Объективность говорящего

Это свойство говоря­щего сопутствует и способствует его искренности. Предположим, что вы говорите по вопросу, который может иметь разные трактовки и решения (а таковых большинство). Чтобы речь была убедительной, нельзя просто игнорировать те взгляды или концепции, которые противоречат вашим. Чем полнее и доказательнее вы сможете показать, почему именно ваше мнение предпочтительней, правильнее, чем дру­гие, тем более объективным и разумным будете выглядеть в глазах слушателей и тем большим будет эффект выступления. Учтите возможные возражения и сами ответьте на них в своей речи, не дожидаясь, пока они возникнут. В выступлении, до­казывая свое мнение, его предпочтительность перед другими точками зрения, нельзя делать вид, будто последних вовсе не существует. От попыток искаженно представить другие реше­ния вопроса, чтобы ваше собственное мнение показалось на этом фоне выигрышным, доказательность речи не увеличит­ся. Не подтасовывайте доказательства в свою пользу, поста­райтесь провести речь так, чтобы слушатели имели возмож­ность разобраться в ситуации так же, как это удалось вам, ве­дите их последовательно к вашей объективной правоте. В этом случае собеседники или аудитория убедятся в том, что вы са­ми адекватно, правильно воспринимаете действительность, способны к верным суждениям.

Слушателя надо уважать! Учитывайте противоположные мнения! — советует риторика.

Соблюдать это важнейшее правило на практике довольно трудно. Часто говорящий так явно обнаруживает презрение, нетерпимость к чужому мнению, что эти его эмоции адресат принимает на свой счет. Впечатление создается такое, как будто неявно, вторым планом, подтекстом к его речи постоян­но передается метасообщение примерно следующего содержа­ния: «Я один понимаю, в чем здесь дело (или: как решить проблему), а все остальные — недалекие, некомпетентные, ничтожные людишки». Естественно, что ни симпатии, ни до­верия такое метасообщение не вызывает, так как оскорбляет собеседника или аудиторию.

Такое поведение — элементарное нарушение этики ре­чевого общения, в частности ораторской этики. Кроме того, оно выдает банальное неумение себя вести. Кста­ти, метасообщение типа «Я один умный» может быть резуль­татом не только неприятия чужих взглядов, но и просто боль­шой увлеченности оратора своей темой, когда он поглощен красотой своих рассуждений или их предмета настолько, что забывает о слушающих. Однако воспитанный чело­век постарается помнить об аудитории и вести себя не снисхо­дительно (установка «Я — единственный специалист»), а на равных, не забывая при этом о доступности из­ложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: