double arrow

Развитие речи в раннем детстве.

Теории происхождения речи.

1. Теория В. Штерна. Он впервые провел систематическое наблюдение за процессом формирования речи. Развитие активной речи детей связано с открытием детьми значения слова, открытие того, что каждый предмет имеет свое название. Открытие значения слов происходит примерно в полтора года. В. Штерн также выделил основные тенденции в речевом развитии: переход от пассивной к активной речи и переход от слова к предложению.

2. Эвристическая теория речи К. Бюлера. Речь не дается ребенку в готовом виде, но придумывается, изобретается им в процессе общения со взрослыми. Развитие речи проходит в три стадии:

На первой стадии ребенок открывает значение слов. Это открытие происходит путем наблюдения за воздействием на взрослых звуковых комплексов, которые изобретает ребенок. Манипулируя взрослым при помощи вокализации, ребенок открывает, что определенные звуки приводят к определенной реакции взрослого (дай, боюсь, хочу и т.д.) и начинает пользоваться этими звуковыми комплексами целенаправленно.

На второй стадии ребенок открывает, что каждая вещь имеет свое имя. Это открытие расширяет словарный запас ребенка, так как он уже не только изобретает сам названия для вещей, но и начинает задавать вопросы о названиях у взрослых.

На третьей стадии ребенок открывает значение грамматики, это также происходит самостоятельно. Путем наблюдения ребенок приходит к открытию того, что отношения предметов могут выражаться изменениями звуковой стороны слова, например изменением окончания (стол - столы).

3. Теория Л.С. Выготского.

Ребенок при рождении попадает в культурно-историческую среду, основным содержанием которой являются знаки. Знак – это предмет двойной природы: материальной и идеальной. Самые распространенные знаки – это слова. Материальная основа слова – это его звуковой состав. Но само по себе сочетание звуков в слове не несет на себе никакого смыслового значения: сочетание звуков в слове «зима» не содержит в себе ничего «холодного», но рождает именно такие представления.

Центральной линией развития сознания ребенка является развитие речевого опосредования.

Главное значение речи в том, что она освобождает человека от давления ситуации и делает его поведение осознанным.

Сказав (вслух или про себя) что и для чего мы делаем, мы можем осознать свое поведение и как-то отнестись к нему.

В возрасте 1,5 лет развитие мышления и речи соединяются в один процесс: ребенок начинает осмысливать те звуки, которые произносит взрослый. Слово превращает наглядно-действенное мышление в высшую психическую функцию.

Переход от слова к предложению характерен для внешней речи ребёнка, в то время как внутренняя речь, напротив, развивается от предложения к слову. Это связано с тем, что во внутреннем плане произнесённое ребёнком слово для него обозначает целую фразу, например, слово «мама» ребёнок может связывать с просьбой что-то дать ему или помочь. Со временем, научившись строить предложения во внешнем плане, дети и во внутренней речи отводят каждому слову его собственное значение, не расширяя его до целой фразы.

Д.Б. Эльконин подчёркивал, что речь в раннем возрасте выступает не как функция, а как особый предмет, которым ребёнок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями. Это средство развития самостоятельной предметной деятельности. Показ взрослого вместе с речевым указанием, с одной стороны, и появлением предметных действий, с другой, ставят ребёнка и взрослого в ситуацию общения. Ребёнок начинает обращаться к взрослому с разными просьбами. Расширяются функции общения, что и ведёт к обогащению речи ребёнка.

В раннем детстве развитие речи идёт по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребёнка.

В понимании речи одним из важнейших достижений является овладение слушанием. Д.Б. Эльконин отмечал, что слушание и понимание речи взрослого, содержащей сообщения о предметах и явлениях, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения взрослого с ребёнком, является важным приобретением, так как создаёт возможность использования речи в роли основного средства познания по отношению к предметам, недоступным непосредственному опыту ребёнка.

Собственная активная речь ребёнка начинается с появления автономной речи. Автономная речь - один из ранних этапов развития детской речи, характеризующийся своеобразием фонетической, грамматической и смысловой стороны. Такая речь мало похожа на речь взрослого и характеризуется следующими признаками:

- своеобразным фонетическим строением (например, «ика» - шарф; «гилигилича» - карандаш; «как» - каша);

- многозначностью (так, слово «ака» может обозначать ягоду, конфету, сахар и круглые шарики мозаики);

- указательностью и наименованием, но не значением;

- аграмматичностью.

Автономная речь ориентирована на конкретную ситуацию и относится только к тем предметам, которые ребенок видит сейчас.

Собственная речь ребёнка возникает как средство ситуативно-делового общения, в котором взрослый знакомит его с разными предметами, их свойствами и помогает ребёнку овладеть специфическими, культурно-фиксированными действиями с ними.

Словарь активной речи к концу раннего возраста составляет от 500 до 1500 слов. Наряду с расширением словаря и уточнением произношения слов в раннем детстве происходит усвоение грамматического строя родного языка. Вначале появляются просто новые формы, потом – синтаксические связи путем изменения окончаний, затем происходит усвоение служебных слов (союзов, соединяющих или разделяющих предложения).

Овладение речью позволяет ребёнку раннего возраста преодолеть ограниченность ситуативного общения и перейти от чистого сотрудничества со взрослыми к внеситуативно-познавательному общению. На протяжении раннего детства происходит изменение значения слов, что является одной из важнейших сторон умственного развития ребёнка. Речь начинает играть стимулирующую роль и при восприятии предметов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: