double arrow

ОБАЯНИЕ» И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЕ В РЕЧИ

1

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ

ДИСЦИПЛИНА: РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

РАЗДЕЛ 6. РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

ТЕМА 6.2 ТРЕБОВАНИЯ К ГОВОРЯЩЕМУ

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: СЕРГЕЕВА НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА

 

 

Екатеринбург

Раздел 6. Речевое поведение человека

Тема 6.2 Требования к говорящему

Цель: знать требования к поведению говорящего свойства и спосо­бы их проявления в процессе речи: обаяние, артистизм, уверенность, дружелюбие, искренность, объективность, заинтересованность, увлеченность; текст лекции позволит поставить общепредметную задачу морально-эстетического воспитания учащихся.

Вид занятия: урок изучения нового материала (урок-лекция, беседа).

Оборудование: оформленная доска, тетради по предмету, ручки, карандаши.

 

Ход занятия

Вопросы для проверки домашнего задания:

1. Понятие речевого действия (акта). Типы речевых действий.

2. Понятие речевой ситуации. Основные элементы структуры речевой ситуации.

Лекция

Какие же особенности говорящего, его личности и пове­дения особенно существенны, чтобы убеждение с помощью ре­чи стало действенным?

Мы слушаем не речь, а человека, который говорит, — гла­сит риторика.

«Говори, чтобы я мог узнать тебя», — сказал Сократ. Боль­шое внимание впечатлению слушающих о личности го­ворящего уделял Аристотель: «Доказательство достигает­ся с помощью нравственного характера говорящего в том слу­чае, когда речь произносится так, что внушает доверие к чело­веку, ее произносящему, потому что вообще мы более и скорее верим людям хорошим, в тех же случаях, где нет ничего ясно­го и где есть место колебанию, — и подавно» (Риторика: Книга первая. 2).

Эллины считали, что речь звучит для аудитории убеди­тельнее, если оратор вообще известен как человек доброде­тельный; но она еще более действенна, когда нравственный авторитет говорящего завоевывается каждый раз заново в процессе выступления. Плутарх, сравнивая двух ораторов, Демосфена и Фокиона, говорит, что первый был величайший, но второй зато самый искусный. Он воздействовал на слуша­телей не только силой речей, но и безукоризненностью жизни, понимая, что «одно-единственное слово, один кивок человека, внушающего к себе доверие, весит больше иных пространных доводов» (Плутарх. Сравнительное жизнеописание в трех томах. М., 1964. Т. III).

Римский ритор, теоретик риторической педагогики Квинтилиан обобщил эти требования к личности оратора в сле­дующем совете-афоризме: если хочешь стать хоро­шим оратором, стань сначала хорошим че­ловеком.

Поскольку ясно, что выполнение этой рекомендации — за­дача всей человеческой жизни и носит весьма и весьма общий характер, постараемся найти более конкретные свойства гово­рящего, которые усиливают воздействие его речи на слушаю­щего. Заметим, что совет античных риторов обращен именно к оратору — лицу, выступающему с публичной речью. Однако качества личности говорящего и его рече­вое поведение, которые мы обсудим ниже, существенны в различных речевых ситуациях и вполне могут быть рассмот­рены в границах общей риторики.

«Есть три причины, возбуждающие доверие к говоряще­му, — замечает Аристотель, — потому что есть именно столь­ко вещей, в силу которых мы верим без доказательств, — это разум, добродетель и благорасположение. Если, таким образом, слушателям кажется, что оратор обла­дает всеми этими качествами, они непременно чувствуют к нему доверие» (Риторика: Книга вторая. 1). И действительно, если человек всем и давно известен как неразумный (и даже если только в данной ситуации он обнаруживает неразумность и необъективность) — ему не поверят; если он «вследствие сво­ей нравственной негодности говорит не то, что думает» (Арис­тотель), — не поверят; точно так же и человека умного и иск­реннего, но недоброжелательного к своему адресату — тоже слушать не захотят.

Самые современные руководства по ораторскому искусст­ву, лингвопрагматические и психологические исследования указывают на те же существенные для эффективности речи свойства личности оратора, что и античные источники. (Прав­да, и Аристотель говорил, что кроме названных им трех при­чин нет никаких других).

Обобщая различные наблюдения и рекомендации, перечислим и проанализируем эти свойства и спосо­бы их проявления в процессе речи:

1) обаяние;

2)артистизм;

3)уверенность;

4)дружелюбие;

5)искренность;

6)объективность;

7) заинтересованность, увлеченность.

ОБАЯНИЕ» И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЕ В РЕЧИ

Проявления этой человеческой черты столь разнообразны, что мы не случайно взяли слово обаяние в кавычки. Однако попытаемся кавычки раскрыть, наполнив это название достаточно четким смыслом.

Обаятельный человек — тот, кто умеет быть самим собой. Проявление обаяния в речи и манере держаться со­стоит в умении отказаться от чужого, наносного, привнесен­ного, «не своего».

Итак, обаяние — умение быть естественным; это достаточно трудно, так как всякий говорящий чувствует, что во многих речевых ситуациях, а при публичной речи в особенности, его оценивают. Эта оценка составляет основу, «фундамент» общей реакции слушателя на речь. Оценка гово­рящего адресатом может иметь для первого весьма и весьма серьезные последствия. Вот почему мы так волнуемся, когда, например, нужно выступить с докладом или впервые побе­седовать с человеком, который примет важное для нас реше­ние — скажем, о найме на работу или о том, подходите ли вы как будущий супруг для одного из членов семьи... В ситуаци­ях, подобных названным, возникает соблазн и даже насто­ятельная потребность именно «выступить» — «выйти за гра­ницы» своего привычного облика, своего обычного «я». Это приводит к результату, о котором выразительно сказал амери­канский философ и писатель XIX в. Ралф Эмерсон: «Я не слы­шу, что вы говорите, потому что слишком громко кричит то, что вы собой представляете». Значит, нужно постараться изу­чить себя, особенности своего характера, внешние их проявле­ния, присущие именно вам, и отнестись к себе бережно и лю­бовно. Воспитывая в себе такую неуловимую, тонкую, но и та­кую жизненно важную особенность, как личное оба­яние, люди прежде всего обращаются к собственной личнос­ти.

РЕЧЕВОЙ АРТИСТИЗМ

Обаяние неразрывно связано с артистизмом — умением, соблюдая чувст­во меры, общаться с окружающими активно и с игровой установкой. Это означает следующее. Вы постоянно настраиваете себя на то, что говорить с другими людьми — это приятно, более того, что это — радость. Бу­дем стремиться также воспринимать разговор или выступле­ние как игру, в которой мы и получаем удовольствие, и дарим его адресату, собеседнику. Значит, во время общения нужно поста­раться быть и естественнее, и артистичнее, а именно — играть самого себя.

Лучший образец для подражания — это вы сами — утверждает риторика.

В самом деле, кто может сыграть вас, быть вами лучше, чем вы сами? Никто. И в этом отношении вы неподражаемы и недостижимо прекрасны. Эту красоту, выявленную вами же, показанную вами окружающим с чувством меры, созданную вами для других и для себя, как Пигмалион создал из мрамо­ра прекрасную Галатею, убрав все лишнее, случайное, — эту вашу оформленную и хорошо поданную прекрасную индиви­дуальность не смогут не оценить ваши собеседники, друзья и знакомые.

Итак, без творческой, игровой установки речевое общение вообще многое теряет, становит­ся механическим, неинтересным, унылым, как осенний дождливый день.

Особенно ценен компонент «актерства», игры в п у б л и ч-н о й речи. Здесь умелый оратор еще более акцентирует, еще яснее подчеркивает свои личные, индивидуальные особеннос­ти, реализует «способность быть собой». Однако обратите внимание: для успеха (для достижения положительной оце­ночной и эмоциональной реакции аудитории) эта игра, это ораторское стремление «показать себя», тенденция к «непохо­жести» на других должны быть обязательно уравновешены неким конформизмом, умением не нарушать об­щепринятых рамок поведения. Психологи уста­новили, что популярность у публики создается отчетливо­стью, выраженностью проявления сразу обеих тенденций в речевом поведении оратора: 1) стремления к индивидуализа­ции и 2) стремления «быть как все», не выходя за определен­ные пределы выразительности (экспрессивности) поведения. Вообще в иерархии (порядке) поведенческих факторов, вли­яющих на популярность оратора у аудитории, существует сле­дующая последовательность:

1) внешность (общий облик, одежда, манера держаться);

2) подчеркнуто женственная манера речи и всего поведения у женщин и мужественная — у мужчин;

3) выраженность индивидуальных, личностных черт — вы­разительность поведения, его экспрессивность и эмоциональ­ность при соблюдении общепринятых границ.

Психологические исследования выявили именно эту после­довательность (по важности) особенностей поведения говоря­щего (внешность тоже можно понимать как поведение, как выбор — одежды, прически, макияжа и пр.) применительно к ситуации ораторской, публичной речи. Можно предположить, что та же или сходная картина наблюдается и в других рече­вых ситуациях. Учтем это


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


1

Сейчас читают про: