Становление эмоциональной сферы в раннем возрасте

Эмоциональная сфера ребёнка раннего возраста характеризуется кратковременными, неустойчивыми, бурно выраженными аффективными переживаниями. В раннем детстве эмоции преимущественно направлены на четыре сферы действительности: предметную (способы отношений с вещами), самого себя, других людей и социум в целом.

Исследуя проблему эмоционального развития, А.Д. Кошелева указывает на то, что раннее детство характеризуется развитием диапазона эмпатийного реагирования на объекты и ситуации. В ряд объектов эмпатии, в дополнение к близким родственникам, ребенок включает и сверстников. В 2 года ребенок может эмоционально откликнуться на переживания своего сверстника, но в основе данного проявления эмпатии лежит отождествление себя с другим, собственных чувств с чувствами ближнего. Только к 3 годам появляются признаки эмоциональной децентрации (выделение себя единицей социума), и это позволяет ребенку дифференцировать свои переживания как существующие отдельно от окружающего мира.

Современные западные исследователи связывают способность понимать эмоциональное состояние другого человека с появлением у ребенка самосознания. После полутора лет у детей можно наблюдать явное стремление утешить расстроенного человека, обнять, поцеловать его, а понятие двухлетними детьми психологического состояния другого человека, означает, что они способны вспомнить свои прежние эмоциональные ощущения и поступать соответственно своему личному опыту. Эмоциональные отношения становятся более дифференцированными и устойчивыми, хотя общение еще сохраняет ситуативный характер.

В раннем детстве эмоциональные процессы относятся исключительно к сфере непроизвольной регуляции. Поведение и импульсивность ребенка находят свое выражение в эмоциональной динамике - удовольствие от нового предмета или нового способа деятельности «затухает» почти также быстро, как неудовольствие при ограничении активности.

Эмоциональное возбуждение оказывает сильное влияние на всё поведение ребёнка. Ребёнок действует не задумываясь, под влиянием сиюминутно возникших переживаний. А.Н. Леонтьев указывал, что чувства выполняют побуждающую роль, являясь мотивом поведения, которое поэтому импульсивно. Например, в ожидании праздника или после него дети становятся капризными, раздражительными, долго не могут заснуть. Исследования Л.Н. Галигузовой показывают, что в период раннего детства прослеживается тенденция к увеличению эмоционального заражения детей друг от друга и эмоциональной отзывчивости по отношению к другому ребенку. Совместная деятельность носит ярко выраженную эмоциональную окраску, бурно нарастающую в ходе взаимодействия.

В раннем детстве эмоционально окрашивается не столько присутствие, сколько соучастие взрослого во внешне-предметной деятельности ребенка. Результаты этого соучастия, а также достижения ребенка в овладении предметным миром и фиксируются эмоциями на данном этапе. Важнейшим средством для этого становится речь, оснащенная целым комплексом эмоционального выражения (интонирование, акцентирование, повторение и т.п.) открытие, что каждый предмет имеет свое «имя», превращает для ребенка слово в универсальное средство выражения и реализации желаний.

Г.М. Бреслав подчеркивает, что в период раннего детства эмоциональная регуляция приобретает, уже более конкретный и ситуативный характер, отражающий результативность предметных действий ребенка. Кроме того, она отличается высокой реактивностью и подвижностью в сочетании с повышенной чувствительностью к эндогенным процессам. Исследования В.В. Лебединского, О.С. Никольской и д.р. констатируют, что в начале второго года жизни ребенок вступает в новый период развития. Постепенно уменьшаются тактильные контакты с матерью, а следовательно, и ранние формы эмоционального общения, основанного на аффективном «заражении». Но при этом увеличивается доза опосредованного контакта взрослого с ребенком через игрушки, предметы, слова. Перед ребенком встает новая задача – самостоятельная адаптация к нестабильным условиям окружающей среды. Прежние способы взаимодействия оказываются недостаточными. Возникает первый кризис эмоционального развития ребенка (временная аффективная дезадаптация), который связан с трудностью активного включения в регуляторный процесс. Самостоятельное преодоление импульсивности в аффективных действиях становится возможным только при появлении у ребенка способности подчинять свое поведение аффективно значимой цели, когда образ желаемого начинает направлять и корригировать поведенческие акты. Последующий кризис 3 лет, выраженный в стремлении ребенка к самоутверждению, также связан с перестройкой и иерархизацией аффективной организации. Развитие кризиса 3 лет сопровождается нарушениями свойств эмоциональной регуляции – избирательности, ситуативности, предметности. Нарушение ситуативной обусловленности проявляется в неадекватном длительном реагировании ребенка на безобидное замечание. Нарушение предметности – в явлениях смешанной агрессивности, когда ребенок в ответ на негативное воздействие взрослого усиливает враждебность к третьему лицу. Нарушение избирательности - в генерализации негативизма или пассивном уходе от общения. Тем не менее, отечественные исследователи считают, что для гармоничного развития ребенок должен пройти стабильные и кризисные стадии аффективной адаптации в процессе формирования эмоциональной регуляции.

Специфической характеристикой раннего возраста является лабильность эмоциональной сферы. Она выражается в легкости и быстроте перехода от одного эмоционального состояния к другому, минуя нейтральные формы. Это практически одномоментная смена контрастных эмоциональных переживаний детей от 1 года до 3 лет. Ребенок в течение нескольких минут переживает глубокое огорчение со слезами и полное удовольствие (радость), сопровождаемое счастливым смехом. Эмоциональная лабильность объясняется отсутствием у ребенка устойчивого отношения к объекту эмоций. По этой причине изменение ситуации влечет за собой новое эмоциональное реагирование. Ригидность эмоций в раннем возрасте (отсутствие положительной эмоциональной реакции на новую игрушку и пр.), а также фиксация на отрицательных эмоциях являются показателями отклонения не только в развитии эмоциональной сферы, но и в общем психическом развитии ребенка.

В тесной связи с эмоциями, особенно у ребенка, находится и воля: в начале жизни они, по сути, совпадают, и лишь в ходе онтогенеза воля начинает управлять эмоциями, а не выражать их. В.Штерн предположил, что зачатки самообладания, актуализирующиеся в способности преодолевать что-то неприятное или отказываться от приятного, обнаруживаются у детей после двух лет. С характеристиками произвольности эмоциональных процессов связан термин воспроизведение эмоций (кодирование). Понятие «эмоциональное кодирование» имеет более широкое значение и определяет выражение эмоции как непроизвольного реагирования, так и произвольного трансформированного воспроизведения. Способность трансформировать (изменять) экспрессивное выражение тех или иных эмоций в контексте социализации и есть специфическая особенность (функция) эмоциональной регуляции как одного их базовых факторов эмоционального развития ребенка. В контексте нейрокультурной теории экспрессии П. Экмана детально рассматривалась проблема эмоционального кодирования как произвольного выражения эмоциональных состояний в онтогенезе, где исследователь выделяет три главных типа выражения: симуляцию (выражение непереживаемой эмоции), подавление (сокрытие выражения переживаемой эмоции) и маскировка (замена выражения переживаемой эмоции выражением другой, непереживаемой эмоции). В период 2-3 года в онтогенезе возникает эмоциональная стимуляция, т.е. экспрессивное выражение непереживаемой эмоции. 2-3 летний ребенок легко справляется с имитацией глубокого расстройства с целью получить желаемое (конфету, новую игрушку). В этом возрасте у ребёнка появляются социальные эмоции смущения, стыда, гордости, вины, а также социальные формы гнева - ревность и зависть. Он сердится и плачет, если мать у него на глазах ласкает чужого ребенка. М. Хоффман утверждает, что чувства стыда и вины оказываются важными факторами, влияющими на эмоциональную регуляцию в раннем детстве.

На протяжении раннего возраста включение слова в эмоциональные процессы перестраивает их протекание и в совокупности с установлением связи между чувством и представлением создаёт предпосылки для их регуляции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: