Чехов и Станиславский

Михаил Чехов считал, что актер должен уметь правдиво перевоплощаться в своих персонажей, а не просто находиться в предложенном образе, как у Станиславского. По мнению Чехова, воображение – это способность моментально вжиться в роль, правдиво передать мысли, характер и переживания своего героя. Станиславский, напротив, не требовал от актеров, чтобы они пытались найти в себе шута, короля, героя-любовника и т. д. Он считал, что каждый человек имеет свою индивидуальность, это не просто король или шут, - это тот образ, которому именно актер придает окончательный характер. Поэтому для Станиславского было главным, чтобы актер мог найти сходные черты у себя и персонажа, приспособиться к ситуации и осваивать пространство. У Чехова же была цель научить актера выполнять поставленную задачу так, как это бы сделал его персонаж, используя позы, жесты, мимику, ритм и привычки героя. Он утверждал, что только в движении рождается образ и настоящие чувства. Станиславский же считал это прерогативой пародиста, для которого главная цель подражать, а не выстроить и прожить свой образ накапливая эмоциональное состояние героя так что бы поверить самому себе. По поводу того, чья теория правильнее, можно спорить до бесконечности. Ведь как уже было сказано актер понимая разные системы актерского искусства и методов исполнения ролей, может определиться какая система более ему подходит. При этом нельзя отрицать тот факт, что у каждой из этих школ есть свои преданные последователи. Система Чехова - это отличная альтернатива школе Станиславского. Оставив важный след в истории мирового театра и кино, система Чехова и сегодня является одним из наиболее востребованных пособий по актерскому мастерству. Теория атмосферы Чехова-актера возникает, прежде всего, как результат осмысления художественных принципов Чехова-драматурга. "Атмосфера для М. Чехова оказывается мостиком из жизни в искусство (и обратно). Главное свойство атмосферы - способность разнообразных трансформаций внешнего сюжета, создание необходимого подтекста". Для понимания дальнейшего развития метода Чехова важно осознать, что Станиславский пытался создать актерскую "таблицу умножения", профессиональную азбуку, без которой никогда не обходились ни живописцы, ни певцы, ни музыканты. Душу и тело артиста он попытался представить в основных "элементах", вроде "периодической таблицы" Менделеева. "Целый ряд „клеток" остался незаполненным, открыт для будущих практиков сцены". Отношения Станиславского с Чеховым были похожи на отношения отца с сыном: можно сказать, что Станиславский дал жизнь Чехову. Здесь важна историческая последовательность: метод Чехова мог появиться только на основе системы Станиславского. И Чехов понимал ее в совершенстве. Система росла как могучее дерево, техника же Чехова появилась как его ветвь. Чехов строил философскую систему,- Станиславский же интересовался более узкими профессиональными вопросами. Станиславскому была присуща традиционная религиозность; он не одобрял ни атеизма, ни философских занятий молодого Чехова. Оба они - учитель и ученик - искали опоры для системы в науке и природе: Станиславский в научных трудах по психологии творчества, а Чехов - в философии и "науке о духе" - антропософии. В систему Станиславского входила и идея внутреннего зрения актера. Мысль Михаила Чехова о воображении сходна с тем, что Станиславский называл «кинолентой видений». М. Кнебель указывает на сходство: «Мысль Станиславского, что „видения" обладают удивительной силой (они не только штампуются, но и становятся богаче и многообразнее от каждого возврата к ним мысли художника), — эта мысль очень близка утверждению Михаила Чехова, что нужно активно ждать созревания воображаемого образа». В работе над «видениями» Станиславский нашел один из многочисленных путей к созданию образа. Ждать активно означает задавать ему, образу, вопросы; об этом говорит и Станиславский. Он нашел способы «подталкивания воображения», особый психотехнический прием - задавать вопросы.

· Заключение                                                                                 

Изучили три выдающиеся театральные системы систему Станиславского К.С. Мейерхольда В.Э. Чехова М.А, и провели сравнительный анализ. И так к чему мы пришли? К тому что системы пересекаются между собой, даже тем что главная цель систем, хорошая игра актера и не важно какой системой пользуется актер. Система Станиславского является самой популярной во всем мире и самой большой для изучения. И так при изучение стало ясно.

 Метод Станиславского – это чувства. Актер в его понимании, нес смысл, идею всей игры через свой опыт, практику, личном опыте. Вся работа актера должна была происходить внутри его подсознания, внутреннего и чувственного мира души. Для того чтобы оправдать действие, нужно привести в деятельное состояние свою мысль, фантазию, воображение, оценить «предлагаемые обстоятельства» и поверить в правду вымысла. Если все это сделать, можно не сомневаться: нужное чувство придет. И только тогда зритель мог поверить тому, в чем его хотел убедить актер, исполняющий на сцене ту или иную роль.

  Мейерхольд в своем методе использовал биомеханику. Актер должен разрабатывать свои движения, тренировать свой нервно-двигательный аппарат. В каждом их движении должна была присутствовать легкость, свойственная акробатам, спортсменам. В своем творческом методе, Мейерхольд использовал театрализацию и монтаж, музыкальный и кинематографический реализм. Все это сводилось к тому, что чувства должны были иметь свои развитие, спад, подъем и кульминацию. метод Мейерхольда механистичен, он отрывает физическую сторону человеческой жизни от психической, от процессов, происходящих в сознании человека; Станиславский же в своей системе исходил из признания единства физического и психического в человеке и строил свой метод, опираясь на принцип органической целостности человека. У Чехова были похожие мысли со Станиславским и все же отличие значительно.  Чехов использовал движение, и полагал, что именно от движения и пойдет наполнения образа роли. Станиславский тут полностью противоположен, так как у Станиславского от душевных, эмоциональных, подсознательных процессов, (от внутреннего к внешнем) то есть когда актер набирает внутренне то к нему придет искреннее физическое действие. И все будет выглядеть уже правдиво.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 https://svoboda.studio/article/m-chehov-i-ego-sistema-obucheniya-akterskomu-masterstvu


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: