Одно из важнейших условий для создания эффективной рекламы – цели коммуникации: «Если обозначение объекта сравнить с основой, то дефиницию целей можно сопоставить с центральной осью, вокруг которой выстраивается вся система рекламных коммуникаций. На практике данный основополагающий этап планирования рекламных коммуникаций является стратегическим для всего маркетинга, так как задает направление рекламной стратегии и обвязывает ее с реализацией маркетингмикса. Вместе с тем обозначенная цель впоследствии становится критерием оценки эффективности проведенной акции или кампании».
Одна из характерных черт маркетинга заключается в том, что продажи как функция коммуникации трудно предсказуемы. Типичным примером могут послужить результаты продаж семи продуктов одной и той же компании — Quaker Oats: «Продукт с самым большим рекламным бюджетом (6 миллионов долларов) реализовал продажи всего на 8 миллионов долларов. Продукт же с наименьшим бюджетом ($1,1 миллиона) принес прибыль в 11 миллионов долларов. Но из этого не следует, что нужно платить как можно меньше, так как продукт со вторым по объему рекламным бюджетом (4 миллиона долларов) принес с продаж 28 миллионов долларов. Творческий элемент, характеристики продукта, давление конкурентов, ценовая политика, выбор каналов доставки — все это привело к вопросной разнице».
Такие данные — хороший пример того, какое внимание нужно уделять определению рекламных целей. Даже специалисты нередко путают корпоративные, маркетинговые и рекламные цели:
• корпоративная цель — прибыль;
• маркетинговая — продажи;
• рекламная — создание имиджа определенного продукта, его предпочтения.
Рекламные цели будут эффективными, если мы осуществим их операционализацию адекватно. Это означает, что основную цель следует деструктурировать в систему, состоящую из выполнимых подцелей. Затем их нужно выстроить в логическую последовательность. Только так сможем измерять их объективно.
Продажи не могут быть операционализированы как цель рекламной коммуникации по ряду причин — реклама всего один из факторов, оказывающих влияние на продажи.
Поэтому исследователям надлежит выделить другие цели: «Понимание рыночной динамики необходимо для анализа основного поведения, на котором должна сосредоточиться реклама. Повышение продаж или общее повышение потребления товара — результат трех основных факторов: 1) привлечения новых потребителей, пробующих вопросную марку впервые, 2) повышения лояльности существующих потребителей и 3) стимулирования потребителей активнее пользоваться товаром или применять его в иных, новых ситуациях».
Обозначая коммуникацию как процесс, мы соблюдаем требование валидности при формулировке целей. Именно это легло в основу DAGMAR (аббревиатура от Defining Advertising Goals for Measured Advertising Results — определение рекламных целей для измеримых рекламных результатов) — самой продуктивной модели для определения целей рекламного общения. DAGMAR — типичная иерархичная модель. Она включает четыре последовательных этапа, начиная с состояния полной неосведомленности о продукте:
1.Этап осведомленности, 2.этап понимания, 3.этап отношения, 4. этап действия.
Основное преимущество данной модели заключается в требовании измерений на каждом этапе. На первом это делается с помощью тестов на припоминание. На втором фиксируется уровень осведомленности о товаре безотносительно отношения к нему. На третьем этапе исследуется отношение. Оно является сложным конструктом, состоящим из ряда переменных. Какие-то из них могут нравиться потребителю, какие-то — не нравиться, а третьи могут оставлять его равнодушным. На четвертом этапе — этапе действия — измеряется степень использования купонов потребителями, поиска информации и т.д.
Автор данной модели — Рассель Колли — предлагает также и хорошую организационную структуру для ее применения. В соответствии с ней следует:
• провести сегментацию; измерить результаты; обозначить начальную точку; определить временные интервалы относительно целей; записать цели.
Как дополнение к DAGMAR для анализа рынка и товаров была разработана методика 6-М. С ее помощью можем исследовать шесть «М» — merchandises, markets, motives, messages, media, measurements.
1. Товар (merchandise) — исследуем сильные и слабые стороны продукта, его
положение среди конкурентов и т.д.
2. Рынок (market) — исследуем потребителей, их сегментацию, каналы дистрибуции и т.д..
3. Мотивы (motives) — исследуем мотивы.
4. Сообщение (message) — исследуем идеи и призывы сообщений.
5. Средство (media) — исследуем средства массовой коммуникации.
6. Измерение (measurement) — выбираем измерительные процедуры с самой высокой степенью валидности и надежности.
Некоторые исследователи и рекламисты считают, что у данной модели есть и свои недостатки. Преодолеть их в какой-то степени удалось модели DAGMAR MOD II.
Эффективность рекламы зависит от ряда переменных. Большинство из них внеязыковые: психологические, социологические, демографические и т.д. Мы сможем рекламировать эффективно, если будем играть по правилам (кодам). Причина немалой части наших коммуникативных ошибок кроется в том, что мы не знаем или не соблюдаем соответствующие коды. Код рассматривается как система правил, на базе которых функционирует рекламная коммуникация.
Общее правило, кодовый инвариант, определяющий и объединяющий рекламу, — это ее эффективность.
Важную роль в этом играет кодовая иерархичность. Иерархия автоматически постулирует ключевую роль некоторых систем и подчиненное положение других. Самой главной, определяющей всю структуру (а, следовательно, и ее коды), является система рекламных мотивов, сквозь призму которых мы актуализируем знаки и коммуникативные подходы в рекламе, т. е. именно правила, действующие в отношении рекламной мотивировки, формируют гиперкод.
Причина в том, что мотив объединяет характеристики потребителей, характеристики товара и характеристики рекламоносителя. Единство потребителя, товара и рекламоносителя мы можем реализовать в подходящем для потребителя мотиве.
Правила, касающиеся формальных аспектов знаковых систем, с помощью которых мы выражаем рекламные мотивы, имеют второстепенное значение. К сожалению, иногда мы используем знаки, которые противопоказаны определенному мотиву.
Безопасность — ключевой мотив в рекламе банка, и это нормально. Но не нормально пытаться выразить данный мотив с помощью изображения тигра (одного из самых ярких знаков жестокой смерти), а не посредством изображения матери с ребенком (одного из самых действенных знаков защищенности).
Не все ошибки в выборе знаков имеют фатальные последствия для рекламы. Например, сексуальность и свободу часто выражают посредством длинных буйных волос. Но короткие и не столь непокорные волосы не нанесут большой урон рекламной эффективности.
Коды зависятот элементов коммуникативной цепочки. Перечислим некоторые из основных элементов коммуникативной цепочки: адресант (создатель сообщения); адресат (получатель сообщения); канал; знаковые системы; коды; сообщение; коммуникативный контекст; шум в цепочке; обратная связь.
Каждый из этих элементов задает свою систему правил и определяет образ нашего общения.
Коды адресанта — это система правил, по которым она создает свои сообщения.
Сюда входят:
Коды адресата представляют собой систему правил, по которым мы воспринимаем сообщения. Сюда входят:
Коды канала — это система правил, которые оказывают влияние на сообщения в зависимости от технических характеристик средства, с помощью которого сообщения передаются.
Сюда входят коды газет, журналов, книг, радио, телевидения, кино, компьютеров и т.д., распространяющих сообщения. Хотя и технические, данные коды коннотируют активно. Весьма показательно в этом плане мнение Джона Тагга, утверждающего, что видеокамера не бывает нейтральной. Все, создаваемое ею, сильно кодировано.
Коды канала (телевизионные коды) зависят от множества факторов, а именно:
• расстояния до снимаемого объекта — планов; угла, под которым снимает камера, - ракурсов; фокусирования; вида оптики; движения камеры; манипулирования фильмовым временем; композиции кадров; типа освещения,типа озвучивания; редактирования отснятого материала; требований жанровых подвидов — например вестернов в системе фильмов-экшенов и т.д.
Каждое из этих правил в какой-то мере определяет то, каким получится ролик (телевизионная реклама).
К перечисленным выше телевизионным техническим кодам нужно добавить и все возможные компьютерные коды, так как сегодня кино/телевизионная и компьютерная техника слились в нерушимый союз.
Коды знаковых систем - это система правил, по которым мы используем знаки, когда создаем и воспринимаем сообщения. Главным образом к ним относятся правила алфабетики, семантики, синтактики и прагматики.
Алфабетный код —это система правил, по которым мы структурируем алфавиты знаковых систем.
Семантический код — система правил, посредством которых мы структурируем и выражаем значения.
Синтаксический код —это система правил, по которым мы объединяем знаки в тексты.
Прагматический код —система правил, определяющих то, как пользоваться знаками в зависимости от соответствующей коммуникативной ситуации.
Метакоды — коды кодов представляют собой общие правила, по которым функционируют коды.
Коды сообщения — это правила, касающиеся коммуникативных стратегий и тактик общения.
Риторика изучает главным образом данные правила и существующие на их основе стратегии и тактики.
Ситуационный код включает правила, по которым осуществляется маркетинговое общение в зависимости от контекста, в котором размещена реклама.
Коррекционные коды составляют систему правил, определяющих коммуникативные ошибки в контексте соответствующей коммуникативной ситуации. Их можно поделить на два типа: ошибки на уровне формы — например орфографические; ошибки на уровне содержания — например в выборе мотивов.
Базисная аксиома в этом случае гласит, что коммуникация не бывает ошибочной или верной как таковой, а единственно с точки зрения правил конкретной коммуникативной ситуации.
Не менее важно учитывать и то, что никто не может общаться абсолютно безошибочно. Но ошибаться все же следует в меру, дабы не разрушить саму коммуникацию.
Коды в отношении обратной связи — это система правил, определяющая способы корректировки готовых сообщений с целью повышения их эффективности.
Другие виды кодов можно структурировать как парные оппозиции: открытые / закрытые; мягкие / жесткие; ведущие / подчиненные; официальные / периферийные (маргинальные); универсальные / специфичные; широко распространенные / малораспространенные; коды / подкоды; подходящие / неподходящие коды и т.д.
Открытые / закрытые коды, чья система правил и ее механизм ясны для большинства участников коммуникации или чей механизм не понятен большинству общающихся.
Коды психоанализа и тесно связанной с ним мифологии закрыты (неясны) для большинства коммуницирующих. Но, несмотря на это, многие рекламы, предназначенные для больших потребительских групп, успешно используют психоаналитические знаки. Это говорит о том, что данные знаки на нас воздействуют, но на подсознательном (скрытом) уровне. Таким образом рекламе удается манипулировать нами эффективнее, хотя в подобном случае возникают проблемы с ее моральностью.
Жесткие / мягкие коды. Жестким кодом мы называем систему правил, которая заставляет нас общаться одним и тем же образом.Типичным примером в данном отношении могут служить компьютерные программы и инструкции, с помощью которых управляют машинами. Протокол тоже может служить примером жесткого кода. Мягкий код — это система правил, которая позволяет нам общаться свободно.
Коды искусства мягкие — индивидуальная интерпретация просто обязательна в искусстве. Отсутствие ясной концовки в некоторых фильмах и книгах возникает не случайно. Таким образом, авторы дополнительно поощряют адресатов свободно толковать их произведения.
Иные культуры существуют на основе сотен, а то и тысяч правил, регламентирующих любой шаг в жизни их членов. В некотором смысле таким обществом является японское.
Степень жесткости/мягкости кодов — понятие относительное. Она зависит в немалой степени и от коммуникативной ситуации. В тоталитарных обществах даже типичные мягкие коды, как у искусства, например, становятся жесткими. Публике следует воспринимать произведения искусства строго определенным образом, иначе она может очутиться в «не столь отдаленной» коммуникативной ситуации.
В процессе общения люди создают тексты, пользуясь одновременно и мягкими, и жесткими кодами. Реклама водки Absolut — типичный тому пример. В данной ситуации жестким является правило, в силу которого должен присутствовать силуэт бутылки, а мягким — то, что он трансформируется самым причудливым образом от рекламы к рекламе. Причина подобного, кажущегося, на первый взгляд, парадоксальным, сочетания кроется в том, что реклама является одновременно и артистичной, и тоталитарной коммуникацией.
Ведущие / подчиненные коды Ведущим кодом является та система правил, которая определяет наше общение с позиций господствующей культуры. Подчиненным кодом будет та система правил, которая определяет наше общение с позиций подчиненной культуры.
Официальные / маргинальные коды Официальный код есть система правил официальной культуры.Это те правила, которые мы изучаем в школе, правила, благодаря которым функционируют официальные масс-медиа, и т.д.
Маргинальным кодом называется система правил, которые мы применяем как оппозицию официальной культуре.
Рекламисты активно применяют оба кода. Рекламные сообщения, направленные на более старшие потребительские группы, чаще строятся на основе официальных кодов.
Зато реклама, предназначенная для тинейджеров, часто демонстрирует маргинальные феномены. В подобной рекламе нередко встречаются примеры вызывающего поведения, рэп и пр.
Универсальные / специфичные коды Универсальный код — это система правил, по которым общаются представители многих культур.
Некоторые коды присущи только отдельным культурам — они специфичны. А другие разделяются людьми во всем мире. Например, внимательное отношение к женщинам — европейский код. Он был введен французскими аристократами в средние века, т.е. в начале он был специфичным — характерным только для маленькой группы людей.
По такому пути развиваются и коды некоторых мировых брэндов. Большинство из них (Coca-Cola, Apple, McDonalds, Mercedes, Windows и т.д.) возникают в странах с высокоразвитой культурой. Постепенно, благодаря адекватному маркетингу, они становятся универсальными — принятыми во всем мире.
Широко / малораспространенные код -это система правил, предназначенная для большой аудитории/это система правил, предназначенная для относительно узкого круга людей.
То, как действуют коды, зависит от ряда переменных — от уровня образования, от типа средства коммуникации, количества общающихся и т.д. Определенный код может быть широко распространенным, т.е. охватывать всю аудиторию — например всех членов племени. В то же время данное племя может быть почти вымершим, т.е. представлять очень маленькую часть популяции.
Культурный уровень — очень важная переменная, определяющая степень распространения кода. В любом обществе люди с высоким культурным уровнем (и, соответственно, их коды) — ничтожное меньшинство по сравнению с бескультурным большинством.
К малораспространенным относятся также коды меньшинств — например гей-культуры. В одной из реклам «абсолютная» водка сделана из черной кожи с тиснением, так как предназначена для геев — маркетинговое сообщение создано по правилам кода, распространенного в узком кругу.