double arrow

Методика конструирования и организации коллективного творческого дела (КТД)


Понятие «Коллективное Творческое Дело» было введено в обиход Игорем Петровичем Ивановым как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа создавала его впервые.

Идея КТД довольно проста: ребята сами ищут дела по душе, сами делают выбор, сами их планируют (придумывают, режиссируют) при деятельном участии вожатого. Вожатый по ходу подготовки только помогает в реализации планов, передает свой опыт. КТД тогда ценно, когда в нем каждому члену коллектива находится дело по душе. Это важно.

Коллективно творческое дело это:

Дело,потому что оно представляет собой заботу о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях.

Оно – коллективное,потому что осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива – ребят и их вожатых, как их общая забота. Это такая организация дела, при которой у всех есть роли, все воодушевлены на поиск деятельности, все проходят ступени общих дел: поиск, отбор, защиту, подготовку, свершение, обсуждение, (анализ) совместных действий. Хотя это не во всем и всегда строго обязательно.




Оно – творческое, потому что представляет собой непрерывный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что не только выполняется, но и организуется сообща – задумывается, планируется, оценивается. Следует подчеркнуть, что творчество – это не абсолютная новизна или создание чего-то уникального, никогда ранее не существовавшего (хотя может встречаться и такое). Скорее, это отступление от инерционного, типового, единообразного. Это новое в старом опыте, старое – в новом деле, это субъективное творчество – изобретение и открытие, сделанное впервые одним ребенком или коллективом ребят. Личное творческое начало.

Не всякое коллективное дело является КТД. Отличительными признаками КТД могут стать:

- совместное создание (продумывание, проведение и анализ) дела;

- его социальный характер (для кого это нужно?);

- высока мотивация создателей.

КТД – форма работы, которая направлена на:

- Развитие творческих способностей.

- Развитие интеллектуальных способностей.

- Реализацию коммуникационных потребностей.

- Обучение правилам и формам совместной работы.

Мы уже упоминали о мотивации ребенка для участия в каком-либо деле. КТД не исключение. Ребенок, также как и взрослый, может что-либо делать только в том случае, если захочет это сделать. Если у него возникла мотивация к этому. В различных жизненных ситуациях могут появляться самые разнообразные мотивы, но грубо их можно разделить на две части: положительные мотивы и отрицательные мотивы. Безусловно, быстрее и качественнее ребенок сделает то, на что он замотивирован положительно (то есть, если он захотел что-то сделать, следуя своим внутренним желаниям и позывам).



Рассмотреть все многообразие мотивов довольно сложно, поэтому остановимся, для примера, на основных мотивах ребенка для участия в коллективных творческих делах:

- Потребность в коммуникации.

- Выполнение данного КТД для того, чтобы принимать участие в других делах.

- Желание выиграть (дух соревнования).

- Интерес в реализации своих способностей (творческих, интеллектуальных, управленческих, организационных).

- Осознание развивающей роли КТД.

- Осознание социальной роли КТД (необходимости данного КТД для других).

Основной акцент при работе следует делать на интерес в реализации своих способностей, так как это наиболее простой в достижении мотив, не основанный на отрицательных эмоциях.

Главные принципыКТД таковы:

-  воспитывать в совместной развивающей деятельности, предоставляя детям максимально возможную самостоятельность в любой момент их жизни, на каждом этапе организации коллективных, групповых дел, создавать вместе с ними, а не вместо них;

-  обеспечивать смену ролей и деятельности для каждого ребенка, что ведёт к развитию его умений, характера, способностей.

Ребята в отряде обладают разными потенциальными и реальными возможностями. Это обуславливается многими факторами: их возрастом, опытом, темпераментом, характером, воспитанием.



Условно можно определить роли ребят по подготовке какого-либо дела следующим образом:

- участник;

- генератор идей;

- участник-организатор;

- организатор.

Участник коллективно-творческого дела получает какое либо конкретное задание (к примеру: вырезать из бумаги цветочки для оформления, написать статью для газеты, выучить роль в сценке и сыграть ее, договориться с конкретным человеком об аренде магнитофона на спектакль и т.д.). Задания для участника необходимо формулировать очень четко, и так, чтобы он реально мог его выполнить. После выполнения задания обязательно нужно похвалить участника.

Генератор идей – это роль, которую может выполнять (а может быть и не способным к этому) и участник, и организатор. Генератор идей выдвигает, предлагает идеи, но не обязательно способен их реализовать. Важно поддерживать генераторов идей и их предложения, особенно если они не способны на другие роли. Не все способны быть генераторами идей, поэтому неправомерно требовать выдвижение идей от всех, но спрашивать идеи и предлагать выдвигать их нужно.

Организатор – человек, способный на организацию данного дела полностью. Организатор способен определить и сформулировать задачи, которые необходимо решить для данного дела (приведем для примера ряд задач: подготовка оформления, репетиции с актерами, договоренность по поводу магнитофона и т.д.). Организатор может выполнять часть задач сам, но обязан распределить часть задач между другими ребятами. Распределение задач должно осуществляться равномерно, по силам ребят и с учетом их роли в отряде: участник, участник-организатор и др.

Участник-организатор – такой человек, который не потерял интереса к практической деятельности (выполнение задач самому), но уже способен на определение некоторых задач самостоятельно. Участник-организатор, как правило, не охватывает всего объема задач для подготовки данного дела.

При работе с отрядом вожатому важно определить для себя роли ребят: не требовать от них невозможного (участник не способен выполнять роль организатора), но подталкивать ребят к новой, более серьезной роли – предлагать сделать что-либо из другой роли, но при этом подстраховывая и подсказывая. Распределение ребят по ролям очень часто связано с их возрастом: участник – это, как правило, младшие ребята (5-6 класс), а организатор – старшие (9-11 класс).

В работе «Энциклопедия коллективных творческих дел» по Иванову И.П. выделяется несколько видов КТД по направленности деятельности и дается их описание.

Познавательные дела.

Их цель – развитие у детей познавательных интересов, заинтересованного отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективном поиске. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у детей таких качеств личности как стремление к познанию интересного, целеустремленность, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение.

Можно рекомендовать несколько интересных познавательных КТД: «Вечер веселых задач»; «Аукцион знаний»; «Интеллектуальный футбол»; «Защита фантпроектов»; Конкурс «Эрудитов»; «Познавательная олимпиада»; «Турнир знатоков»; КТД «Мы познаем мир»; КТД «Сохранить природу – сохранить мир».

Трудовые дела.

Цель трудовых КТД – обогатить знание ребят об окружающем мире, выработать убеждения, что труд – основной источник жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а так же заботиться о близких людях, работать самостоятельно и творчески. В трудовых КТД воспитанники осуществляют свою заботу через труд – творчество.

Примерами трудовых КТД могут быть:Трудовая атака; Трудовой десант; Трудовой рейс; Акция «Чистый дворик»; Операция «Уют»; «Трудовой десант».

Художественные дела.

Художественные КТД позволяют целенаправленно развивать художественно-эстетические вкусы детей и взрослых, пробуждают желание испробовать себя в творчестве, воспитывают восприимчивость и отзывчивость.

Можно рекомендовать следующие КТД: Кукольный театр; Вечер живописи; Конкурс поэтических жанров; Студия «Мы рисуем мир»; Ателье мод; Вечер сказок; Вечер песни под гитару; КТД «Сказки на новый лад».

Спортивные дела.

Спортивные дела развивают у детей гражданское отношение к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к себе как здоровым и закаленным гражданам общества, готовым к труду и обороне.

Можно рекомендовать следующие КТД: «Веселые старты»; «Город спортивных детей»; «Турнир спортивных комментаторов»; «Спортландия», «Малые олимпийские игры».

Спортивные КТД помогают выработать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность.

Экологические дела.

Природа – лучший учитель ребенка. Приобщение к миру природы, включение детей в экологическую заботу о живом мире природы – задача лета.

Примерами экологических КТД могут быть: Операция «Родничок»; «Академия лесных наук»; Экологическая тропа; Экологический фестиваль; Экологические игры; КТД «Зеленая аптека»; КТД «Юный эколог».

Досуговые дела.

Многие формы КТД, упомянутые выше, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные. Все, что дети делают в свое удовольствие, и есть их досуговая деятельность. И все-таки есть особые игры, детские забавы, затеи, потехи, которые являются коллективными творческими делами. Их роль неоценима. Они – действенная сфера самовоспитания, ибо все «внешние» требования, которые к ним предъявляют взрослые, они предъявляют к себе сами. Эти КТД несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг детей должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным.

Можно провести следующие досуговые КТД: «Бал цветов», «Конкурс актерского мастерства»; «Посадка на Мобиус»; «Рекорды Гиннеса»; «Мисс лето»; «Ярмарка идей»; КТД «Рекорды Гиннесса»; КТД «Конкурс актерского мастерства»; КТД «Веселые и талантливые»; КТД «Нам здорово вместе!»; КТД «Изюминка»; КТД «Наша династия».

Работая над подготовкой коллективно-творческого дела, нужно помнить о некоторых возрастных и психологических особенностях ребят. Младшие ребята нуждаются в двигательной активности, поэтому долго сидеть и заниматься продумыванием или изготовлением чего-либо им трудно. Если предстоит долго работать – час и более, то запланируйте маленькую игровую переменку или дайте задание младшим ребятам сбегать куда-нибудь.

Любой человек нуждается в смене деятельности – распределяйте подготовку так, чтобы не заниматься долго какой-нибудь постоянной деятельностью, чередуйте придумывание сценки с репетициями, изготовлением газеты и т.д.

Вожатый и сам должен найти свое место в КТД: он может быть лидером, может быть членом совета дела, может руководить КТД, может не принимать в нем участие, а только наблюдать за ходом развития событий. Какую роль себе выбрать, подскажет возраст детей, обстоятельства, выбранное коллективное творческое дело.

Организация КТД имеет следующие этапы:

1. Предварительная работа коллектива.Возникновение инициативы, замысла.Основное требование: не высасывать из пальца «давайте сделаем хоть что-нибудь». Если нет конкретного и насущным образом возникшего замысла – все остальное останется формализмом и школой лицемерия. На этом этапе определяются педагогические цели КТД (для педагога-организатора (вожатого) и социальные цели (для ребят). То есть, необходимо понять, какие способности должно развивать это КТД, как должны измениться ребята и что они должны осознать в результате проведения (для педагога). Что к лучшему изменится в этом мире (в отряде, в лагере) после этого дела? Кому оно вообще нужно? (для ребят). На этом этапе руководитель и члены коллектива определяют конкретные задачи данного КТД, намечают свои действия, необходимые для выполнения этих задач (что лучше сделать? когда? где? кто будет участвовать? кто будет организатором?).

2. Коллективное планирование.Планирование проводится в микрогруппах, постоянных или временных объединениях. Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, тем самым вырабатывается мнение микрогруппы. Каждая группа представляет свой взгляд, после чего формируется мнение всего коллектива.

На этом этапе определяется форма и содержание дела. Форма определяет, как оно будет проходить. Содержание отвечает на вопрос: «Что будет происходить?», это та деятельность, которая будет происходить в течении КТД.

3. Коллективная подготовка. Создание Совета дела(или временной инициативной группы), задача которого – организовать всё дело, вовлекая в работу всех, создавая, если надо, другие группы для подготовки отдельных эпизодов дела. В Совет дела можно избирать, назначать или входить добровольно. Совет дела создаётся только на период проведения данного дела, после которого он распадается, что обеспечивает смену ролей.

На этом этапе проходит разработка сценария дела. Её осуществляет Совет дела, для чего можно использовать метод мозгового штурма. Задача вожатого на этом этапе – разбудить фантазию, инициировать творчество. Если дети научатся коллективно придумывать, выбирать разумные предложения, отстаивать их необходимость, чувствовать добрую реакцию на все придумки, они и относиться к ним будут иначе, с большим уважением и пониманием. Это будет их собственное дело.

На этом же этапе составляется список дел и распределение поручений между всеми участниками мероприятия. Задача,во-первых, обеспечить успех, для чего всё предусмотреть, приготовить, а, во-вторых, вовлечь всех детей.

Далее проходит рабочая подготовка дела. Каждый выполняет полученное задание. Вожатый может помочь детям узнать что-то новое, чему-то научиться, тем самым способствовать их развитию и воспитанию. На этом этапе действует принцип совместно-разделённой деятельности: взрослые показывают, а делают вместе.

4. Непосредственное проведение самого дела.Здесь важно обеспечить совместное эмоциональное переживание, определить место и роль каждого в общей работе. Это внутренне возвышает и обогащает каждого участника дела.

5. Коллективное подведение итогов.Происходит оно на общем сборе, на нём говорят о том, что понравилось или нет, что получилось, что не получилось и почему, что в будущем необходимо исправить, что запомнить и использовать впредь. Итоги подводятся организаторами КТД с целью накопления опыта. Анализ позволяет учиться на собственном опыте, отмечать рост, развитие детей и взаимоотношений в отряде. К другому делу создаётся другой совет дела и различные группы в ходе его подготовки.

6. Ближайшее последействие КТД.Последним шагом является оформление итогов КТД для будущих поколений. На этом этапе вожатый выстраивает дальнейшие перспективы развития и использования КТД.

Таким образом,формирование навыков поведения, умений взаимодействия, нравственное и социальное развитие при таком способе организации групповой деятельности обеспечиваются вовлечением всех в постоянную и разнообразную творческую работу.

Каким образом сделать так, чтобы задуманное дело стало достоянием каждого? Как объединить различные интересы?

- Задуманное должно обязательно соответствовать возрасту, интересам детей данного возраста.

- Подготовка к делу должна создавать радость в работе, поиск различных решений, возможность развития творческих способностей детей.

- Коллективное творчество должно стать полем для самовыражения личности ребенка.

- Любая разумная идея, прозвучавшая из уст детей, должна быть услышана, по возможности, принята в том или ином варианте, сегодня или завтра.

- Каждый ребенок должен найти в подготовке к делу и в самом деле для себя место: художника, сценариста, оформителя, костюмера, парикмахера, стилиста, болельщика (организованного, обученного и подготовленного), игрока, музыкального оформителя, ведущего, организатора.

Рассматривая коллективно-творческое дело можно сказать, что большая часть воспитательных задач решается на уровне подготовки и организации. Бывают случаи, когда при хорошей подготовке и организации внешний результат получается несоответствующим желаемому. Однако это совсем не означает, что поставленные воспитательные задачи не выполнены, наоборот, данная ситуация дает педагогу дополнительную возможность развития в ребятах их аналитических способностей, позволяет им осмыслить случившееся и сделать для себя выводы на будущее. При этом важно помочь ребятам понять, из-за чего так произошло, и что необходимо сделать, чтобы такого не было впредь. При этом ни в коем случае нельзя их обвинять – у них возникнет депрессивное состояние раскаяния, что не позволит им провести даже самостоятельную аналитическую работу.

Таким образом, при работе с отрядом главным педагогическим результатом является процесс подготовки и организации дела, а не его внешний результат.

Ниже предлагаем варианты КТД для детей разных возрастов.







Сейчас читают про: