Цель периода:
- подведение итогов всей лагерной смены;
- реадаптация ребёнка к возвращению в свой постоянный детский коллектив;
- этап анализа деятельности каждого ребенка.
Задачи периода:
- подведение «деловых» итогов смены;
- коллективная оценка приобретённого опыта;
- самооценка полученного в лагере опыта, осознание личного роста каждым ребенком;
- подготовка лагеря к следующей смене.
Формы работы:
Вечер неразгаданных тайн; Огонек «Расскажи мне обо мне»; Линейка закрытия лагерной смены (вручение наград, грамот, памятных призов); Итоговый сбор отряда. Прощальный вечер «Я оставляю Вам на память»; Ярмарка; Выставки по результатам работы кружков, творческих групп; Прощание с лесом, с речкой, с лагерем, последнее купание, последняя зарядка, последний матч.; Прощальный концерт; «Карнавальная ночь»; КТД «Скоро лагерю скажем «прощай»; Бюро добрых услуг «Незабудка»; Вожатский концерт; Прощальная дискотека; Гала-концерт; Акция «Сбор вещей/чемоданов», «Обнимашки».
3.4. Принципы и методика планирования работы вожатого в детском оздоровительном лагере
Планирование – оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей; деятельность, связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем.
План – документ, учитывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы.
План оздоровительно-воспитательной работы – документ, в котором отражена стратегия и тактика развития временного детского коллектив, система воспитательной деятельности вожатого, ребенка и всего детского коллектива.
Виды планов:
· Перспективный – разрабатывается на период (лето), включает в себя: цели и задачи лагеря, условия материальной и технической базы, особенности каждой смены, детского и взрослого коллективов, планируемые мероприятия, планы работы кружков.
· Календарный (план лагеря на смену) – это документ, который конкретизирует и дополняет перспективный план, в котором обозначены мероприятия, в подготовке и проведении которых принимает участие весь лагерь.
План-сетка – форма планирования лагерной смены, охватывает содержание всего периода, представляет собой список мероприятий по дням, включает общелагерные и отрядные мероприятия.
План-сетка готовится до отъезда в детский лагерь. В план-сетку включаются по порядку: дни заезда, отъезда; банные дни, родительский день, традиционные праздники для данного детского лагеря; дни дежурства, и только потом – планируемые отрядные мероприятия с учетом их периодичности (в каждом отряде свои и делается это уже в лагере вместе с ребятами).
· Ежедневный – (план отряда на каждый день (утро – день – вечер)), в разработке плана принимают участие вожатые совместно с детьми.
Рекомендации по планированию:
- соответствие целям и задачам программы лагеря;
- гуманистическая направленность планируемых дел;
- учет возрастных особенностей, интересов и потребностей детей;
- разнообразие содержания, форм, методов воспитательной деятельности;
- систематичность, последовательность, преемственность в подборе видов деятельности;
- реальность планов (по видам деятельности, по срокам);
- согласованность плана отряда с планом работы детского оздоровительного лагеря;
- учет трех основных периодов смены: организационный, основной и заключительный, каждый из которых имеет свои особенности, педагогические задачи, формы и методы работы;
- рациональное распределение времени на воспитание, оздоровление, отдых и спорт в течении дня, включающее мероприятия после завтрака, полдника и ужина;
- организованная деятельность должна быть посильной для ребенка, соответствовать его интересам, стимулировать творчество и самостоятельность, допускать возможность выбора способов достижения заданных целей, способствовать удовлетворению потребностей личности в самоутверждении.
Глава 4. Организация досуговой деятельности в детском оздоровительном лагере