На первой стадии – целенаправленных проб дети варьируют свои действия исходя не из свойств орудия, которым он хочет достать нужный ему предмет, но из свойств самого этого предмета.
На второй стадии – подстерегания – дети случайно находят в процессе своих попыток эффективный способ действия с орудием и стремятся повторить его.
На третьей стадии, которую Гальперин, назвал «стадией навязчивого вмешательства», дети активно стараются воспроизвести эффективный способ действия с орудием и овладеть им.
Четвёртая стадия – объективной регуляции. На этой стадии ребёнок открывает способы регулирования и изменения действия исходя из тех объективных условий, в которых его приходится выполнять.
Полученные в исследовании П.Я. Гальперина факты показали, что при переходе от «ручных» операций к «орудийным» в практической деятельности ребёнка происходит зарождение интеллектуальных операций, наглядно-действенного мышления в его наиболее простых и первичных формах.
На протяжении раннего детства развитие предметных действий (орудийных и игровых) у детей способствует:
|
|
1) усвоению действий, их совершенствованию и возможности производить их относительно самостоятельно, без непосредственного участия и помощи взрослых;
2) отделению действия от предмета и его обобщение;
3) развитию личности ребёнка,опосредуя его отношение не только к окружающему предметному и социальному миру, но и к самому себе.
Развитие познавательной сферы в раннем возрасте
Ранний возраст – период ускоренного когнитивного развития, приобретения ребенком знаний культурного и социального характера, осуществляемые в предметной деятельности, включающей активное субъектное взаимодействие взрослого и ребенка создает предпосылки для зарождения восприятия – ведущей психической функции в период раннего детства.
Развитие восприятия в раннем детстве.
В раннем возрасте развитие восприятия характеризуется тремя основными параметрами - перцептивными действиями, сенсорными эталонами и действиями соотнесения.
Перцептивные действия – структурные единицы процесса восприятия у человека, обеспечивающие сознательное выделение того или иного аспекта чувственно заданной ситуации, а также преобразование сенсорной информации, приводящее к построению образа, адекватного предметному миру и задачам деятельности.
Сенсорные эталоны – исторически сложившиеся представления о чувственных свойствах, качествах и признаках объектов.
Действия соотнесения (соотносящие действия) – действия, предполагающие приведение в пространственные взаимоотношения объектов или их частей.
|
|
Перцептивные действия позволяют изучать основные свойства и качества воспринимаемого предмета, выделяя в них главные и второстепенные. На основе такого выделения ребёнок воспринимает информативные точки (характерные для данного предмета или ситуации качеств) в каждом из предметов окружающего мира, что помогает при повторном восприятии быстро узнать предмет, отнеся его к определённому классу – кукла, машинка, тарелка и т.д. Развитие перцептивных действий помогает формированию обобщения и других мыслительных операций, так как выделение наиболее значимых качеств каждого предмета даёт возможность в дальнейшем объединить их в классы и понятия.
Согласно концепции А.В. Запорожца, решающую роль в развитии восприятия играет усвоение выработанных обществом сенсорных эталонов – образцов внешних свойств объектов (формы, цвета, высоты звука). По данным Л.А. Венгера, в раннем возрасте восприятие опосредовано «двигательными предэталонами». Так, воспринимая удаленность предмета, ребенок соотносит ее с длиной своей руки («достану – не достану»), воспринимая форму и величину – с положением пальцев, соответствующим захватыванию предмета (для захвата шара – одно положение, для захвата плоского предмета – другое).
Представления о форме или цвете связаны у ребёнка раннего возраста с конкретным предметом (например, круглый мяч). Постепенно это качество обобщается и, отрываясь от конкретного предмета, становится сенсорным эталоном – цвета, формы, размера. Сначала дети начинают выполнять выбор по форме, потом – по величине, потом – по цвету. Соотнесение предмета с эталоном помогает систематизировать те знания, которые получают дети при восприятии новых предметов. Разные способы обучения выполнению соотносящих действий (складывание пирамидки, сборно-разборных игрушек, закрывание коробки крышкой, вкладывание в отверстия фигурок разного размера и формы) имеют различный развивающий эффект для перцептивных способностей ребенка. Работы А.В. Запорожца, Т.В. Ендовицкой, Н.Г. Салминой показали, что предпочтение формы цвету зависит от степени знакомства ребенка с предметом; от того, назван он словом или нет, от предыдущей подготовленности к различению.
В целом, восприятие ребенка раннего возраста характеризуется синкретизмом – сложными отношениями между целым и частями: иногда дети опираются на выразительную деталь, иногда – на общие функциональные признаки. Восприятие предмета, с одной стороны, связано с действием, а с другой – с обозначающим его словом, указывающим на стимулирующую роль в развитии данной психической функции.
Известный американский психолог Дж. Брунер, анализируя структуру восприятия, выделил в нем три компонента: представления об окружающем мире в форме действий, в форме образов и в форме слов (языковая форма). В раннем возрасте происходит овладение второй сферой представлений – образом, когда восприятие зависит от мельчайших деталей, от эгоцентрической позиции ребенка, его действий, его потребностей и аффектов, которые могут приводить к искажениям. Ребенок оказывается во власти новизны окружающей среды и яркости зрительных представлений, он сосредоточен на внешней, видимой стороне вещей.