточно частое явление. Многие дети ссорятся, обзываются, иногда дерутся. Взрослые не допускают, что два ребенка, привязанных друг к другу, могут энергично бороться между собой. Но это важный этап для здорового эмоционального и физического развития и жизненного опыта детей.

У большинства детей с возрастом проявления агрессивности уступают место просоциальным формам поведения, но иногда агрессивность трансформируется в устойчивое качество личности.

В ходе лагерной смены вожатые могут часто сталкиваться с жалобами детей друг на друга, демонстративным криком в отношении нежелательного для общения сверстника. Данные проявления относятся к косвенной вербальной агрессии. Прямая вербальная агрессия будет выражаться в оскорблениях и унижениях других детей. Агрессивный ребенок часто вместо имен может использовать такие оскорбления, которые больно ранят других, так как затрагивают их внешние данные или качества личности (жир-трест, дылда, коротышка, жора-обжора и т.д.).

Физическая агрессия также может быть косвенной и прямой. Косвенная агрессия проявляется в нанесении опосредованного ущерба ребенку или взрослому, что выражается в порче его вещей или продуктов деятельности. Прямая агрессия имеет разную амплитуду выражения: от возможности показать кулак до физического нападения (драки) с использованием любых предметов, нанесения физического вреда своей жертве.

Безусловно, если проявления вербальной агрессии свойственны многим людям и вожатый может не торопиться с реакцией и проявлением своей педагогической позиции по отношению, например, к ябеде, то факты физической агрессии в детской и подростковой среде должны быть безотлагательно зафиксированы и разрешены с применением разнообразных методов административного и психолого-педагогического воздействия.

Психологи среди основных причин агрессивного поведения выделяют следующие: привлечение внимания, подчеркивание своего превосходства, защита, стремление быть главным. Основная проблема агрессивных детей лежит в сфере общения. Агрессивный ребенок имеет предвзятое мнение о том, что поступками окружающих руководит враждебность, и он приписывает другим детям враждебные намерения и пренебрежение к себе, воспринимает другого ребенка или взрослого как конкурента или врага. Всех агрессивных детей объединяет общее свойство: невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.

Оказание психолого-педагогической поддержки ребенку с агрессивным поведением должно быть направлено на преодоление внутренней изоляции, на формирование понимания позиции других людей.

Достаточно многочисленной группой детей в отряде могут являться обидчивые дети. Конечно, данное качество личности ребенка не имеет такой прямой разрушительной силы как агрессия, но тоже может стать препятствием в формировании теплых, сплоченных отношений в отряде.

К обидчивости относят болезненное переживание человеком игнорирования или отвержения со стороны партнеров по общению. Данное качество начинает ярко проявляться к шести-семилетнему возрасту. Связано это с появлением потребности в признании и уважении сначала взрослыми, затем сверстниками. Проявляется данное качество в остром переживании ущемленности своего «Я», своей непризнанности, незамеченности.

В ситуации конфликта обидчивый ребенок или подросток может демонстративно не разговаривать, отворачиваться, всячески показывать свои страдания. К подобным реакциям могут привести такие события в лагере, как подготовка к концерту, мероприятию, спортивной встрече. Если ребенку не дали желаемой роли, отказали в награде или подарке, похвалили за успешное выступление других детей, все это является поводом для обиды и дестабилизирует жизнь в отряде.

Обидчивые дети постоянно видят в окружающих пренебрежение и неуважение к себе, поэтому поводов для обиды у них достаточно много. К примеру: восхищение работой или выступлением других детей для обидчивого ребенка становится столь невыносимым, что он не может ничего делать. Он может начать проявлять сильные отрицательные эмоции: подавленность, беспомощность, плаксивость. Обидчивые дети воспринимают успехи других как собственное унижение и игнорирование себя. Яркой характеристикой обидчивых детей является установка на оценочное отношение к себе и постоянное ожидание положительной оценки.

Необходимо обобщить все вышесказанное и отметить, что все формы конфликтного поведения: агрессия, обидчивость, демонстративность, имеют в своей основе устойчивое фиксирование ребенка или подростка только на своей личности и отношении к себе.

То же самое мы можем сказать и о детях, растущих в условиях родительской депривации. Восприятие своей жизненной ситуации как травматичной и обделенной многими базовыми элементами болезненно переживается детьми, снижает их самооценку и концентрирует на собственных переживаниях и проблемах.

Главным вопросом для вожатых становится поиск решения, что же делать в конкретных ситуациях конфликта с данными проблемными категориями детей и подростков.

Часто педагогика оказывается на грани возможностей в тех случаях, когда сталкивается с проявлением аффектов у детей. Нежелание понять –главное препятствие на пути любых воспитательных воздействий. К успеху приводят не поиски рецептов (что я должен делать), а понимание причин конфликтного поведения, выражающихся в агрессии, страхе, обиде и прочих деструктивных проявлениях. Понимая корень причины конфликтного поведения, вожатый может начать применять приемы и упражнения, которые помогут разрядить ситуацию и проанализировать конфликт.

Поэтому в любой конфликтной ситуации нужно придерживаться следующих шагов (алгоритма действия):

1. Задать себе вопрос: могу ли я понять? (этого ребенка, этого подростка, этого человека). Понять его чувства. Нежелание понять – главное препятствие на пути воспитательных воздействий. Понимание изменяет установку по отношению к «трудному ребенку», «трудному подростку». Помогает разрешить ситуацию конструктивно. Не добиться, а договориться. Негативное поведение, которое внешне выражается в гневе, злобе и агрессии, выплескивается как из кувшина, в глубине всегда таят боль, обиду и страх. Еще важнее внутренние базисные потребности любого ребенка и человека – в любви, внимании, успехе, понимании, уважении. В основе этих потребностей лежат базисные стремления: я – хороший, я – любим, я – могу.

2. Быть позитивным и искренним! Говорить с ребенком не только о проблемах, но и об успехах! Из любых конфликтных ситуаций всегда можно извлечь уроки: Прежде всего необходимо подумать о том, чему и вас, и детей научила данная ситуация, какую пользу можно извлечь из этого печального опыта.

3. Чтобы избежать недоразумения и определить конфликтное противоречие, никогда нельзя предполагать, что ребенок или подросток вас понял. Необходимо установить обратную связь, пока наверняка не удастся убедиться, что участники конфликта друг друга услышали. Переспрашивайте с формулировкой: правильно ли я тебя понял? Просите повторить высказанную вами мысль.

Когда острота конфликта спадет, можно применить традиционные приемы и упражнения, направленные на конструктивное отношение к конфликтным ситуациям в целом.

Возрастной диапазон предложенных упражнений начинается с младшего школьного возраста и старше.

Упражнение «Музейные каталоги», в ходе которого каждый участник обсуждения пишет, какие свои старые конфликты он помнит. Участники обмениваются равноценными (упражнение помогает избежать интриг, сплетен, подозрительности).

Упражнение по установлению обратной связи. Пишутся карточки с заданиями, которые участники должны разыграть. Один человек говорит утверждение или просьбу, другой передает, как он это понял. Возможно невербальное проигрывание. Просьба, написанная на карточке, передается участникам обсуждения с помощью пантомимы (упражнение дает возможность увидеть, что ситуация всеми понимается по-разному и конфликты происходят по недоразумению).

Упражнение «Отражение агрессии». В ходе лагерной смены один раз в неделю позволять детям отдавать приказания взрослым людям. Как взрослые всегда заставляют детей сделать что-то, например: убери комнату, вынеси мусор и др., так и детям дается возможность в приказном тоне изложить какое-либо требование или просьбу. Особенно данное упражнение актуально для подростков, так как в подростковом возрасте очень остро переживается проблема собственных прав.

Упражнение «Переключение ролей». Например: ребенок в роли вожатого, вожатый в роли ребенка. В процессе имитации поведения взрослые могут непосредственно увидеть и испытать, как они выглядят в глазах своих воспитанников. Можно изобразить отталкивающее, раздражающее или провокационное поведение.

Возможно применение опосредованных форм работы с конфликтом. В этих упражнениях используются три способа расслабления: концентрация внимания на дыхании, расслабление телесных зажимов, концентрация на успокаивающем образе или звуке. Возможно использование релаксационной мелодии, любимой мелодии, концентрация на любимых зрительных образах, на приятных воспоминаниях.

Также к упражнениям, направленным на расслабление, относится рисование неведущей рукой. Детям и подросткам можно предложить нарисовать свое настроение, свои отрицательные чувства, написать слова или словосочетания, которыми можно охарактеризовать их рисунок.

Можно написать письмо обидчику, без отправления, высказать все человеку, представляя его визуально или глядя на его фотографию.

Мы рассмотрели основные приемы работы с детьми и подростками, направленные на конструктивное переживание конфликтных ситуаций и отреагирование ими отрицательных эмоций и чувств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: