double arrow

Подходы школьного психолога в работе с семьей

1

Лекция 10. Особенности работы школьного психолога с родителями

1. Сущность и последовательность первых этапов работы.

Подходы школьного психолога в работе с семьей

 

 

1.Сущность и последовательность первых этапов работы с семьей школьника.

 Начинать работу с семьей следует с 1) трансляции родителям положительного образа ребенка. Оправданность этого шага определяется тем, что часто в повседневном общении с ребенком родители упускают из виду положительные черты его личности, сосредоточиваясь на негативных проявлениях. Этот эффект «забвения» может усиливаться тревожными ожиданиями в отношении поведения ребенка в образовательном учреждении. Даже «невозможные», «проблемные», «невыносимые» дети не являются законченными и безнадежными индивидуумами. Педагогу-психологу следует изначально сконцентрироваться на «сохранных», позитивных аспектах личности ребенка, если они рассчитывают на объединение усилий с родителями. Это является основой установления доверительных отношений с родителями.

Начинать беседу с «вываливания» на родителей всех бед и проблем ребенка, с выдачи его нелицеприятной характеристики — ошибка!




Далее следовало бы 2) поделиться с родителями теми знаниями, которые не могли быть получены ими в семье (особенности общения ребенка со сверстниками, его учебной деятельности и т.п.). Некоторые данные могут оказаться неожиданными и интересными для родителей.

Перегружать родителей данными диагностических обследований, подробно сообщать им о страхах ребенка, его агрессивности, невротичности, неустойчивом внимании — ошибка!

Обсудив наиболее важные и интересные факты из школьного «альбома» ребенка, следует перейти к 3) ознакомлению психолога с проблемами семьи в воспитании ребенка.

На этом этапе психолог поддерживает диалог с родителями, в котором последним принадлежит активная роль. Данный шаг является третьим, а не первым (что, казалось, было бы логичнее) не случайно. Только после первых двух у родителей на основе достигнутой доверительности возникает потребность поделиться с психологом сведениями о проявлениях индивидуальности ребенка (его вкусах, поведении, привычках) дома, причем не только о положительных сторонах, но и об отрицательных. Необходимо подчеркнуть, что позиция психолога в таком диалоге партнерская (общение на равных).

Искать в сообщениях родителей негатив, беспрестанно констатировать их родительскую некомпетентность, невнимательно их слушать, не стараться понять их позицию и ценностные ориентации, пытаться ускорять процесс разговора — ошибка!

Благодаря диалогическому общению становится возможным переход к заключительному и определяющему перспективы дальнейшего сотрудничества этапу встречи 4) совместному исследованию и объединению усилий для формирования личности ребенка. «Давайте узнавать вместе!» – таким может быть девиз данного этапа.



 Содержание работы может быть следующим:

· изучение направленности и типа протекания реакций ребенка на те или иные неприятности или травмы в присутствии взрослых;

· изучение возможности учета ребенком точки зрения другого человека (децентрация);

· изучение особенностей чувства юмора и остроумия ребенка как показателей его интеллектуального и эстетического развития и пр.

Далее в отдельных случаях при доброжелательном и безоценочном отношении психолога разговор может сместиться на личность родителей, семейные трудности и жизненные проблемы. В данном случае уместно корректное применение стандартизованных психодиагностических методик. Этому служит, например, «Методика анализа семейных проблем» (МАСП). Если в своем спонтанном рассказе о проблеме родитель не выходит на обсуждение причин, то МАСП предлагает ему сделать это, обеспечивая набором стандартных формулировок.

Стараясь помочь расширением спектра возможных вариантов поведения, психолог должен учитывать возможности собеседника, понимать, как тот воспринимает происходящее с ним, как он оценивает свои действия. Бесполезно советовать человеку сделать то, что ему не по силам. Нельзя воспользоваться советом, если его дают исходя из общих соображений, не соотнося с конкретной ситуацией. Вряд ли кому-нибудь будет полезен чужой опыт хоть и в сходных, но все-таки иных обстоятельствах. Безупречно педагогически и психологически грамотный совет не достигнет цели, если психолог не стремится поддержать собеседника, выказать ему свою заинтересованность и расположение.



Все это предполагает совместное исследование личности ребенка и формирование ее на основе перестройки собственных стереотипов общения с ребенком.

Исследование личности ребенка базируется на методах и приемах психодиагностики, позволяющей дать ответ на ряд стратегических вопросов:

· может ли сам педагог-психолог оказать эффективную помощь в данном конкретном случае?

· Если да — то кто прежде всего является объектом помощи и предметом воздействия: ребенок, его родители, семья в целом?

· Если нет — то к каким специалистам направить родителей?

В ряду тех же психодиагностических задач стоит и задача выбора способа воздействия: индивидуальная работа с родителем, с супружеской парой, с семьей в целом, с ребенком и родителем, в группе детей, в группе родителей.

Такая диагностика осуществляется с помощью беседы, опросников, проективных и других методов. Психологическая диагностика начинается в процессе первой встречи с родителем, когда излагаются основные жалобы и причины обращения в консультацию. Основная функция первой встречи — это установление психологического контакта с клиентом и диагностическая ориентировка, позволяющая задать направление дальнейшей диагностической деятельности.

В результате первичной психодиагностики психолог может направить родителя/родителей к другим специалистам: психиатру, юристу, дефектологу. Он может прийти к заключению, что в помощи нуждается, прежде всего, сам родитель, независимо от того, на кого он жалуется. Психолог может прийти к выводу, что целесообразно на следующую встречу пригласить всю семью, супружескую пару или только одного из членов семьи; он может также прийти к выводу, что «случай» необходимо передать коллеге.

 

Однако на деле часто все выглядит иначе. Психологу не до контакта, родителю — не до психолога, и в результате школа и семья — «умалчиваемая общность». Или школа — присутственное место ребенка, семья — квартиросодержание ребенка. Он не интересует родителей, психолог также сосредоточен только на «своем» — тестах, тренингах и пр.

Развод, рождение нового ребенка, появление в семье отчима или мачехи, воспитание ребенка в неполной семье... Есть ли у психолога право вмешиваться в интимную жизнь семьи ученика, может ли он помочь трудно живущим и тяжело переживающим людям, какова должна быть мера его активности, если он все-таки решается помочь?

Большая опасность подстерегает школьного психолога в работе с семьей: практиковаться в семейном консультировании и психотерапии на базе школьного контингента (за деньги и без оных) без достаточных знаний, опыта и супервизии — недопустимо.

Конечно, если родители сами обращаются за помощью, эти вопросы не встают так остро. При теплых и доверительных отношениях психолог найдет и верный тон, и нужные слова. И все-таки жизнь побуждает его к активности, к проявлению инициативы, когда он видит, как сказываются трудности внутрисемейных отношений на ребенке. Понимающий, сочувствующий психолог, готовый оказать поддержку ученику и его родителям, сумеет быть полезным в самых психологически сложных ситуациях. Его тактичный развивающий совет, высказанный в нужный момент, поможет семье выбрать линию поведения исходя прежде всего из блага ребенка.



1




Сейчас читают про: