Возрастные особенности детей и подростков

Чтобы добиться успеха в своей деятельности, вожатый лагеря должен стать для детей и подростков не только руководителем и организатором, но и старшим товарищем, другом, к которому бы все прислушивались; человеком, умеющим чувствовать настроение, правильно подбирать игры, разумно реагировать на шалости, умеющим предотвращать конфликты, контролировать ситуацию, разрешать уже возникшие конфликты, умело предоставляющим детям разумную свободу.

Знание возрастных особенностей детей и подростков, характеристик физического развития, особенностей их поведения в том или ином возрасте поможет в процессе воспитательной деятельности.

Развитие детей младшего возраста (5-8 лет).

Физическое развитие:

- руки и ноги растут быстрее тела;

- общее управление телом хорошее;

- координация глаз и рук улучшается к 7 годам;

- сердечно-сосудистая система отстает в своем развитии от других органов и систем, что приводит к быстрой утомляемости, особенно от однообразных движений;

- невелик запас прочности опорного аппарата;

- слабая мускулатура, особенно спины и брюшного пресса, что повышает возможность различных травм во время игр (растяжение связок и т.д.), нарушения осанки.

Характерные особенности:

- высокий уровень активности;

- желание научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо;

- лучшая награда – похвала,

- стремление получить время на самостоятельные занятия;

- формирование целеустремленности, или самоуверенности, или агрессии;

- кризис 7 лет – «кризис непосредственности»;

- считают друзьями тех, кото видят чаще всего;

- любознательны;

- отличаются конкретностью мышления;

-подвижны;

- не умеют долго концентрировать свое внимание на чем-либо одном;

- высокий авторитет старшего товарища.

Советы вожатому:

- организовывать подвижные игры с ограничением прыжков и бега,

- развивать умения лазать;

- использовать ритмические виды деятельности, пение, драматические постановки;

- обучать правильным навыкам труда;

- обеспечить детей конкретными поручениями и творческой свободой при их выполнении;

- предоставлять детям свободу действия, развивать способности.

Развитие детей среднего возраста (9-11 лет).

Физическое развитие:

- рост девочек опережает рост мальчиков;

- начинается процесс полового созревания (сначала у девочек, потом у мальчиков);

- учащается серцебиение;

- чаще появляется головная боль;

- ускоряется развитие скелета, рук, ног;

- активно развивается нервная система ребенка, отличаясь повышенной возбудимостью.

Характерные особенности:

- стремление повелевать у мальчиков, подчиненность у девочек;

- энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны;

- часты беспокойные состояния, нуждаются в постоянной деятельности;

-стремятся к большой мускульной активности, любят коллективные игры;

- шумны, спорят, влюбчивы;

- боятся поражения, чувствительны к критике;

- интересы постоянно меняются;

- мнение группы более важно и значимо, чем мнение взрослых;

- укрепляется волевая сфера;

- бурно проявляются эмоции;

- повышенное стремление к спорам, неуступчивость;

- в контакт вступают легко, но склонны к конфликтам со сверстниками, взрослыми, родителями;

- стремятся «испытать» себя в активной практической деятельности;

- увлекаются коллективной деятельностью;

- выполняют легко и охотно поручения, но не безразличны к той роли, которая им выпадает;

- не увлекают далекие цели и перспективы, неконкретные поручения, отвлеченные беседы;

- неудача вызывает резкую потерю интереса к делу.

Советы вожатому:

- поощрять и хвалить детей;

- использовать такие виды деятельности, которые дают простор проявлению мускульной активности;

- организовывать коллективные спортивнные игры, занятия по интересам;

- организовывать разумное руководство, пробуждать в детях интерес к окружающему миру.

Развитие подростков (12-14 лет).

Физическое развитие:

 - девочки обычно выше мальчиков;

- половое созревание;

- быстрый рост мускулатуры;

- завершение роста скелета;

- мальчики отстают от девочек в среднем на 2 года.

Характерные особенности:

 -дети испытывают внутреннее беспокойство;

- антогонизм между мальчиками и девочками, дразнят друг друга;

- мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых;

- дисциплина может страдать из-за «группового» авторитета;

- стремятся к соревновательности, подчиняют свои интересы мнению команды;

- сопротивляются критике;

- появляется интерес к заработку;

- возникает потребность правильно оценить и использовать свои возможности;

- отчуждение от взрослых;

- стремление утвердить свою самостоятельность;

- остро ощущаемая потребность в активности;

- горячий энтузиазм, который быстро гаснет, если не может претвориться в какое-либо действие;

- формируется собственная точка зрения на взаимоотношения между людьми, моральные требования и оценки;

- развивается самооценка, самосознание, стремление определить свое место среди сверстников и взрослых.

Советы вожатому:

- проводить коллективные игры (различные для мальчиков и девочек);

- отдавать предпочтение спортивным играм;

- использовать общий энтузиазм при выполнении различных заданий;

- воздействовать опосредованно – через друзей, рассказы о своих проблемах, демонстрацию различных вариантов поведения и его результатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: