Подходы школьного психолога в работе с семьей

Проблемно-ориентированный подход, сфокусированный на ребенке

Различают виды запросов, с которыми обращаются к школьному психологу:

1) запрос об информации;

2) запрос о разрешении конфликтов;

3) запрос о поддержке.

Важно четко установить для себя: кто субъект обращения: родители, учителя, администрация или сами дети.

Запросы могут быть:

- конструктивными,

- неконструктивными (запрос с предельным обобщением, манипулятивный, рентный и игровой).

В ситуациях, когда жалоба сфокусирована в основном на ребенке, возможны такие варианты (см.: Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева. — М., 1989):

Игровой запрос. Жалоба абсолютно необоснованна: в реальности не существует не только тех проблем у ребенка, о которых говорит родитель, но даже и проблем отношения родителя к ребенку. Узнав о новом виде услуг, он поспешил этим воспользоваться. Родитель случайно, по настроению обратился к психологу, сгустил краски, на самом деле в реальном общении у него нет требующих вмешательства проблем.

Запрос с предельным обобщением. Родитель может обращаться профилактически, потому что он человек аккуратный, обстоятельный, тревожный, «всегда жаждет лучшего», хочет, чтобы его ребенок «всегда его слушался», «учился лучше всех» и пр. Жалоба в таких случаях обоснована только отношением самого родителя: жалоба выявляет реальность неадекватного родительского отношения. В этом случае может оказаться необходимой работа с личными проблемами обратившегося человека.

Рентный запрос. Запрос об изменении поведения ребенка без затрат и включенности самого родителя. При этом жалоба частично или полностью обоснована: у ребенка действительно есть те признаки неблагополучия, о которых говорит родитель. При этом, как правило, есть нарушения либо отношения родителей к ребенку, либо отношений между родителями, либо обоих этих видов отношений. В этом случае необходима работа с обратившимся (но как с родителем), с его отношением к ребенку.

Манипулятивный запрос. Это запрос об изменении других лиц (их мыслей, чувств, желаний) без их согласия. В этом случае не следует поддаваться на манипуляцию. Здесь необходима работа либо с самим родителем (при его согласии) и, если возможно, с ребенком, либо, возможно, и с супругами.

Конструктивные запросы связаны со следующими видами жалоб:

1.Жалоба на некоторые особенности поведения ребенка обоснованна: ребенок не контактирует со сверстниками, не успевает в школе, однако в домашней обстановке все в порядке. В этом случае нужна работа с ребенком, учителем, сверстниками, а родители могут выступить как союзники (не клиенты) психолога.

2.Жалоба, касающаяся поведения ребенка в семье и в школе, обоснованна. При этом отношение к ребенку со стороны родителей в пределах нормального. В данном случае объектом работы становится прежде всего сам ребенок.

Процесс реализации проблемно-ориентированного подхода таков: Феноменология — Гипотеза — Диагностическое обследование — Заключение (жалоба обоснованна или необоснованна) — Коррекция/рекомендации — Оценка эффективности.

Некоторые из вариантов обращения родителя к школьному психологу в дальнейшем не предполагают работы с ребенком, однако решить это можно только после тщательного содержательного анализа обращения родителя. Другими словами, диагностика отклонений в поведении и развитии ребенка оказывается необходимой во всех случаях жалоб на детей.

В зависимости от результатов первичной диагностики и данных обследования ребенка ставится вопрос о необходимости специальной диагностики родительского отношения к ребенку, взаимоотношений детей и родителей (общение); патопсихологической диагностики; диагностики личности родителя. Иногда возникает потребность в диагностике супружеских отношений1.

По данным жалоб, по формулировке запросов может быть обозначена следующая типология родителей: гармоничные, теоретики, практики и беспомощные.

Профилактический подход

Отвечая на вопрос: «Какие наказания самые действенные?» — и учителя, и, к еще большему сожалению, школьные психологи дают ответ: «Вызов родителей в школу». Там-то и начинаются «разборки». Часто это происходит, когда «дом горит и крыша рушится». Многих проблем и неприятностей можно было бы избежать, если в арсенале школьного психолога были бы активизированы профилактические средства психолого-педагогического воздействия.

В школе необходимо внедрять следующие превентивные формы работы психолога:

- Родительские собрания с участием психологов

В группе отцов можно поставить вопрос о роли отца в воспитании, обавторитете мужчины в семье, о том, как сказывается изоляция мужчины в семье на развитии мальчиков и девочек. Желательно, чтобы отцы сами продумали формы участия в воспитании детей, осознали необходимость повышения своего мужского и отцовского авторитета.

В группе матерей следовало бы обсудить распределение ролей в семье, поговорить о том, как вовлечь мужчину в воспитание. Дискуссия была бы полезной, если бы матери стали более критичны к себе, поняли, в каких ситуациях они берут на себя мужские функции, вместо того чтобы предоставить инициативу мужчине. Очень важно, чтобы матери задумались о том, как влияет доминирование женщины в семье на личность девочки и мальчика.

- Тренинги родительской эффективности.

Тренинги переориентации родительского поведения.

Деловые игры.

- Семинары для педагогов

Здесь могут быть подняты следующие проблемы: «Родители — наши заказчики или партнеры?», «Как быть педагогу, если дети не приняли кого-то из родителей?», «Почему по мере взросления детей родители чаще всего уходят из школы?», «Молодой педагог и родители старшего поколения: проблемы и взаимодействие», «Конфликты родителей и учителей».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: