double arrow

Становление самосознания в раннем возрасте

Простейшей формой самосознания ребенка являетсяузнавание себя в зеркале в 1,5-2 года, подкреплённое эмоциональным реагированием на своё отражение (ребёнок улыбается, трогая свой носик, глазки).

Примерно к концу второго года жизни, дети начинают употребление в речи личного местоимения. Однако, сначала ребёнок говорит о себе в третьем лице: «Маша сидит» и только к концу третьего года жизни появляется местоимение «Я».

Ситуативность опосредует все поведение ребенка в период раннего детства, которое К. Левин обозначил «полевым», но ее преодоление происходит благодаря освоению предметной деятельности и развитию речи.

Развитие самосознания у ребёнка раннего возраста связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желаний, что приводит к изменению отношения ребёнка к людям, предметам, самому себе. Д.Б. Эльконин указывал, что изменение отношения определяется тем, что овладение общественно выработанными способами употребления предметов формирует у ребёнка предметное отношение к действительности. В процессе манипулирования с предметами в соответствии с их функциями у ребёнка возникает личное действие – такое действие, к которому ребёнок относится как к своему (например, «Я играю»). В процессе овладения предметной деятельности ребёнок в отличие от взрослого, который даёт дифференцированную оценку его действиям в зависимости от успешности выполнения, оценивает себя недифференцированно и положительно: «Я хороший. Я молодец!», что свидетельствует о появлении первичной самооценки. Говоря о структуре «Я», представитель гуманистической психологии К. Роджерс пришел к выводу о том, что внутренняя сущность человека, его Самость выражается в самооценке, которая отражает истинную суть данной личности, ее «Я». У маленьких детей эта самооценка бессознательна и представляет собой скорее самоощущение, но тем не менее в раннем возрасте она руководит поведением человека, помогая понять и отобрать их окружающего то, что присуще именно данному индивиду – интересы, профессию, общение с определенными людьми и т.д.

К трем годам у ребенка появляются и свои собственные желания, непосредственно не совпадающие с желаниями взрослых. В раннем возрасте между желаниями ребенка и взрослых не было особых расхождений. Если ребенок хотел чего-то недозволенного, взрослые быстро переключали его внимание на другой привлекательный предмет. К трем годам его желания становятся определенными и устойчивыми, что подтверждается настойчивыми словами «Я хочу».

Деятельность ребенка раннего возраста становится направленной не только на внешний мир, но и на самого себя, результатом чего является возникновение элементов самосознания. Стремление к самостоятельности и независимостиот взрослого, как в действиях, так и в желаниях ребенка, приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период в классической психологии получил название кризиса трех лет.

По Д.Б. Эльконину, кризис трех лет – это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего «Я». Феномен «Я сам», хорошо знакомый всем родителям, означает не только возникновение внешней самостоятельности, но и одновременное отделение ребенка от взрослого. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Из мира, ограниченного предметами, этот мир превращается в мир, полный взрослыми. Наблюдения Д.Б. Эльконина показали, что в раннем возрасте ребенок строит свое действие посредством уподобления действию-образцу взрослого. К трем годам, когда ребенок овладевает речью, ему открывается его действие как таковое, а не только как вплетенное в ситуацию совместной деятельности со взрослым. И возникает «личное действие» и «я сам». Сопоставляя исследования по предметным действиям и кризису тех лет К.Н. Поливанова предполагает, что Д.Б. Эльконин имел в виду дифференциацию поначалу целостной ситуации действования совместно со взрослым, точно по образцу, представленному взрослым; дифференциацию, направленную на выделение личного, «моего» действия.

По мнению Л. И. Божович, три года – важный рубеж в развитии ребёнка. Это подлинный старт развития самосознания, которое далее на каждом возрастном этапе имеет специфические особенности. Л.И. Божович связывает новообразования кризиса трех лет с появлением «системы Я», в которой доминирует потребность в реализации и утверждении собственного Я. Как следствие возникновения «системы Я» появляются другие новообразования, самым значительным из которых, является самооценка и связанное с ней стремление «быть хорошим».

Итак, к трём годам ребёнок вычленяет собственное действие как существенный момент ситуации, у него возникает личное действие, система «я сам» (Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович). Совокупность этих достижений указывают на психологическую перестройку личности ребенка раннего возраста, знаменуя переход к новому этапу развития – дошкольному детству.

Контрольные вопросы к лекции № 8

1. Как меняются социальная ситуация и ведущая деятельность в раннем возрасте?

2. Какие закономерности формирования предметного действия в раннем возрасте выявил Д.Б. Эльконин?

3. Какие стадии проходит связь действия с предметом в процессе развития предметного действия?

4. Каковы закономерности развития восприятия и памяти в раннем возрасте?

5. Каковы закономерности развития мышления и речи в раннем возрасте?

6. Как развиваются игровые действия в раннем возрасте?

7. Как развивается эмоциональная сфера в раннем возрасте?

8. Как развивается самосознание в раннем возрасте?

9. Каковы причины кризиса трех лет?

10. Как проявляется кризис трех лет в поведении детей?

Литература к лекции № 8

1. Возрастная психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / [Т.Д.Марцинковская и др.]; под ред. Т.Д.Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. Изд. 4. – М.: Педагогическое общество России, 2008.

3. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ.высш.учеб. заведений / Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: