ЦЕЛИ РАБОТЫ: приобрести практические умения и навыки по определению рационального выбора потребителя.
Для выполнения работы необходимо знать теорию предельной полезности; необходимо у меть определять рациональный выбор потребителя на основании теории предельной полезности.
ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 90 минут
КРАТКАЯ ТЕОРИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
Потребление дополнительной единицы блага ведет к увеличению общей полезности и к снижению предельной полезности. Потребитель должен делать рациональный выбор согласно теории предельной полезности. Рациональный выбор потребителя будет в положении
MU а/Ра = MU в/Рв = MUc/Pc
MU - предельная полезность каждого из товаров
Предельная полезность - показывает дополнительную полезность для человека
Р – цена товара каждого из товаров, руб.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ И ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ:
Задание 1
1.1 Сделайте наиболее рациональные покупки в магазине.
Среди товара А, В,С руководствуясь возможностью потратить 12 т. р., цены (А)= 1500 руб.; Р(В) =1200 руб.; Р(С) =1000 руб.
|
|
1.2 Результаты расчетов оформите в таблицу
1.3 Сделайте вывод о том, какой набор товаров следует сделать покупателю на сумму 12 т.руб.
TU(A) | 1 вар. | 5000 | 6000 | 7000 | 000 | 7000 |
2 вар. | 5000 | 6050 | 7000 | 7750 | 8300 | |
TU(B) | 1 вар. | 3000 | 5500 | 7600 | 9300 | 10100 |
2 вар. | 3000 | 4200 | 5300 | 6300 | 7140 | |
TU(C) | 1 вар. | 2500 | 4000 | 4670 | 5000 | 5200 |
2 вар. | 2500 | 3500 | 4200 | 4700 | 5100 | |
кол-во единиц | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Задание 2
Данные общей полезности разного количества шляп и яблок:
кол-во единиц | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
полезность шляп 1в. | 0 0 | 100 | 190 | 270 | 340 | 400 | 450 | 490 | 520 | 540 | 550 |
2 в. | 0 | 200 | 290 | 370 | 440 | 500 | 550 | 590 | 620 | 640 | 650 |
полезность яблок 1в. | 0 | 50 | 95 | 135 | 170 | 200 | 225 | 245 | 260 | 270 | 275 |
2 в. | 0 | 100 | 145 | 185 | 220 | 250 | 275 | 295 | 310 | 320 | 325 |
Цена шляп- 2$, цена яблок- 1 S, доход -12S
2.1. Определите реальный доход потребителя (руб.), выраженный в количестве приобретенных шляп ____, в количестве приобретенных яблок _____.
2.2. В положении равновесия потребитель купит (шт.)_________ шляп и ____ яблок.
2.3 Общая полезность равняется _____.
2.4 Сделайте вывод.
Задание 3
2. Постройте кривые общей и предельной полезности по следующим данным:
3. Найдите и назовите точку пересечения полезностей.
4. Сделайте вывод
Исходные данные
Количество товаров | Общая полезность | Предельная полезность | ||
1 | Iв. … | IIв. 50 | Iв. 20 | II в. … |
2 | 37 | … | … | 20 |
3 | 51 | … | … | 15 |
4 | … | 90 | 11 | … |
5 | 71 | … | 9 | 5 |
Задание 4
Данные о предельной полезности разного количества благ приводятся в таблице:
Кол-во единиц | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||||
1 вар. 2 вар. | 1 вар. 2 вар.
| 1 вар. 2 вар | 1 вар. 2 вар | 1 вар. 2 вар | ||||||||
Предельная полезность товара А | 5 | 5,5 | 4 | 4,5 | 3 | 3,5 | 2 | 2,5 | 1 | 1,5 | ||
Предельная полезность товара В | 9 | 8 | 6 | 7 | 5 | 6 | 3 | 4 | 1 | 2 |
Цена товара А= 50 руб., товара В = 100 руб.— зa единицу. Сумма, которой он располагает 350 руб.
1. Помогите сделать рациональный выбор.
2. Результаты расчетов оформите в таблицу.
3. Отразите кривые предельных полезностей на графике.
4. Сделайте вывод.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Как теория полезности объясняет поведение человека? Что означает закон убывающей предельной полезности?
2. Когда достигается потребительское равновесие?
3. Как называется состояние потребителя, при котором он покупает товары по данным ценам в таких объемах, что расходует весь располагаемый доход максимизируя полезность.
4. Набор вариантов потребительского выбора, каждый из которых обладает одинаковой полезностью - что это за набор?
5. По какой формуле рассчитывается потребительское равновесие?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ТЕМА: СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ЦЕЛИ РАБОТЫ: научиться определять спрос и предложение, определять равновесие, ситуации на рынке, отражать их на графике.
Для выполнения работы необходимо знать определение «спрос» и «предложение», «равновесная цена»; необходимо уметь определять равновесную цену, количество спроса и предложения; отражать эти показатели графически; делать выводы.
ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 90 минут
КРАТКАЯ ТЕОРИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
Спрос - количество товара, которое покупатели готовы приобрести в единицу времени при данных условиях. Зависимость спроса от этих условий называют функцией спроса, а величиной спроса- точку на этой функции.
Кривой спроса от цены называют зависимость спроса от цены при прочих равных условиях. В экономической теории по традиции количество откладывается по оси абсцисс, а цена по оси ординат. Кривая спроса имеет отрицательный наклон. Табличное представление этой функции называется шкалой спроса.
Величина спроса - количество товара, которое потребители хотят и готовы приобрести по данной цене. Изменение спроса - сдвиг кривой спроса, вызванный действием какого-либо фактора спроса. Изменение величины спроса - изменение количества товара, которое потребители могут себе позволить приобрести при данной цене, вызванное изменением цены. Графически изображается движением вдоль фиксированной кривой спроса.
Закон спроса - чем меньше цена, тем больше величина спроса и, наоборот, чем больше цена, тем меньше величина спроса.
Предложение - количество товара, которое производители готовы продать в единицу времени при данных условиях.
Кривая предложения или ее табличный вид - шкала предложения - показывает зависимость величины предложения от цены при прочих равных условиях. Величина предложения - количество товара, которое производители хотят и могут предложить на продажу при данной цене. Изменение предложения - сдвиг кривой предложения, вызванный действием какого либо фактора предложения. Изменение величины предложения - изменение количества товара, которое производители готовы предложить на продажу при данной цене, вызванное изменением цены. Графически изображается движением вдоль фиксированной кривой предложения.
Закон предложения - чем больше цена, тем больше величина предложения и, наоборот, чем меньше цена, тем меньше величина предложения.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ И ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ:
Задание 1
I в.
На бирже торгуют стандартным товаром фьючерсами на 100 т. нефти т.е. документами на поставку товара в будущем. Брокеры - покупатели получили следующие заявки от своих клиентов на покупку фьючерсов со сроком поставки 3 месяца.
Цена, т.р | 14,4 | 14,5 | 14,6 | 14,7 | 14,8 | 14,9 | 15,0 | 15,1 | 15,2 | 15,3 | 15,4 |
Число заказов (спрос) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 4 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 |
|
|
При этом брокеры – продавцы получили следующие заказы.
Цена, т.р. | 14,5 | 14,6 | 14,7 | 14,8 | 14,9 | 15,0 | 15,1 | 15,2 | 15,3 | 15,4 | 15,5 |
Число товаров, предлагаемых к продаже | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 |
II в. На бирже торгуют контрактами на поставку 1 т. пшеницы, Брокеры-покупатели получили следующие заявки от своих клиентов на покупку этих контрактов:
Цена, долл. | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 |
Число заказов(спрос) | 5 | 2 | 4 | 3 | 1 | 4 | 3 | 6 | 2 | 1 | 2 |
При этом брокеры – продавцы получили следующие заказы:
Цена, долл. | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 |
Число предложений | 0 | 2 | 3 | 4 | 5 | 2 | 2 | 6 | 3 | 1 | 2 |
1.1 Построите шкалы и графики спроса и предложения
1.2 Найдите равновесную цену и равновесное предложение
1.3 Определите ситуацию на рынке при цене 15 т.р. и 15,3 т.р. (2в -125 долл. и 126 долл.)
1.4 Рассчитайте величину избытка или дефицита.
1.5 Определите наиболее выгодную сделку для брокеров.
Задание 2
I вариант
Функция спроса равна Qd= 100 - 2Р, а функция предложения Qs= -2 +Р.
1.1 Найдите равновесную цену и равновесное количество.
1.2 Если правительство решит снизить цену до 40 руб., стремясь стимулировать потребителя, к чему это приведет?
1.3 Определите величины спроса и предложения, наблюдается ли избыточное предложение или избыто чный спрос, каков объем потребления?
II вариант
Функция спроса равна Qd = 15 - 4Р, а функция предложения Qs = - 3 + 5Р.
1.1 Найдите равновесную цену и равновесное количество.
1.2 Если правительство решит снизить цену до 5 руб., стремясь стимулировать потребителя, к чему это приведет?
1.3 Определите величины спроса и предложения, наблюдается ли избыточное предложение или избыто чный спрос, каков объем
Задание 3
На рынке условного товара производители имеют шкалы предложения:
Os 1в. | 0 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Qs II в. | 10 | 40 | 55 | 65 | 70 | 70 |
Р (в тыс.руб.) | 1 | 1,2 | 1,4 | 1,6 | 1,8 | 2,0 |
3.1 Определите равновесную цену при функции спроса Qа = 103 - 20 * р.
3. 2 Можно ли сказать, сколько будет при этом продано товара всего и сколько продаст продавец?
|
|
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Вспомните понятия «спрос», «предложение».
2. Сформулируйте закон спроса и предложения.
3. Чем отличается величина спроса от спроса, а величина предложения от предложения. Покажите на примерах практическую значимость противопоставления этих понятий.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА