Орудийная и предметная деятельность, этапы развития предметной деятельности в раннем возрасте

Закономерности формирования предметного действия в раннем возрасте (Д.Б. Эльконин):

1. Ребёнок самостоятельно не может открыть общественно выработанных способов употребления вещей.

2. На вещи не написано, для чего она служит. Её физические свойства не ориентируют предметное действие, которое должно быть с нею произведено.

3. Принципиально отличие орудийной деятельности заключается в том, что действие с орудием должно быть подчинено объективной логике, «скрытой» в орудии.

4. В орудии и в способе его употребления в снятом виде заключается цель, которая может быть достигнута этим предметом. Только после того как ребёнок впервые выпьет из чашки воду, у него возникает цель – пить воду, т.е. возможность использовать для этого чашку. Иначе говоря, орудие есть орудие только после того, как стала известна цель, для достижения которой оно может быть использовано, при этом цель не дана человеку с самого начала.

В предметном действии Д.Б. Эльконин выделил две составные части, существующие в единстве:

1) смысл действия, представление о его общественной функции и

2) операционально-технические приёмы его выполнения.

Функции взрослого:

1) раскрывает ребёнку смысл предметных действий;

2) организует освоение приёмов их выполнения;

3) контролирует ход выполнения, поощряя или порицая ребёнка.

Для ребёнка смысл производимого им действия заключается в его совместном выполнении со взрослым или ради выполнения поручения взрослого. То есть в смысловом центре ситуации усвоение предметного действия стоят взрослый и сотрудничество с ним. Для реализации этого общего смысла чрезвычайно важно, чтобы ребёнок производил действие так, как показал взрослый.

Из двух частей действия первой осваивается смысловая сторона – функция, назначение предмета – орудия.

Овладение операционально-технической стороной происходит в процессе создания ребёнком собственного образа действия с орудием.

Такое создание не сводится просто к приспособлению отдельных движений к орудию, а предполагает включение орудия в заданную схему действия (образец) и обогащение его ориентацией на отдельные свойства предмета – орудия.

Д.Б. Эльконин рассматривал развитие предметного действия в раннем возрасте по двум основным направлениям:

1) переход от совместного со взрослым исполнения к самостоятельному.

2) развитие средств и способов ориентации самого ребёнка в условиях осуществления предметного действия.

Развитие действия от совместного к самостоятельному проходит следующие этапы, которые можно представить схематично:

 

Совместное со взрослым действие, а затем совместно-разделённое, которое начинают выполнять вместе, а заканчивает ребёнок

     

Самостоятельное действие по речевому указанию взрослого

  Действие выполняется ребёнком на основе показа взрослого  
     

 

В совместном действии все его части слиты, действие задаётся и контролируется взрослым.

В совместно-разделённом действии ребёнок выделяет его цель, понимает, чего может Взрослый, посредством показа действия отрывает ориентировочную часть от исполнительной, побуждая ребёнка сделать то же самое. На этом этапе овладения действием ребёнок представляет цель, соотносит процесс выполнения с данным образцом. Приобретённый ранее в совместных действиях опыт, данный взрослым образец, служат основой для первоначального контроля.

При самостоятельном действии ребёнок сам принимает или ставит цель, ориентируется в условиях, исполняет, осуществляет элементарный контроль, т.е. соотнесение получаемого результата с целью и условиями выполнения действия.

Развитие ориентировочной части действия предъявляет особые требования к восприятию. Ребёнок должен не только узнать предмет, но и учесть его внешние свойства при выполнении с ним действия.

Так, «техника» действия с ложкой предполагает учёт воспринимаемых соотношений ложки и тарелки, ложки и пищи, ложки и расстояния от тарелки до рта. Ребёнок должен зачерпнуть ложкой соответствующее количество пищи из тарелки и удержать пищу, перенося ложку от тарелки ко рту.

Вторая линия развития предметного действия приводит к овладению специфическим способом употребления предмета, а затем к переносу действия с одного предмета на другой и из одной ситуации в другую, а в итоге к обобщению действия и возникновению игрового действия.

Связь действия с предметом проходит три стадии развития:

I стадия – ребёнок выполняет с предметом любые известные ему действия.

П стадия – ребёнок употребляет предмет только по прямому назначению, выполняет усвоенные действия с тем предметом, который для этого предназначен. От года до полутора лет у ребёнка складывается умение правильно определять назначение прежде всего таких окружающих его бытовых предметов, как посуда, одежда, обувь и т.п. Ребёнок стремится к совершенствованию специфических действий с этими предметами, может полностью и правильно овладеть некоторыми (пить из чашки, есть ложкой и пр.).

Ш стадия – ребёнок начинает употреблять предмет свободно, но зная его основную функцию. Теперь он может осуществлять перенос действия с одного предмета на другой, тождественный по функции (пить не только из чашки, но и из стакана, кружки, блюдца и т.п.), а также перенос действия по ситуации.

Исследования Ф.И. Фрадкиной показали, что ребенок, научившись пользоваться ботиночками, в последствии натягивает их на мячик, на ножку стула, на куклу и другие предметы. Ребёнок начинает действовать с одним и тем же предметом, но в разных ситуациях. Благодаря этим двум переносам происходит отрыв действия от предмета, отрыв действия от ситуации и, более того, отрыв действия от самого себя.

В овладении предметными действиями, по мнению Д.Б. Эльконина, значительную функцию выполняют игрушки. Полифункциональность игрушек способствует расширению границ переноса действия, с одной стороны, в другие условия (научился причёсывать себя – начинает причёсывать медведя), а с другой – на предмет-заместитель (причёсывает не гребешком, а деревянной палочкой). Одновременно дети могут употреблять различные предметы, прежде всего не имеющие фиксированных способов действия, в дополнение к основным предметам, сюжетным игрушкам, предметам обихода. Камешки, палочки, кубики, катушки и т.п. заменяют расческу, градусник, мыло, хлеб и т.п. Овладение разными типами предметов, естественно, происходит с некоторыми различиями. Основным и ведущим является овладение предметами-орудиями, так как именно с ними наиболее тесно связаны общественные способы употребления предметов. Необходимо подчеркнуть, что количество предметов-орудий, которыми овладевает ребёнок раннего возраста, сравнительно невелико. Д.Б. Эльконин подчёркивал их значимость, так как это именно те предметы, при усвоении способов действий с которыми ребёнок прямо сталкивается с общественными способами их употребления и с требованиями взрослых, являющихся носителями этих способов.

В отечественной психологии П.Я. Гальперин впервые ввёл чёткое различие между двумя видами действий с предметами. В одном случае предметом действуют так, как действуют самой рукой; предмет становится как бы простым удлинением или придатком руки. Такие действия можно условно назвать «ручными». Во втором случае рука подчиняется требованиям орудийных приёмов. Её движения перестраиваются в той мере, в какой они противоречат логике орудия; именно при усвоении орудийных операций для ребёнка возникает и само орудие как та новая действительность, которой можно овладеть. Такие действия можно назвать «орудийными».

Выявляя в процессе деятельности наиболее важные свойства предмета, ребёнок начинает соотносить их с определёнными операциями, которые он совершает, при этом, открывая, какие операции лучше всего подходят к конкретному предмету. Таким образом, дети учатся пользоваться предметами так, чтобы они не были просто продолжением их руки, но использовались, исходя из логики самого предмета, т.е. из того, что им лучше всего можно делать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: