Тема. Коммуникативные аспекты рекламы. Особенности рекламной коммуникации.
1. Природа рекламной коммуникации
2. Структура рекламной коммуникации
3. Модели рекламной коммуникации.
4.Коммуникативная эффективность рекламы и её основные критерии.
5. Коммуникативные барьеры в рекламной коммуникации
6. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций.
Природа рекламной коммуникации
Реклама (франц. reclame «реклама», лат. reclamare «кричать, выкрикивать») как вид деятельности входит в сферу общественных связей и отношений. Еще первые носители прообраза рекламы в доисторический период ставили задачу стимулировать спрос. Эта основная задача рекламы осталась неизменной до сих пор. Современный человек всю свою жизнь «охватывается» рекламой, а сама реклама стала сегодня очень разнообразной и имеет видовое, жанровое, технологическое, инструментальное и функциональное отличие. В рекламном мире ныне пересекаются социальные, культурные, экономические, экологические, политические, правовые и другие аспекты жизнедеятельности человека. Мы сегодня уже принимаем рекламу как очевидное (хотя и не всегда желаемое) явление специфической культуры.
|
|
Результат воздействия рекламы на социум сегодня уже не ограничивается регулированием потребительского поведения людей и динамики спроса на товары и услуги. Она несет в себе и определенную культуру, и определенный набор знаний. Особенно сильно влияет реклама на детское сознание. На детей реклама оказывает даже в большей степени образовательно-познавательное воздействие, нежели собственно рекламное.
Реклама является особым видом социальной коммуникации, осуществляемой посредством обмена действиями порождения и интерпретации специально созданных текстов и визуальных материалов. Рекламный текст (слоган), рисунок, нанесенные на бумажный носитель или существующие в аудиовизуальном виде, представляют собой мотивированное целостное, содержательно-смысловое, иерархически организованное знаковое образование. Он является и единицей общения и культурным объектом, зафиксированном на носителях. Представляя определенную социальную реальность, реклама представляет собой набор наиболее употребляемых образцов поведения, деятельности, общения, взаимодействия.
Реклама оперирует институциированными формами общественного сознания. Помещая определенные знаковые системы в рекламное измерение, включающее в себя пространство, где одновременно присутствует и рекламный материал, и объект воздействия, рекламодатель транслирует в это пространство модели поведения и взаимодействия. Это синтезированное пространство воздействует на образ мысли и образ действия людей. В последующем на другом уровне эти модели поведения и взаимодействия вновь создают институциированные формы. Посредством приобщения людей к процессу потребления товаров и услуг происходит включение людей в социальные отношения. Представитель Франкфуртской школы критического анализа массовых коммуникаций по данному поводу отмечает, что товары и услуги продают или навязывают социальную систему как целое, «несут собой предписываемые отношения и привычки, устойчивые интеллектуальные и эмоциональные реакции, которые привязывают потребителей... к производителям и через этих последних — к целому. По мере того, как они (продукты) становятся доступными для новых социальных классов, то воздействие на сознание, которое они несут за собой, перестает быть просто рекламой. Оно становится образом жизни.
|
|
Реклама является компонентом маркетинговой коммуникации.
Для того, чтобы уяснить, что же представляет собой рекламная коммуникация, следует более подробно рассмотреть понятие, неразрывно связанное с первым, – коммуникацию.
Существует множество теорий, интерпретирующих коммуникацию с различных точек зрения.
Специалисты определяют общение по-разному. Причина в том, что каждая дефиниция ставит во главу угла разные элементы коммуникативной цепочки, а также различные психологические, социологические и прочие переменные. Вот некоторые определения:
1. Символы/вербальность/речь. Коммуникация есть вербальный обмен
идей.
2. Понимание. Коммуникация есть процесс, с помощью которого мы понимаем других, а также пытаемся быть понятыми. Это динамичный, постоянно меняющийся в ответ на целостную ситуацию процесс.
3. Взаимодействие/связь/социальный процесс. Взаимодействие, будь оно
даже на биологическом уровне, есть вид коммуникации, иначе общение нельзя
было бы реализовать.
4. Уменьшение неопределенности. Коммуникация порождается необходимостью в уменьшении неопределенности, в повышении эффективности действий, защиты или укрепления собственного эго.
5. Процесс. Коммуникация есть передача информации, идей, эмоций, умений и т.д. с помощью слов, образов, фигур, графиков и пр.
6. Трансферт/передача/взаимообмен. Связующей нитью видится представление о вещах, которые кто-то или что-то передает другому лицу. Слово «коммуникация» используется для обозначения, в одних случаях, того, что передается, в других случаях — каналов, по которым осуществляется передача, а в третьих —для обозначения всего процесса передачи.
7. Связь. Коммуникацией называется процесс создания связи между оборванными частями живого мира.
8. Общность. Коммуникация есть процесс, с помощью которого две или более разрозненные вещи объединяются в одно целое.
9. Канал/носитель/средство/маршрут. Коммуникация есть передача информации с мощью различных средств, в том числе телефона, телеграфа, радио, курьеров.
10. Репродуцированные воспоминания. Коммуникация — это процесс на
правления внимания другого человека с целью воспроизводства воспоминаний.
11. Специфический ответ/ответ, модифицирующий поведение. Коммуникация есть особый ответ организма на определенный стимул.
12. Стимул. Любой коммуникативный акт может быть интерпретирован как
передача информации... от адресанта адресату.
13. Побуждение. В коммуникации самыми важными являются те поведенческие ситуации, в которых адресант передает сообщения адресату с сознательным намерением оказать воздействие на его поведение.
14. Время/ситуация. Коммуникативный процесс есть переход от одной
структурной ситуации, рассматриваемой в ее целостности, к другой, смоделированной в соответствии с предпочтениями.
15. Мощь. «Коммуникация является также механизмом реализации власти».
Чтобы не запутаться в этом многообразии, следует анализировать модель рекламной коммуникации в зависимости от:
• элементов коммуникации;
• различных психологических, социологических и прочих видов теорий;
• теории моделей.