Тема: определение выбора потребителя на основании теории предельной полезности

ЦЕЛИ РАБОТЫ: приобрести  практические умения и  навыки по определению рационального выбора потребителя.

Для выполнения работы необходимо знать  теорию предельной полезности; необходимо у меть  определять рациональный выбор потребителя на основании теории предельной полезности.

 

ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 90 минут

КРАТКАЯ ТЕОРИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

Потребление дополнительной единицы блага ведет к увеличению общей полезности и к снижению предельной полезности. Потребитель должен делать рациональный выбор согласно теории предельной полезности. Рациональный выбор потребителя будет в положении

MU а/Ра = MU в/Рв = MUc/Pc

 

MU - предельная полезность каждого из товаров

Предельная полезность - показывает дополнительную полезность для человека

 

Р – цена товара каждого из товаров, руб.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ И ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ:

Задание 1

1.1 Сделайте наиболее рациональные покупки в магазине.

Среди товара А, В,С руководствуясь возможностью потратить 12 т. р., цены (А)= 1500 руб.; Р(В) =1200 руб.; Р(С) =1000 руб.

1.2 Результаты расчетов оформите в таблицу

1.3 Сделайте вывод о том, какой набор товаров следует сделать покупателю на сумму 12 т.руб.

 

TU(A)

1 вар. 5000 6000 7000  000 7000
2 вар. 5000 6050 7000 7750 8300

TU(B)

1 вар. 3000 5500 7600 9300 10100
2 вар. 3000 4200 5300 6300 7140

TU(C)

1 вар. 2500 4000 4670 5000 5200
2 вар. 2500 3500 4200 4700 5100
кол-во единиц   1 2 3 4 5

Задание 2

Данные общей полезности разного количества шляп и яблок:

кол-во единиц 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
полезность шляп 1в. 0  0 100 190   270   340   400   450   490   520   540 550
2 в. 0 200 290 370 440 500 550 590 620 640 650  
 полезность яблок 1в.  0   50   95   135   170   200   225   245   260   270 275
2 в. 0 100 145 185 220 250 275  295  310 320 325

Цена шляп- 2$, цена яблок- 1 S, доход -12S

 

2.1. Определите реальный доход потребителя (руб.), выраженный в количестве приобретенных шляп ____, в количестве приобретенных яблок _____.

2.2. В положении равновесия потребитель купит (шт.)_________ шляп и ____ яблок.

2.3 Общая полезность равняется _____.

2.4 Сделайте вывод.

Задание 3

2. Постройте кривые общей и предельной полезности по следующим данным:

3. Найдите и назовите точку пересечения полезностей.

4. Сделайте вывод

Исходные данные

Количество товаров

Общая полезность

Предельная полезность

1 Iв. … IIв. 50 Iв. 20 II в. …
2 37 20
3 51 15
4 90 11
5 71 9 5

Задание 4

Данные о предельной полезности разного количества благ приводятся в таблице:

Кол-во единиц

1

2

3

4

5

 

1 вар. 2 вар.

1 вар. 2 вар.

1 вар. 2 вар

1 вар. 2 вар

1 вар. 2 вар

Предельная полезность товара А 5 5,5 4 4,5 3 3,5 2 2,5 1 1,5
Предельная полезность товара В 9 8 6 7 5 6 3 4 1 2

Цена товара А= 50 руб., товара В = 100 руб.— зa единицу. Сумма, которой он располагает 350 руб.

1. Помогите сделать рациональный выбор.

2. Результаты расчетов оформите в таблицу.

3. Отразите кривые предельных полезностей на графике.

4. Сделайте вывод.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Как теория полезности объясняет поведение человека? Что означает закон убывающей предельной полезности?

2. Когда достигается потребительское равновесие?

3. Как называется состояние потребителя, при котором он покупает товары по данным ценам в таких объемах, что расходует весь располагаемый доход максимизируя полезность.

4. Набор вариантов потребительского выбора, каждый из которых обладает одинаковой полезностью - что это за набор?

5. По какой формуле рассчитывается потребительское равновесие?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ТЕМА: СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ЦЕЛИ РАБОТЫ: научиться определять спрос и предложение, определять равновесие, ситуации на рынке, отражать их на графике.

Для выполнения работы необходимо знать определение «спрос» и «предложение», «равновесная цена»; необходимо уметь определять равновесную цену, количество спроса и предложения; отражать эти показатели графически; делать выводы.

 

ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 90 минут

 

КРАТКАЯ ТЕОРИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

Спрос - количество товара, которое покупатели готовы приобрести в единицу времени при данных условиях. Зависимость спроса от этих условий называют функцией спроса, а величиной спроса- точку на этой функции.

       Кривой спроса от цены называют зависимость спроса от цены при прочих равных условиях. В экономической теории по традиции количество откладывается по оси абсцисс, а цена по оси ординат. Кривая спроса имеет отрицательный наклон. Табличное представление этой функции называется шкалой спроса.

       Величина спроса - количество товара, которое потребители хотят и готовы приобрести по данной цене. Изменение спроса - сдвиг кривой спроса, вызванный действием какого-либо фактора спроса. Изменение величины спроса - изменение количества товара, которое потребители могут себе позволить приобрести при данной цене, вызванное изменением цены. Графически изображается движением вдоль фиксированной кривой спроса.

       Закон спроса - чем меньше цена, тем больше величина спроса и, наоборот, чем больше цена, тем меньше величина спроса.

       Предложение - количество товара, которое производители готовы продать в единицу времени при данных условиях.

Кривая предложения или ее табличный вид - шкала предложения - показывает зависимость величины предложения от цены при прочих равных условиях. Величина предложения - количество товара, которое производители хотят и могут предложить на продажу при данной цене. Изменение предложения - сдвиг кривой предложения, вызванный действием какого либо фактора предложения. Изменение величины предложения - изменение количества товара, которое производители готовы предложить на продажу при данной цене, вызванное изменением цены. Графически изображается движением вдоль фиксированной кривой предложения.

       Закон предложения - чем больше цена, тем больше величина предложения и, наоборот, чем меньше цена, тем меньше величина предложения.

 

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ И ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ:

Задание 1

 I в.

На бирже торгуют стандартным товаром фьючерсами на 100 т. нефти т.е. документами на поставку товара в будущем. Брокеры - покупатели получили следующие заявки от своих клиентов на покупку фьючерсов со сроком поставки 3 месяца.

 

Цена, т.р 14,4 14,5 14,6 14,7 14,8 14,9 15,0 15,1 15,2 15,3 15,4
Число заказов (спрос) 1 2 3 4 5 4 3 2 2 1 1

 

При этом брокеры – продавцы получили следующие заказы.

 

Цена, т.р. 14,5 14,6 14,7 14,8 14,9 15,0 15,1 15,2 15,3 15,4 15,5
Число товаров, предлагаемых к продаже 1 2 3 4 5 4 2 2 2 2 1

II в. На бирже торгуют контрактами на поставку 1 т. пшеницы, Брокеры-покупатели получили следующие заявки от своих клиентов на покупку этих контрактов:

 

 

Цена, долл. 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130
Число заказов(спрос) 5 2 4 3 1 4 3 6 2 1 2

 

При этом брокеры – продавцы получили следующие заказы:

 

Цена, долл. 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130
Число предложений 0 2 3 4 5 2 2 6 3 1 2

 

1.1 Построите шкалы и графики спроса и предложения

1.2 Найдите равновесную цену и равновесное предложение

1.3  Определите ситуацию на рынке при цене 15 т.р. и 15,3 т.р. (2в -125 долл. и 126 долл.)

1.4  Рассчитайте величину избытка или дефицита.

1.5 Определите наиболее выгодную сделку для брокеров.

Задание 2

 

I вариант

Функция спроса равна Qd= 100 - 2Р,  а функция предложения  Qs= -2 +Р.

 

1.1 Найдите равновесную цену и равновесное количество.

1.2 Если правительство решит снизить цену до 40 руб., стремясь    стимулировать потребителя, к чему это приведет?
1.3 Определите величины спроса и предложения, наблюдается ли избыточное предложение или избыто чный спрос, каков объем потребления?


II вариант

Функция спроса равна Qd = 15 - 4Р,  а функция предложения Qs = - 3 + 5Р.

 

1.1 Найдите равновесную цену и равновесное количество.

1.2 Если правительство решит снизить цену до 5 руб., стремясь    стимулировать потребителя, к чему это приведет?
1.3 Определите величины спроса и предложения, наблюдается ли избыточное предложение или избыто чный спрос, каков объем


Задание 3

На рынке условного товара производители имеют шкалы предложения:

 

Os 1в. 0 10 20 30 40 50
Qs II в. 10 40 55 65 70 70
Р (в тыс.руб.) 1 1,2 1,4 1,6 1,8 2,0

 

3.1 Определите равновесную цену при функции спроса  Qа = 103 - 20 * р.

3. 2 Можно ли сказать, сколько будет при этом продано товара всего и сколько продаст продавец?

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Вспомните понятия «спрос», «предложение».

2. Сформулируйте закон спроса и предложения.

3. Чем отличается величина спроса от спроса, а величина предложения от предложения. Покажите на примерах практическую значимость противопоставления этих понятий.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: