Подведомственность как условие надлежащей реализации права на обращение за рассмотрением и разрешением дела

Подведомственность как многоуровневое комплексное институциональное правовое явление.

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (ст. 11 ГК РФ).

Защита гражданских прав в административном порядке возможна лишь в случаях, предусмотренных законом. Однако решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.

Кроме форм защиты прав граждан и организаций, перечисленных в ст. 11 ГК РФ, существует нотариальная форма защиты и охраны бесспорных субъективных гражданских прав (гл. III Основ законодательства Российской Федерации о нотариате). Трудовые права работников кроме суда могут защищаться комиссиями по трудовым спорам (ст. ст. 381 - 397 Трудового кодекса РФ).

Законом установлен определенный порядок разрешения коллективных трудовых споров, который состоит из нескольких этапов (гл. 61 Трудового кодекса РФ).

Некоторые правовые вопросы разрешаются собраниями товариществ, кооперативов, акционерных обществ, поскольку отнесены к их компетенции законом и соответствующими уставами. Например, к компетенции общего собрания акционеров отнесены установление предельного размера объявленных акций, дробление и консолидация акций, участие в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах, иных объединениях коммерческих организаций (ст. 48 Федерального закона "Об акционерных обществах", принятого Государственной Думой 24 октября 1995 г.).

В связи с тем что в Российской Федерации существует не одна, а несколько форм защиты права, требуется четкое законодательное распределение между ними объема разрешаемых споров и иных правовых вопросов, т.е. круга ведения (предметной компетенции).

Правовое понятие "подведомственность" происходит от глагола "ведать" и означает в гражданском процессуальном праве предметную компетенцию судов, арбитражных судов, третейских судов, нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых споров, других органов государства и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать отдельные правовые вопросы.

Применительно к судам под подведомственностью понимаются гражданские дела, которые эти суды правомочны рассматривать и разрешать по существу.

Понятие "подведомственность" употребляется еще и в других смыслах: а) как предпосылка права на обращение в суд и б) как правовой институт, т.е. совокупность юридических норм, расположенных в различных нормативных правовых актах, определяющих ту или иную форму защиты права.

Подведомственность как условие надлежащей реализации права на обращение за рассмотрением и разрешением дела.

 

В научной литературе доступность правосудия трактуется как судопроизводственный и судоустройственный принцип гражданского и арбитражного процесса, как самостоятельное правовое явление, как задача судопроизводства в судах. Названный принцип определяет судоустройственные и судопроизводственные начала осуществления судебной власти по гражданским, арбитражным, административным, конституционным и уголовным делам и получает развитие в отраслевых принципах.

В связи с этим заслуживает внимания исследование факторов, влияющих на доступность правосудия, которое позволило ученым идентифицировать их на отдельных стадиях гражданского судопроизводства. В ходе возбуждения гражданского процесса в контексте обеспечения доступа к суду принципиальное значение имеют разграничение компетенции между государственными органами и судами, определение надлежащего суда, его места нахождения и территориальной юрисдикции, порядок принятия заявления, определение надлежащего производства и применимых к нему правил.

Каждое из перечисленных положений объединяет в себе различные аспекты процессуальной деятельности, обеспечивающие гарантии доступности правосудия, призванные предотвратить установление государством каких-либо чрезмерных, необоснованных правовых и практических препятствий для рассмотрения дела в суде.

Успех обращения за судебной защитой во многом зависит от правильного определения надлежащего для рассмотрения спора суда, в ходе чего разрешаются вопросы о подведомственности, судебной подведомственности, подсудности гражданского дела. В Российской Федерации судебный контроль универсален и распространяется не только на противоправные деяния частных субъектов права - физических лиц и организаций, но и на деяния публичных субъектов и государства. Универсальность подобного рода, с одной стороны, гарантирует защиту нарушенных прав широкого круга участников цивилистических правоотношений в судебном порядке, с другой стороны, размывает границы подведомственности. Это означает необходимость разграничения компетенции судебных и иных государственных органов, распределения гражданских дел между арбитражными судами и судами общей юрисдикции, определения уровня суда в судебной подсистеме и, наконец, конкретизации суда, к ведению которого относится гражданское дело по территориальному признаку.

На каждом этапе идентификации суда как надлежащего для разрешения определенного юридического конфликта возникают законные основания для принятия либо непринятия заявления к производству суда. Соответственно, различаются процессуальные механизмы, в той или иной мере препятствующие развитию судебной деятельности по рассмотрению дела.

В аспекте доступности правосудия наиболее серьезной преградой служил отказ в принятии искового заявления как последствие неподведомственности гражданского дела суду общей юрисдикции в случае неправильного применения п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ. В сферу регламентирования названной нормы входят вопросы установления правового характера предъявленного требования; отнесения его к компетенции суда общей юрисдикции; определения формы судопроизводства. Благодаря изменениям в ГПК РФ и иные процессуальные кодексы данная проблема устранена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: