Развитие восприятия в дошкольном возрасте

Основой развития восприятия ребенка дошкольника является усвоение сенсорных эталонов и развитие перцептивных действий.

Усвоение сенсорных эталонов на протяжении дошкольного возраста происходит благодаря первоначальному использованию ребенком предэталонов, которые отличаются предметным, чувственным характером. Решающее значение при этом имеет то, что в качестве меры свойств предмета начинает выступать другой предмет. Если сначала ребенок опредмечивает геометрические формы, то затем он может предметную форму обозначать через геометрическую. По мере усвоения эталонов восприятие полностью «очеловечивается» и дает объективный образ любых объектов (знакомых и незнакомых).

Особую роль в развитии восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам - общепринятым представлениям об основных видах каждого свойства. Дети осваивают более тонкие разновидности эталонных свойств, связи и отношения между эталонами.

Перцептивные действия постепенно приобретают четкую структуру, что выражается в их отделении от предметных действий.Ребенок переходит от практического решения задачи методом проб и ошибок к решению задачи посредством внешнего ориентировочного действия.

Восприятие в возрасте 6-7 лет утрачивает свой аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – рассматривание, поиск, на их основе возникает способность к перцептивному анализу предмета, ориентированного на систему сенсорных эталонов. Значительное влияние на восприятие в это время оказывает речь, так что ребенок начинает активно использовать название качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними.

Формирование временной ориентировки имеет свою специфику. Дети ориентируются во времени исходя из своей деятельности, при этом точкой отсчета для них служит представление о сегодняшнем дне. К старшему дошкольному возрасту ребенок усваивает временные обозначения и правильно их употребляет.

Развитие пространственных представлений ребенка к 6-7-ми годам характеризуется способностью к анализу пространственных ситуаций с обозначением расчлененности образа пространства с отражением не только предметов, но и их взаимного расположения.

Развитие мышления в дошкольном возрасте осуществляется посредством последовательной смены четырех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, наглядно-схематического и словесно-логического.

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка начиная с 3 – 4-х лет, когда он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи. В этом возрасте происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и воздействие на них с целью изменения. Данный уровень умственного развития, способствует накоплению фактов, сведений об окружающем мире, созданию основы для формирования представлений и понятий. В процессе наглядно-действенного мышления проявляются предпосылки для формирования более сложной формы мышления - наглядно-образного мышления.

Наглядно-образное мышление характеризуется тем, что ребенок к 5-ти годам может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления.

К концу дошкольного периода преобладает высшая форма наглядно-образного мышления - наглядно-схематическое мышление. Отражение достижения ребенком этого уровня умственного развития является схематизм детского рисунка, умение использовать при решении задач схематические изображения.

Наглядно-схематическое мышление создает большие возможности для освоения внешней среды, будучи средством для создания ребенком обобщенной модели различных предметов и явлений. Приобретенная черта обобщенного, эта форма мышления остается образной, опирающейся на реальные действия с предметами и их заместителями. В то же время данная форма мышления является основой для образования словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий.

Старший дошкольный возраст следует рассматривать только как начало интенсивного формирования логического мышления, определяя тем самым, ближайшую перспективу умственного развития (опыты Г.Д. Лукова с тонущими предметами, направленные на изучение логического рассуждения и формирование понятий у дошкольников).

Л.А. Венгер рассматривал умственное развитие дошкольника через становлениепяти типов познавательных действий: трех – перцептивных, двух – мыслительных (интеллектуальных). К ним относятся действия идентификации, отнесения к эталону, перцептивного моделирования, действия образного и логического мышления:

- Действия идентификации – установление идентичности свойства объекта представляемому образцу-эталону.

- Действия приравнивания к эталону (отнесение к эталону) – использование образца-эталона для выявления и характеристики свойств предметов, отклоняющихся от этого образца (близких к нему, но не совпадающих с ним).

- Действия перцептивного моделирования – соотнесение свойства обследуемого предмета с группой эталонов, построение его «эталонной модели» (расчлененное, дискретное восприятие сложной формы первоначально в практическом моделировании – рисовании и лепке).

- Действия наглядно-образного мышления – построение и применение схематизированных образцов, отображающих связи и отношения реальных вещей (овладение схематизированными представлениями).

- Действия логического мышления - выделение и соотнесение существенных параметров объекта.

Согласно авторской концепции действия наглядно-действенного мышления не выделяются в качестве отдельного показателя интеллектуального развития ребенка, поскольку они являются этапом функционального развития мыслительных действий других типов.

Многие отечественные исследователи подчеркивают роль продуктивных видов деятельности в психическом развитии ребенка дошкольника (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.В. Холмовская, А.Р. Лурия, О.М. Дьяченко, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова). Именно в продуктивных видах деятельностивпервые возникают общественные мотивы поведения, складывается иерархия мотивов, формируются и совершенствуются действия восприятия и мышления, развиваются социальные навыки взаимоотношений. Конечно, это происходит не само собой, а при постоянном руководстве деятельностью детей со стороны взрослых, которые передают подрастающему поколению опыт общественного поведения, сообщают необходимые знания и вырабатывают нужные навыки.

 Так, в продуктивных видах деятельности (ребенок создает реальные копии, модели сложных предметов и ситуаций, пользуясь дискретными операциями (рисование, лепка) и дискретным материалом (аппликация, конструирование). Происходит объединение простых перцептивных действий под влиянием задач продуктивной деятельности, на основе которого осуществляется развитие моделирования как ведущего перцептивного действия (метод «конструкции по моделям» А.Н. Миреновой В.Н. Колбановского).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: