Анатомо-физиологические и психические особенности девушек и юношей 15-17 лет

В старшем школьном возрасте происходит дальнейшее повы­шение физического и психического уровня развития человека. К 15-17 годам завершается развитие центральной нервной сис­темы. Высокого уровня развития достигает аналитическая дея­тельность коры головного мозга, приводящая к качественным из­менениям в характере мыслительной деятельности.

Следует помнить, что развитие костно-мышечного и связочно­го аппарата у старшеклассников еще не закончено. Так, костные эпифизарные диски с телом позвонка полностью срастаются к 24 годам, срастание ядер окостенения рук продолжается с 16 до 25 лет, а срастание трех тазовых костей - с 14 до 20 лет. Окос­тенение фаланг пальцев рук у девушек происходит в 14-18 лет, а у юношей в 16-22 года, а годом- двумя раньше - фаланг паль­цев ног. В старшем школьном возрасте далеко еще не окончено окостенение позвоночника, поэтому старшеклассникам следует избегать чрезмерных нагрузок на позвоночник, особенно при поднятии тяжестей. Кроме того, частое применение максимальных нагрузок может привести к уплощению стоп. [6]

Больших нагрузок с максимальной соревновательной интен­сивностью следует также избегать по причине незавершенного развития нервной регуляции работы сердца. При слишком интен­сивных нагрузках, например, в начале бега на относительно длин­ных дистанциях, у учащихся быстро снижается содержание кис­лорода в крови, а возникающая кислородная недостаточность может явиться причиной полуобморочного состояния. В этой свя­зи старшеклассникам не рекомендуется тренироваться с макси­мальной соревновательной интенсивностью. Нагрузка, как прави­ло, не должна превышать 85-90% средне соревновательной. [16]

У юношей в 15-16 лет масса тела интенсивно увеличивается, тогда, как у девушек к 16 годам темпы ее нарастания уже снижа­ются. Юноши (в среднем) выше девушек на 10-12 см и тяжелее на 5-8 кг; масса их мышц по отношению к массе всего тела больше на 13%, а масса подкожной жировой ткани на 10% мень­ше; туловище юношей немного короче, а руки и ноги длиннее, чем у девушек. Более широкий таз и относительно короткие ноги, большая подвижность позвоночника и суставов, лучший эласти­ческий связочный аппарат приводят к тому, что у девушек по сравнению с юношами выражены большие поперечные колеба­ния тела при ходьбе и беге.

Сердце юношей на 10-15% больше по объему и массе, чем у девушек; пульс реже на 6-8 уд. /мин, сердечные сокращения силь­нее, что обусловливает больший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление. Девушки дышат чаще и не так глу­боко, как юноши; жизненная емкость их легких примерно на 100 см3 меньше.

Итак, функциональные возможности для осуществления ин­тенсивной и длительной работы у юношей выше, чем у девушек. Физические нагрузки они переносят лучше при относительно мень­шей частоте пульса и большем повышении кровяного давления. Период восстановления этих показателей до исходного уровня у юношей короче, чем у девушек. [6]

По утверждению Н. П. Любецкого в последние годы появляется все больше школьниц, имею­щих низкие функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Это свидетельствует о снижении к старшему школьному возрасту двигательной активности, связанной с игра­ми, циклическими и ациклическими локомоциями. В свою оче­редь, у девушек, регулярно занимающихся такими упражнения­ми, показатели этих систем продолжают улучшаться. Уже после нескольких тренировок в беге на уроках физической культуры или на внеклассных занятиях девушки могут бегать в умеренном темпе более 15 мин, а юноши - более 25 мин. Беговые и прыж­ковые упражнения особенно полезны тем, кто имеет избыточный вес и низкие функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. [8]

В старшем школьном возрасте девушки и юноши приобрета­ют тип телосложения, свойственный взрослому человеку. Типы телосложения определяются по таким признакам, как степень развития мышц и жироотложения, форма грудной клетки и жи­вота, соотношение длины и массы тела, его пропорции. Нормаль­ными конституционными типами телосложений считают: остеоидный, торакальный, мышечный и дигрессивный.

Имеются сведения, что специально направленными физичес­кими упражнениями тип телосложения можно в значительной сте­пени изменить, например, астероидный может перейти в тора­кальный, торакальный и дигрессивный - в мышечный.

Девушек и юношей астероидного типа телосложения отлича­ют высокий рост, узкое и уплощенное туловище, тонкий костяк и слабая мускулатура. Для их гармоничного развития особенно по­лезны динамические и статические силовые и скоростно-силовые упражнения, а также циклические упражнения - длительный бег, ходьба на лыжах, бег на коньках умеренной интенсивности, пла­вание - для развития сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Рекомендуются также упражнения на развитие гибкости, коорди­национных способностей (равновесия, согласованности движений, перестроения двигательной деятельности). [8]

Второй тип телосложения, заслуживающий индивидуального подхода в обучении движениям и развитии физических способно­стей, является дигрессивный. Детей этого типа телосложения от­личает, главным образом, избыточное жироотложение. Снижения массы тела можно достичь упражнениями, активизирующими де­ятельность кровообращения и дыхания, вызывающими повышен­ные энерготраты; укрепляющими мышцы живота (место наиболь­шего отложения жира); улучшающими скоростные и скоростно-силовые качества.

Учащимся торакального (грудная клетка цилиндрической фор­мы, умеренно развитая мускулатура) и мышечного типов (рель­ефно развитая мускулатура) рекомендуется до половины време­ни занятий, отводимых на развитие физических способностей, выделять на развитие силовых, скоростно-силовых и скоростных спо­собностей. Кроме этого, в занятия необходимо включать специ­альные упражнения для развития гибкости и общей (аэробной) выносливости, а также воздействующие на координационные спо­собности, которые проявляются в гимнастических и акробатичес­ких упражнениях, спортивных играх и единоборствах, легкоатле­тических и др.

Об особенностях психического развития судят на основании трех групп психических явлений: психические процессы (ощуще­ния, восприятия, представления, память, мышление - познаватель­ные; эмоции - эмоциональные; воля - волевые); психические свой­ства личности (темперамент, характер, способности, потребности, мотивы) и психические состояния (монотония, утомление, стресс, напряженность). При характеристике особенностей психического развития юношеского возраста по возможности будем придержи­ваться указанной последовательности. [8]

Б.В. Евстафьев в своих работах указывает, что в 15-17 лет у школьников заканчивается формирование по­знавательной сферы. Наибольшие изменения происходят в мыс­лительной деятельности, в характере умственной работы. У детей старшего школьного возраста повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и дифференцировать отдельные (силовые, временные и пространственные) движения, осуществлять двигательные действия в целом. Осмысленное вос­приятие, возможность выполнять упражнения на основе только словесных указаний педагога, умение самостоятельно разделить сложное движение на фазы и элементы, более высокая способ­ность к сосредоточению - эти и другие психические процессы по­зволяют старшеклассникам глубоко анализировать технику изу­чаемых двигательных действий, определять ошибки, допущенные при выполнении движений, как собственные, так и своих одно­классников. В ходе обучения и воспитания учителю целесообраз­но опираться на эти психологические особенности. [4]

А.А. Гужаловский считает, что в силу высокого уровня развития мыслительных процессов у старшеклассников ярко выражено стремление к самосовершен­ствованию и самопознанию, сознательному обучению и трениров­ке. В отличие от подростков, мотивы удержания внимания у них более длительны. Старшеклассники более внимательны не только при показе, но и при объяснении, а также при изложении теоре­тических вопросов (например, при объяснении закономерностей развития физических способностей). Для старшеклассников по­вышается значимость содержательной стороны подачи учебного материала.

Эмоции учащихся X-XI классов становятся более устойчивы, появляется способность к сопереживанию, увеличивается число переживаемых чувств, возникает юношеская любовь, носящая оттенки лиричности, мечтательности, искренности. Поддержка это­го здорового чувства, уважение к нему со стороны взрослых вы­зывает у юношей и девушек стремление преодолеть свои недо­статки, выработать положительные качества личности, повысить свои физические качества и улучшить телосложение. Более бога­тыми, чем у подростка, становятся эстетические чувства, способ­ность замечать прекрасное в окружающей действительности. С од­ной стороны, это способствует развитию отзывчивости, чувства прекрасного, чуткости, а с другой - они могут приводить к оригинальничанию, незрелым и неправильным эстетическим пред­ставлениям. [3]

Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую воле­вую активность, например, настойчивость в достижении постав­ленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утом­ления. Их отличает высокая целеустремленность, у них усиленно формируется моральный компонент воли (осуществление поступ­ков в соответствии с нормами общества и окружающей среды). Однако у девушек снижается смелость, что создает определенные трудности в физическом воспитании.

Отличаются старшеклассники и по типам темперамента, в ос­нове которых лежат открытые И. П. Павловым сочетания свойств нервной системы: сила, подвижность, уравновешенность. Класси­ческие типы темперамента - это сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

Сангвиник (в основе лежит сильный, уравновешенный и под­вижный тип нервной системы) отличается большой активностью, энергией, обладает высокой работоспособностью. Почти всегда находится в бодром настроении. Его эмоциональное состояние адек­ватно ситуации, устойчиво. Он быстро усваивает и перестраивает двигательные навыки, легко приспосабливается к новой обста­новке, может быстро переключаться с одной работы на другую. Однако он часто проявляет избыточную энергию, может, не осво­ив до конца одно упражнение, переходить к другому. При обуче­нии и развитии физических способностей сангвиника целесооб­разно пользоваться чаще игровым и соревновательным метода­ми, включать элементы новизны и достаточной сложности упраж­нений, чтобы поддержать мотивацию на соответствующем уровне. Результаты на соревнованиях у сангвиников, как правило, выше, чем на тренировках.

Холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный тип) мо­жет долго выполнять сложное (и даже опасное) физическое уп­ражнение, вызывающее у него интерес, но не любит длительной монотонной работы, не хочет кропотливо трудиться над совер­шенствованием техники, у него обычно быстрая, выразительная речь и мимика. Однако холерик нередко отличается непоседливо­стью, изменчивостью настроений и чувств, зависимостью реакций от внешних, сиюминутных впечатлений. Его отличает несдержан­ность, нетерпеливость, несобранность, а подчас ему изменяет и самообладание. Эти отрицательные свойства можно нивелировать с помощью постоянной работы над собой, особенно при выполне­нии интересной и трудной работы, где холерику подчас не бывает равных. Соревновательные результаты холерика нестабильны из-за их неуравновешенности.

Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный тип) отли­чается сдержанностью, собранностью, терпеливостью, организо­ванностью, самообладанием. В поведении он ориентирован на твер­дые намерения, а не на случайные побуждения и настроения, Он может длительно и кропотливо трудиться над освоением сложной техники приема, но медленно переключается с одного вида физи­ческих упражнений на другой. Его часто приходится настраивать на более высокий ритм работы. Перед соревнованием ему нужна более длительная разминка. Соревновательные результаты у флегматика стабильны и часто выше, чем на тренировках.

Меланхолик (слабый тип) отличается высокой чувствитель­ностью, способностью тонко дифференцировать параметры дви­жений, высоким тактическим чутьем. Его легко обучать движени­ям. С другой стороны, меланхолику свойственна неуверенность в своих силах, робость, излишняя тревожность в силу высокой чув­ствительности нервной системы. Поэтому результаты выступле­ния на соревнованиях у него часто ниже, чем на тренировках.

Как видно, в каждом типе темперамента есть как положи­тельные, так и отрицательные свойства. Задача учителя, опира­ясь на положительные свойства, нивелировать отрицательные, учитывать их при обучении, развитии и воспитании школьников. Например, при обучении, а также при развитии физических спо­собностей холериков и сангвиников лучше пользоваться игровым и соревновательным методами, а для флегматиков и меланхоли­ков лучший эффект дает повторный метод с постепенно повыша­ющимися требованиями. [17]

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: