I. Европейские революции 1848 – 1849 гг

КОНСПЕКТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»

Преподаватель: А.В. Часовникова

Семестр

Темы 8 и 9.

Задание 2. Переписать в тетрадь все вопросы тем 8 и 9. Это ответы на вопросы зачета (экзамена).

Тема 8.  Становление индустриальной цивилизации.

Вопрос 1. Становление индустриальной цивилизации в Европе и в Америке в середине XIX века.

Индустриальная цивилизация – это формирование нового типа хозяйства, что связано с широким внедрением в производство машинной техники и техническим прогрессом. Время становления индустриальной цивилизации 1815 – 1850 гг. Наряду со странами Европы рассматривается и Америка.

Основные черты индустриальной цивилизации:

1. Бурный технический прогресс, постоянное совершенствование техники, массовое строительство фабрик и заводов.

2. Повсеместное строительство железных дорог и использование паровых двигателей;

3. Строительство новых городов, увеличение числа городского населения.

4. Замена аграрного сельского хозяйства фермерским, то есть прогрессивной хозяйственной техникой и новыми технологиями сельскохозяйственного производства.

5. Парламентские конституционные реформы, появление партий.

6. Развитие образования, увеличение количества грамотных людей.

7. Падение роли дворянства и появление новых социальных слоев: буржуазия, пролетариат.

Буржуазия – это состоятельные люди: владельцы фабрик, заводов, ресторанов, гостиниц и банкиры.

Пролетариат – это рабочие фабрик и заводов, которые очень много работали и жили в нищете. Родился новый социально активный класс общества. Рабочие протестуют против лишений и эксплуатации, поэтому начинается революция.

 

Вопрос 2. Европейские революции в середине XIX века. Особенности духовной жизни. Дарвин и Дарвинизм.

I. Европейские революции 1848 – 1849 гг.

Европейские революции произошли во всех странах Европы и были вызваны неурожаем, голодом, сокращением производства, экономическим кризисом, безработицей и ростом цен. Трудящиеся бунтовали в крупных городах, строили баррикады и нападали на отряды полиции.

 

 

Франция:

В 1848 г. французы выбрали нового президента - родного племянника Наполеона Бонапарта, Луи-Бонапарта, который установил жёсткий полицейский режим и подавил революцию. В 1852 г. президент становится императором под именем Наполеона III. Он правил в 1852 – 1870 гг.

Италия:

Север Италии был захвачен австрийскими войсками, поэтому революция 1848 г. носила характер освободительной войны. Вождя итальянских повстанцев звали Гарибальди. Восстание было подавлено Австро-Венгрией, добиться независимости итальянцам тогда не удалось.

Австро-Венгрия:

Восстание пролетариата в Австро-Венгрии было самым мощным. В 1849 г. восставшие захватили Вену и изгнали из нее императора Франца-Иосифа. По его просьбе Николай I отправил в Вену русскую армию под командованием И.Ф. Паскевича. Русская армия подавила восстание и вернула австрийскому императору трон.

 

II. Особенности духовной жизни европейцев в середине XIX века.


1. Образование стало доступным, увеличилось количество печатных изданий: книг, газет и журналов.

2. Увеличилась политическая активность людей, появились политические партии, мужчины получили право участвовать в выборах. Люди разделились на консерваторов и либералов. В Европе появляются социалисты-утописты, которые мечтают об обществе будущего, в котором живут только равные и свободные люди.

Популярны Прудон, Фурье, Оуэн и их учения.
Появляется научный коммунизм: К. Маркс и Ф. Энгельс. Они создают коммунистическую партию и теорию революционной борьбы пролетариата за свои права. Маркс и Энгельс обосновали политическую концепцию диктатуры пролетариата.

3. Революционное движение и терроризм, громкие политические убийства.

4. Женская эмансипация – это борьба за равные права с мужчинами: женщины хотели работать, получать высшее образование и голосовать на выборах.

 

 

III. Дарвин и дарвинизм.

Чарльз Дарвин (1809 – 1882 гг.) – это известный английский биолог и путешественник, автор теории эволюции, т.е. развития растительного и животного мира на основе наследственности, борьбы за существование и естественного отбора. Дарвин доказал, что человек произошел от обезьяны и именно труд сделал из обезьяны человека.

Дарвинизм – это комплекс социальных наук: история, философия, политические науки, которые переносили законы Дарвина на развитие человеческого общества.

Например, естественный отбор – это классовая борьба и революция; борьба за существование – борьба между богатыми и бедными.

 

Вопрос 3. Гражданская война в США (1861 – 1865 гг.)

Причины войны:

В 1776 году Соединенные штаты Америки объявили о своей независимости от Британской короны. В 1787 году приняли Конституцию и запретили рабство. Америка тут же раскололась на две Конфедерации – Северную, промышленную и Южную, плантаторскую. Южная конфедерация использовала труд рабов на плантациях хлопка и категорически отказалась от отмены рабства.

В 1861 г. президентом Америки был избран сын бедного фермера Авраам Линкольн (1809 – 1865 гг.), который был аболиционистом, т.е. сторонником освобождения от рабства. Кроме того, был принят закон Линкольна о гомстедах, то есть свободной раздаче в собственность всем желающим земель на Западе Америки. Эти меры привлекли на сторону Президента много сторонников.

Ход войны:

В ответ на реформы Линкольна южане объявили Северным штатам войну. К войне призывал лидер южан полковник Дэвис и южане начали собирать армию. Первое сражение южане выиграли, но все остальные проиграли, потому что армия северян (янки) была больше, к тому же она имела хорошее снабжение и вооружение.

На сторону Севера перешли почти 200 тысяч негров рабов, они воевали против южан в составе 166 негритянских полков. К тому же, в армии южан началась эпидемия холеры, поэтому юг быстро капитулировал.

Итоги войны:

1. Америка стала единым государством.

2. В 1865 году, всего через 5 дней после капитуляции Юга Авраам Линкольн был убит.

3. Впервые в истории появились концентрационные лагеря для военнопленных.

4. Война очень дорого стоила бюджету США. Огромные деньги были вложены в восстановление разрушенных городов. На Юге пришлось строить фабрики и заводы, которых там прежде не было.

5. Потери в войне были огромны. На Севере в 23 штатах проживало 22 млн. чел. Погибло 360 тыс. чел.

На Юге в 11 штатах проживало 9 млн. чел. (в том числе 4 млн. рабов). Погибло 250 тыс. чел.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: