double arrow

УВЕРЕННОСТЬ ГОВОРЯЩЕГО И «ПРАВО НА РЕЧЬ»

2

Ча­ще всего в речевой ситуации только один человек на определенное время получает «право на речь». В ситуации не­принужденной беседы, когда собеседники знакомы, равны по статусу, когда нет никаких признаков «официоза», «право на речь» получает то один из них, то другой — это определяется по необходимости, в основном зависит от обстановки и пред­мета речи (того, о чем, как и кто беседует или спорит). Однако в жизни предостаточно и таких речевых ситуаций, которые в этом отношении устроены по-другому. Приведем примеры. В хорошо известном вам педагогическом дискурсе «право на речь» целиком принадлежит преподавателю; он либо исполь­зует это право сам, либо передает его по своему усмотрению ученику — тому, кому захочет, и на столько времени, на сколько ему это нужно. То же или примерно то же чаще всего происходит при официальном общении (начальник — подчи­ненные в ситуациях делового общения, ведущий — участники на заседаниях, собраниях, конференциях и т. д., врач — боль­ной в ситуациях профессионального медицинского общения и пр.). Ситуации, в которых наблюдается неравноправие уча­стников по отношению к речи, называют иерархичес­ки организованными. Особенно ясно выражена такая иерархия при ораторской, публичной речи: «право голоса» на определенное условленное время передается оратору; аудито­рия должна выполнять собственную роль — внимать, слушать (слово аудитория и означает «коллектив слушателей», от лат. auditor — слушатель).




Таким образом, «право на речь» в определенном смысле означает власть говорящего над слушающим, возможность управлять аудиторией. Эту возможность оратор должен ре­ализовать. Но для этого нужно уметь играть роль «главного» в речевой ситуации, повести за собой слушателей. Это не­возможно без реального чувства уверенности в себе и владения средствами передачи этого чувства аудитории. Любое сомнение, колебание, проявление не­уверенности в поведении говорящего «сбивает с толку» слу­шающего: трудно доверять и доверяться человеку, который сам в себе сомневается.

Однако не все могут ощущать спокойствие и уверенность, говоря публично, даже если аудитория совсем невелика. Ра­зумом можно, казалось бы, понять, что бояться нечего — но... 70% начинающих ораторов считают неконтролируемый страх, охватывающий их перед началом выступления и продолжаю­щийся во время речи, проблемой номер один.

Это чувство знакомо и новичку, и профессионалу (источни­ки свидетельствуют, что даже такие ораторы, как Демосфен и Цицерон, испытывали его временами, уже имея большой опыт блестящих речей). Оно получило даже специальное на­звание — «ораторский страх» (в среде актеров — «страх сце­ны»; страх перед выступлением является также существенной проблемой психологии спорта).



ДРУЖЕЛЮБИЕ В ПОВЕДЕНИИ ГОВОРЯЩЕГО

Это одно из основных условий успеха общения и действенности речи. О том, насколько необходимо выработать правильную установку на контакт, мы уже упоминали. Беседуя с челове­ком, постарайтесь разглядеть в нем хотя бы одну черту (или больше!), которая вам импонирует, даже если сам он вам заве­домо несимпатичен. Говоря публично, не забывайте, что в аудитории сидят ваши друзья или люди, которых вы уважае­те. Если аудитория совершенно незнакомая, помните, что сре­ди собравшихся наверняка найдутся интересные и умные слу­шатели. Не воспринимайте аудиторию как безликое аноним­ное чудовище.

Начало вашей речи должно представлять собой дружескую увертюру. Даже враждебно настроенная аудитория не устоит.

ИСКРЕННОСТЬ В РЕЧЕВОМ ПОВЕДЕНИИ

Наблюдения показывают, что искренность говорящего, или, как на­зывают это свойство применительно к публичной речи, «ораторская честность», оценивается адресатом, в отличие от степени взволнованности говорящего, безоши­бочно и немедленно. Это одна из самых ценимых слушателя­ми черт выступающего (или собеседника).

Чтобы заставить своего адресата поверить во что-то, нужно самому в это верить — другого пути нет; поэтому искрен­ность — такое свойство оратора, которое во многом опреде­ляет действенность его речи, ее убеждающую силу.

Важно знать, что даже если ваша цель не будет полностью достигнута, т. е. если слушатель останется при своем мнении и вам не удастся его убедить, все же ваша искренность сама по себе послужит достижению очень важного результата — слу­шатели почувствуют и сохранят уважение к вам как к личнос­ти, будут вам доверять и в дальнейшем. В истории риторики были периоды, когда добродетель вменялась оратору в обязан­ность не только во время публичного выступления, но требо­валась постоянно в ходе его повседневной жизни. Бывали и другие времена, когда никто не верил и не считал нужным ве­рить публично произносимым речам.



Нечестность (неискренность) говорящего проявляется не только в его поведении во время речи (интонация, взгляд, ми­мика и т. д.). Ее легко обнаружить и по более объективным признакам — это бездоказательность суждений, недостаточ­ная подтвержденность тезисов примерами и фактами, необос­нованность выводов, плохая подготовка к беседе или к вы­ступлению. Такая речь выдает либо незнание говорящим сво­ей темы, некомпетентность в обсуждаемом предмете (что само по себе говорит о неискренности, ведь желание убеждать в своей правоте в вопросах, в которых мало разбираешься, есть попытка обмануть слушателя), либо намерение представить предмет предвзято, а значит, ввести в заблуждение.



2




Сейчас читают про: