Чтобы добиться успеха в своей деятельности, вожатый лагеря должен стать для детей и подростков не только руководителем и организатором, но и старшим товарищем, другом, к которому бы все прислушивались; человеком, умеющим чувствовать настроение, правильно подбирать игры, разумно реагировать на шалости, умеющим предотвращать конфликты, контролировать ситуацию, разрешать уже возникшие конфликты, умело предоставляющим детям разумную свободу.
Знание возрастных особенностей детей и подростков, характеристик физического развития, особенностей их поведения в том или ином возрасте поможет в процессе воспитательной деятельности.
Развитие детей младшего возраста (5-8 лет).
Физическое развитие:
- руки и ноги растут быстрее тела;
- общее управление телом хорошее;
- координация глаз и рук улучшается к 7 годам;
- сердечно-сосудистая система отстает в своем развитии от других органов и систем, что приводит к быстрой утомляемости, особенно от однообразных движений;
- невелик запас прочности опорного аппарата;
|
|
- слабая мускулатура, особенно спины и брюшного пресса, что повышает возможность различных травм во время игр (растяжение связок и т.д.), нарушения осанки.
Характерные особенности:
- высокий уровень активности;
- желание научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо;
- лучшая награда – похвала,
- стремление получить время на самостоятельные занятия;
- формирование целеустремленности, или самоуверенности, или агрессии;
- кризис 7 лет – «кризис непосредственности»;
- считают друзьями тех, кото видят чаще всего;
- любознательны;
- отличаются конкретностью мышления;
-подвижны;
- не умеют долго концентрировать свое внимание на чем-либо одном;
- высокий авторитет старшего товарища.
Советы вожатому:
- организовывать подвижные игры с ограничением прыжков и бега,
- развивать умения лазать;
- использовать ритмические виды деятельности, пение, драматические постановки;
- обучать правильным навыкам труда;
- обеспечить детей конкретными поручениями и творческой свободой при их выполнении;
- предоставлять детям свободу действия, развивать способности.
Развитие детей среднего возраста (9-11 лет).
Физическое развитие:
- рост девочек опережает рост мальчиков;
- начинается процесс полового созревания (сначала у девочек, потом у мальчиков);
- учащается серцебиение;
- чаще появляется головная боль;
- ускоряется развитие скелета, рук, ног;
- активно развивается нервная система ребенка, отличаясь повышенной возбудимостью.
Характерные особенности:
- стремление повелевать у мальчиков, подчиненность у девочек;
|
|
- энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны;
- часты беспокойные состояния, нуждаются в постоянной деятельности;
-стремятся к большой мускульной активности, любят коллективные игры;
- шумны, спорят, влюбчивы;
- боятся поражения, чувствительны к критике;
- интересы постоянно меняются;
- мнение группы более важно и значимо, чем мнение взрослых;
- укрепляется волевая сфера;
- бурно проявляются эмоции;
- повышенное стремление к спорам, неуступчивость;
- в контакт вступают легко, но склонны к конфликтам со сверстниками, взрослыми, родителями;
- стремятся «испытать» себя в активной практической деятельности;
- увлекаются коллективной деятельностью;
- выполняют легко и охотно поручения, но не безразличны к той роли, которая им выпадает;
- не увлекают далекие цели и перспективы, неконкретные поручения, отвлеченные беседы;
- неудача вызывает резкую потерю интереса к делу.
Советы вожатому:
- поощрять и хвалить детей;
- использовать такие виды деятельности, которые дают простор проявлению мускульной активности;
- организовывать коллективные спортивнные игры, занятия по интересам;
- организовывать разумное руководство, пробуждать в детях интерес к окружающему миру.
Развитие подростков (12-14 лет).
Физическое развитие:
- девочки обычно выше мальчиков;
- половое созревание;
- быстрый рост мускулатуры;
- завершение роста скелета;
- мальчики отстают от девочек в среднем на 2 года.
Характерные особенности:
-дети испытывают внутреннее беспокойство;
- антогонизм между мальчиками и девочками, дразнят друг друга;
- мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых;
- дисциплина может страдать из-за «группового» авторитета;
- стремятся к соревновательности, подчиняют свои интересы мнению команды;
- сопротивляются критике;
- появляется интерес к заработку;
- возникает потребность правильно оценить и использовать свои возможности;
- отчуждение от взрослых;
- стремление утвердить свою самостоятельность;
- остро ощущаемая потребность в активности;
- горячий энтузиазм, который быстро гаснет, если не может претвориться в какое-либо действие;
- формируется собственная точка зрения на взаимоотношения между людьми, моральные требования и оценки;
- развивается самооценка, самосознание, стремление определить свое место среди сверстников и взрослых.
Советы вожатому:
- проводить коллективные игры (различные для мальчиков и девочек);
- отдавать предпочтение спортивным играм;
- использовать общий энтузиазм при выполнении различных заданий;
- воздействовать опосредованно – через друзей, рассказы о своих проблемах, демонстрацию различных вариантов поведения и его результатов.