Развитие мышления в раннем детстве

Предметная деятельность играет решающую роль в развитии мышления ребёнка раннего возраста, так как, обучаясь выполнять предметные действия, ребёнок начинает ориентироваться на связь между предметами, в частности, на связь орудия с предметом. На первых порах установление новых связей происходит путём практических проб и различных ориентировочных действий.

Мышление ребёнка, осуществляемое при помощи внешних ориентировочных действий, носит название наглядно-действенного, которое возникает к концу первого года жизни и является ведущим видом мышления до 3,5-4 лет. Наглядно-действенное мышление помогает детям исследовать разнообразные связи, обнаруживаемые в окружающем мире. На основе развития обобщений уже в пределах раннего возраста у ребёнка возникают действия, выполняемые в уме, мысленные действия, когда ребёнок действует не с реальными предметами, а с образами, представлениями о предметах и способах их употребления.

Мышление ребёнка, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно-образным и возникает в 2,5-3 года, оставаясь основным до 6-6,5 лет. Какой из этих видов мышления будет использован при решении новой задачи, зависит от сложности этой задачи и имеющегося у ребёнка опыта решения подобных задач.

Характерной особенностью мышления ребенка раннего возраста выступает его синкретизм (нерасчлененность) - ситуация воспринимается ребенком целостно без выделения отдельных параметров.

По мнению Пиаже, основным критерием отличия младенческой стадии сенсомоторного интеллекта от раннего детства – способность к репрезентации.

Репрезентация – это способность к представлению предмета при отсутствии возможности манипуляции с ним. Важным аспектом способности к репрезентации является умение ребенка размышлять и оперировать посредством символов. Символы появляются тогда, когда один объект, действие или мысль начинает заменять другой. Отношение между символом и предметом может быть полностью произвольным либо оно возникает в результате взаимной договоренности людей, либо символ может иметь некоторое сходство с тем, что он заменяет (например, детские рисунки и символические игры). Ж.Пиаже назвал период раннего детства «стадией дооперационального интеллекта», полагая, что умение мыслить символами еще не означает, что ребенок может выполнять собственно «логические операции», организующие знания путем установления логических связей между отдельными явлениями. Как только дети начинают пользоваться символами, их мыслительные процессы усложняются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: