Консалтинговый процесс - это последовательные действия субъекта консультирования (консультационной организации и/или консультанта) по оказанию консультационных услуг объекту консультирования (органу управления, организациям, гражданам и их объединениям).
Процесс консультирования - это последовательная серия действий, шагов, организационных событий и мероприятий, какие использует консультант для решения проблем, достижения положительных перемен внутри клиентской организации или формирования условий, при каких клиент в состоянии сделать это самостоятельно.
Когда мы говорим о процессе мы его воспринимаем как систему действий, шагов, мероприятий. Консультационный процесс - это всегда система.
Систе́ма — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.
В консультировании всегда присутствуют субъект и объект консультирования, методы, механизмы, формы оказания услуг, внутренние и внешние факторы, принципы и подходы и т.д.
|
|
Исходным элементом процесса консультирования всегда является проблема. Проблемы требующие решения возникают непрерывно (развитие организации, расшивка узких мест, ликвидация недостатков, просчетов и др.).В этом и суть как управления так и консультирования. Проблема и необходимость её решения хлеб консультанта!
Слайд 14. Проблема (в переводе с греческого – задача) в широком смысле – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения и разрешения, в более узком понимании – несоответствие желаемого и фактического уровней достижения цели.
Существует два определения проблемы. Согласно одному, проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты. Согласно другому определению, проблему можно рассматривать как потенциальную возможность.
В менеджменте понятие проблема используется для того, чтобы обратить внимание на разрыв между желаемым состоянием (прежде всего - целью) той или иной системы и ее фактическим состоянием, а именно решения проблемы рассматривается как средство преодоления такого разрыва, выбор одного из многих существующих альтернатив действий, что позволяет перейти от существующего состояния к желаемому.
Первым действием является выявление проблемы? Крылатое выражение «в чем проблема». Выявление проблем обеспечивает возможность в будущем работать над их устранением. Ну а появление проблемы всегда является началом её решения, осознание проблемы – поиск путей её решения, идея, изобретение и его пользование основные этапы любого прогресса.
Выявление проблемы и описание проблемной ситуации - первый этап процесса принятия управленческих решений. Ему всегда предшествует анализ. Вольно или даже невольно мы всё анализируем (что одеть – анализ погоды, обстоятельств (куда идем), возможностей (что у нас имеется).
|
|
Ана́лиз — метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования.
Для анализа проблемной ситуации необходимо четко сформулировать сущность проблемы и описать ситуацию.
Проблему сопровождает ситуация (слайд 15). Ситуация – сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку (внешнюю и внутреннюю среду), в которой возникла проблема.
Деятельность по идентификации и анализу проблем включает в себя три этапа:
1. обнаружение,
2. диагноз,
3. постановка задачи.
Оценив ситуацию и на основе анализа выделив проблемы менеджер (консультант) должен принять определенное решение. От каждого руководителя и консультанта требуется умение сосредоточить внимание на ключевых проблемах, которые нужно решить.
Так, что такое решение? Понятие "решение" в научной литературе трактуется по-разному. Оно понимается и как процесс, и как акт выбора, и как результат выбора.
Решение как процесс характеризуется тем, что он, протекая во времени, осуществляется в несколько этапов. В связи с этим здесь уместно говорить об этапах подготовки, принятия и реализации решений.
Этап принятия решений можно трактовать как акт выбора, осуществляемый индивидуальным или групповым лицом, принимающим решение.
Решение как результат выбора представляет собой предписание к действию (план работы, вариант проекта и т.п.) (слайд 16).
Решение – это выбор одного варианта действий из нескольких возможных.
Управленческое решение - это результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Управленческое решение – это выбор, который осуществляет менеджер в процессе реализации основных функций управления.
Принятие решений является основой управления.
Что означает – «принять решение»? Под принятием решения в широком смысле понимается весь сложный, многоэтапный процесс решения менеджером какой-либо проблемы и выбора им окончательного варианта действий в сложившейся ситуации. Термин «принятие решения» часто употребляется в узком смысле, отражающем окончательный выбор – волевой акт принятия решения руководителем.
Условия принятия управленческого решения: 1. Определение цели. 2. Варианты действий (альтернативы). 3. Ограничивающие факторы.
Каким требованиям должно удовлетворять управленческое решение:
1. Решение должно быть реализуемым.
Басня: Мыши собрались на совет, чтобы решить, что делать с котом, который не дает им житья и решили привязать ему на шею погремушку. Но кто будет её привязывать?
2. Решение должно включать в себя механизм реализации, т.е. в решении должно быть указано, какими действиями будет достигаться поставленная цель.
3. Решение должно приниматься и реализовываться в масштабе времени управляемых процессов.
4. Решение должно быть устойчивым по эффективности.
5. Решение должно быть гибким (адаптивным).
Принятие решений в управлении представляет собой сложный и систематизированный процесс, состоящий из ряда этапов и стадий, начинающийся с формулирования проблемы и заканчивающийся совершением действий, решающих эту проблему