Семья как социально-культурная среда воспитания дошкольников

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, В СЕМЬЕ С ЕДИНСТВЕННЫМ РЕБЕНКОМ


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1. Теоретическое исследование влияния семейного воспитания на эмоциональную сферу детей дошкольного возраста.. 6

1.1 Семья как социально-культурная среда воспитания дошкольников. 6

1.2. Характерные особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста 9

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ЕДИНСТВЕННОГО РЕБЕНКА В СЕМЬЕ.. 14

2.1. Трудности воспитания единственного ребенка. 14

2.2. Положительные и отрицательные моменты развития единственного ребенка семье 18

ГЛАВА 3. ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ НЕВРОЗНОСТИ.. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 31

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 33

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 35

 

 




ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы. Несмотря на прибыльные позиции России в мировых демографических рейтингах, некоторые родители по-прежнему предпочитают иметь только одного ребенка. Такая ситуация объясняется, прежде всего, социально-экономическими проблемами. Другая часть состоятельного населения жалуется на нехватку времени для воспитания детей. Защищая свою позицию, родители одного ребенка ссылаются на то, что одного ребенка гораздо легче поддерживать, больше времени может быть посвящено его воспитанию.

Несомненно, в отличие от детей из многодетных семей единственный ребенок имеет возможность получить больше внимания от родителей, но этот вопрос следует рассматривать с другой точки зрения. Как отмечают многие ученые (С. А. Амбалова, М. И. Бекёева, А. Д. Гусова, Т. А. Подольская, С. А. Русь), интеллектуальное развитие одного ребенка часто опережает развитие сверстников: прежде чем другие дети начнут говорить, читать, считать, сбрасывать, поскольку родители возможность уделить ему больше внимания и попытаться развить свои способности, сформировать интерес к окружающему миру. Конечно, единственный ребенок в семье проходит путь психологического созревания, участвуя в семейных делах взрослых. Но, в то же время, ранний психологический рост может стать тяжелым бременем для ребенка.

Данная работа раскрывает особенность эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста, воспитывающегося в семье, в которой он является единственным. Эмоциональное развитие дошкольника является одним из важнейших условий его воспитания. Период дошкольного детства является сензитивным для развития эмоциональной сферы: именно в этот период функциональная потребность ребенка в эмоциональном насыщении преобразуется в стремление к определенным переживаниям собственного отношения к различным объектам и явлениям действительности и становится важным фактором, определяющим направленность его личности.

Цель курсовой работы: т еоретически и эмпирически исследовать влияние семейного воспитания единственного ребенка на эмоциональную сферу младшего школьника.

Задачи:

1. Проанализировать психологические возрастные особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;

2. Оценить роль семьи в формировании эмоциональной сферы ребенка;

3. Охарактеризовать плюсы и минусы воспитания в семье единственного ребенка;

4. Выявить зависимость эмоционального благополучия детей от стилей воспитания в семье с единственным ребенком и в многодетных семьях;

5. Сделать выводы по итогам курсовой работы.

Методологическую основу курсовой работы составили:

- теоретические труды по возрастной психологии, психологии дошкольного и младшего школьного возраста;

- труды по психологии (особенности эмоциональной сферы ребенка);

- научные статьи и диссертационные исследования, посвященные данной тематике.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследований:

1. Теоретический: анализ психолого-педагогической, методической литературы.

2. Эмпирический (психолого-педагогический эксперимент): практическая работа с родителями, воспитывающими одного ребенка.

База исследования: Семьи, воспитывающие одного ребенка, и семьи, в которых растут 2-3 ребенка. Объем выборки составил 25 семей. Возрастной показатель родителей варьировался от 25 до 30 лет.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Изложенный материал иллюстрирован таблицами и графиками.



ГЛАВА 1. Теоретическое исследование влияния семейного воспитания на эмоциональную сферу детей дошкольного возраста

Семья как социально-культурная среда воспитания дошкольников

Семья - наиболее распространенный тип социальной группы, основной единицы общества, в которой человек рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение своей жизни. Семейные отношения обычно определяют психологию и поведение человека, поэтому семья представляет особый интерес для социально-психологических исследований.

Семья является основным агентом социализации во всех обществах. Именно в нем дети учатся основным знаниям, необходимым для выполнения ролей взрослых.

А.В. Мудрик определяет шесть функций семьи в процессе социализации.

Во-первых, физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве эта функция играет определяющую роль, которую нельзя компенсировать другими институтами социализации. В детстве, юниоре, школе и юности ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным.

Во-вторых, семья играет решающую роль в формировании психологического секса ребенка в первые три года своей жизни. Как показали эксперты, решающая роль в этом - отец, потому что именно он, как правило, по-разному относится к своей дочери и сыну (поощряет деятельность сына и женственность в дочери). Так как мать, как правило, одинаково относится к детям обоих полов. Отсутствие отца в его семье или его официальное присутствие делает проблему сексуальной социализации проблематичной.

В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка. Американский исследователь Баум показал, что разница в соотношении умственных способностей детей, выросших в состоятельных и неблагополучных семьях, достигает 20 баллов, а также влияет на меру ознакомления человека с культурой на всех этапах социализации.

В-четвертых, семья имеет важное значение; важность в овладении социальными нормами человека.

В-пятых, семья формирует фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах семьи и межэтнических отношений, а также сферы жизни, сферы и уровень устремлений, устремлений, планов и путей их достижения.

В-шестых, семья имеет функцию социальной и психологической поддержки человека, от которой зависит его самооценка, уровень его самооценки, мера самопринятия, аспекты и эффективность самореализации.

«Основным смыслом и целью семейной жизни является воспитание детей. Главная школа воспитания детей - это отношения между мужем и женой, отцом и матерью». В.А. Сухомлинский.

Образование - основная сила, которая может дать обществу полноценную личность. Эффективность образовательного воздействия заключается в целеустремленности, систематичности и квалифицированном лидерстве.

Семейное образование - это система воспитания и образования, которая формируется в условиях определенной семьи силами родителей и родственников.

Семейное образование - сложная система. На него влияют наследственные факторы, естественное здоровье детей и родителей, материальная и экономическая безопасность, социальный статус, образ жизни, число членов семьи, место жительства семьи, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Содержание семейного образования охватывает все области. Семья осуществляет физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей и варьируется от возраста к возрасту. Постепенно родители, дедушки и бабушки, родственники дают детям знания об окружающем мире, природе, обществе, производстве, профессиях, технологиях, формируют опыт творческой деятельности, развивают некоторые интеллектуальные навыки и, наконец, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизнь в целом.

Современная семья сильно отличается от семьи прошлых времен, не только другой экономической функции, но и радикального изменения эмоциональных и психологических функций. Отношения между детьми и родителями изменились за последние десятилетия, становятся все более эмоционально-психологическими, то есть определяются глубиной их привязанности друг к другу, поскольку для все большего числа людей именно дети становятся одной из основных ценностей Жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, но только усложняет ее. Причины:

· Большое количество семей однодетных и состоят из двух поколений - родителей и детей. В результате родители не могут ежедневно использовать опыт и поддержку предыдущего поколения, и применение этого опыта часто проблематично. Таким образом, разнообразие, введенное в межличностные отношения пожилых людей, братьев и сестер (братьев и сестер), тетушек, дядюшек, исчезло;

· сохраняя традиционное разделение «мужского» и «женского» труда, первое в массе семей сводится к минимуму. Статус женщины вырос из-за ее типичной руководящей роли в семье (в семье) и вне дома;

· отношения между детьми и родителями стали более сложными и проблематичными. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Дети часто имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть времени вне семьи. На этот раз они заполняют действия, принимаемые среди сверстников, и не всегда заботятся об утверждении их времяпрепровождения родителями. Власть родительской власти сегодня часто не работает - власть родителей родителей должна ее заменить.

Цель семейного воспитания - формирование таких личностных качеств, которые помогут адекватно преодолеть трудности и препятствия, встречающиеся в жизни. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичный опыт трудовой жизни, моральное и эстетическое воспитание, эмоциональная культура и физическое здоровье детей дошкольного возраста, их счастье и благополучие зависят от семьи и родителей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: