Создание консультационных организаций

Развитию сферы консультационных услуг в современной Российской способствует:

1. Оживление российской экономики (послужило импульсом для динамичного роста консалтинговой сферы);

2. Наблюдается рост спроса на управленческий консалтинг в крупных промышленных компаниях и банках;

3. В связи с развитием «малого бизнеса» и индивидуального предпринимательства резко возрастает рынок консультационных услуг для этих секторов экономики;

3. Усложнение (это называется упорядочение) взаимоотношений властных (государственных и муниципальных) органов и населения (сложное налоговое законодательство и переход фискальных структур на непонятные для многих, особенно людей среднего и пожилого возраста, цифровые технологии), потребность в оформлении собственности (земли, имущества, транспорта и интеллектуальной собственности) и даже договорные отношения в сфере коммунальных услуг являются довольно сложными для населения и вынуждают его обращаться за помощью к консультантам.

В этой связи консалтинг становится одной из наиболее востребованных, перспективных и доходных сфер бизнеса, где главным требованием является наличие необходимых знаний, опыт и желание постоянно обучаться и совершенствоваться в определенной области.

В принципе (слайд 10) открыть консалтинговую компанию с нуля — задача, которую может реализовать любой знающий человек с опытом работы в том или ином секторе.

Основным преимуществом профессии консультант является то, что в России этот вид профессиональной деятельности находится на стадии активного развития, а значит у него имеются большие перспективы на будущее. Другими словами, с каждым годом услуги таких профессионалов будут востребованы все больше и больше, причем практически во всех сферах жизнедеятельности человека: от создания собственного имиджа, оформления нужных документов и выбора сферы деятельности до вопросов, связанных с развитием бизнеса. Поэтому для людей, которые досконально разбираются в том или ином вопросе, эта профессия открывает неограниченные возможности для самореализации и личностного роста.

Но надо понимать, что в консалтинге, как и в любом деле есть свои плюсы и свои минусы.

 Плюсы: Небольшие первоначальные инвестиции. На начальном этапе может быть достаточно компьютера и телефона. Отсутствие жестких требований к консалтинговому бизнесмену. Перспективы для роста и развития - работа в сфере предоставления консалтинговых услуг требует постоянного совершенствования личности, повышения объема знаний, накопления опыта.

Минусы: Высокая психологическая нагрузка (консультант всегда несет ответственность за свои рекомендации с позиции репутации). Риск нарваться на проблемного клиента, за помощью будут приходить разные люди, имеющие различные требования и индивидуальное понимание задач консалтинговой фирмы (хочу то, не знаю, что, но сразу) – консультант должен обладать высокой стресоустойчивостью. Сложность раскрутки своей организации (риск встретить высокую конкуренцию). Уже на начальном этапе придется вкладываться в раскрутку (нужна реклама и репутация). Реклама дорого, репутация долго.

Какие направления консалтинга возможны? Перед тем как открыть консалтинговую компанию, стоит очень четко определиться с направлением работы. Здесь главное правило – ваша компетентность (знания и опыт). Существует множество вариантов консалтинга, где можно строить свой консалтинговый бизнес:

Кредитный (финансовый) конса лтинг. Сложно найти организацию, которая в своей деятельности ни разу не оформляла займы. Финансовые вливания необходимы любой компании, планирующей рост и развитие. Но брать в долг всегда рискованно и ответственно. Поэтому многие предприниматели, да и ответственные частые лица обращаются в консалтинговые фирмы за советом и помощью в правильном оформлении кредита. Профессия финансового консультанта относится к одной из наиболее высокооплачиваемых не только в России, но и в мире (с ейчас в России плата за 1 час услуг финансового консультанта может колебаться в диапазоне от 5 до 50 тысяч рублей).

Юридический консалтин г- услуги правового характера, которые получает заказчик от квалифицированного специалиста с юридическим образованием и опытом практической работы. Широко востребованная услуга, поскольку российское законодательство, в т.ч. трудовое, налоговое и торговое право относятся к числу самых сложных в мире, имеет свойство постоянно меняться и оставлять простор для трактовки. Услуги юриста востребованы и будут востребованными всегда. Но здесь очень большая конкуренция и высокие требования к репутации.

Налоговый консалтинг. Оптимизация, планирование, оценка рисков и аудит в сфере налогов — всем этим занимаются налоговые консультанты. Такие услуги требуются как крупным предприятиям, так и любому другому бизнесу, включая индивидуальных предпринимателей. По некоторым прогнозам, (сведения от президента Палаты налоговых консультантов Дмитрия Георгиевича Черника) потребность в налоговых консультантах в России составляет более 155 тыс. специалистов (сейчас их чуть боле 7 тыс.). Налоговый консультант - это профессия, которая объединяет две специальности (юриста и экономиста). Налоговым консультантом может быть человек с высшим экономическим и/или юридическим образованием, который несколько лет проработал по специальности. После этого он уже может пройти обучение по программе подготовки налоговых консультантов, сдать экзамены и получить аттестат Палаты налоговых консультантов.

Аудиторско-бухгалтерский. Бухгалтерский консалтинг – это «скорая помощь» при решении неотложных задач. Главная его цель – повысить эффективность бизнеса за счёт укрепления позиций бухгалтерской службы. Бухгалтерский консультант - это высокопрофессиональная деятельность по консультированию в сфере бухгалтерского и налогового учёта, которую оказывают внешние специалисты для решения возникших в учёте проблем.                                               Этот вид консультационных услуг востребован как в малом (среднем) бизнесе хотя бы по подготовке различных отчетов, так и в крупном – периодически нужно предоставлять в фискальные органы акты аудиторских проверок. Бухгалтерский консалтинг в России становится всё актуальней. Обращение к услугам таких консалтинговых компаний может быть особенно эффективно на стадии зарождения бизнеса, его бурного роста, кардинальных изменений в сфере деятельности. Кроме того, нестабильность и несовершенство законодательства в области учёта вынуждают бухгалтеров работать в постоянном стрессе и внутренних ресурсов бухгалтерской службы не хватает для своевременного реагирования на изменения и адаптацию к ним. Кстати, у руководителей таких консультационных структур не бывает проблем с кадрами (бухгалтеров, желающих работать в свободном режиме полно).

Управленческий. При таком направлении консультирования оказываются услуги в сфере управления производством (администрирование и общее управление, ускорение производственного цикла и повышение производительности компании, автоматизация производства и промышленный инжиниринг и т.п.). Наличие знание в этом секторе (особенно в сфере малого бизнеса) позволяет избежать многих проблем. Небольшие предприятия, которые только появились и стали развиваться, часто нуждаются в помощи профессионалов. Держать своих консультантов является дорогим удовольствием, а вот привлечение сторонних специалистов может быть оправдано.

В сфере управления очень важно обладать личным опытом организации успешного бизнеса. Умиляет и возмущает рекламные предложения научить Вас тому, что сами не знают. Типа «как стать миллионером» - вряд ли миллионеры работают в консалтинговых компаниях!  В советах по управлению нужно быть очень осторожным. Советы, которые приводят к потере денег, редко просто прощаются! Здесь опасно браться за комплексное обслуживание (это могут позволить только очень опытные консультанты или крупные, имеющие сотрудников всех специальностей, консультационные структуры). Но консультации по отдельным моментам организации бизнеса (подготовка учредительных документов и услуги по регистрации, составление бизнес-плана, договоров, организация рекламной компании) вполне под силу подготовленным специалистам, возможны и востребованы.  

К сфере управленческого консалтинга относится и технологический по различным направлениям производства, маркетинга, реализации продукции. Работа консультантами в этом направлении вполне под силу молодым, имеющим хорошее образование специалистам. Бизнесмен (потенциальны клиент) как правило не является специалистом по всем направлениям бизнеса и ему нужна помощь в конкретных вопросах.

Например, работая директором РЦСК, я часто (в период активного развития фермерства и частного сельскохозяйственного бизнеса) сталкивался с людьми, по разным возможностям ставшими владельцами земельных участков и не будучи специалистом в этой отрасли, обратившимися за консультациями в центр. Им нужна помочь экономиста, агронома, зоотехника, просто знающего сельскохозяйственное дело специалиста.  

Такие же проблемы и у начинающих бизнесменов и других отраслей (особенно производственных). Инженер, открывшим (желающим открыть) свое промышленное производство нуждается в консультациях по регистрации бизнеса, бухгалтерии, маркетингу и реализации товаров.  

К разновидности управленческого консультирования также следует отнести:

- стоимостное консультирование (в условиях экономической нестабильности ясное представление о стоимости активов, инвестиционной привлекательности бизнеса, кредитоспособности компании, становится особенно важным для принятия управленческих решений и создания бизнес-стратегий);

 - консалтинг в области производства товаров и усл уг (услуги в этой сфере в рыночной экономику, когда требуется не только наращивать мощности, но зачастую и переходить на производство новой продукции, менять сырье, его источники и технологические процессы в целом);

- кадровый консалтинг (эффективный подбор специалистов, оптимизация кадрового состава, системы мотивации, новые технологии работы кадровых отделов предприятий, HR-отделов). Старейшей и наиболее авторитетной профессиональной организацией российских рекрутеров является Ассоциация консультантов по подбору персонала (АКПП), основанная в 1996 г. и объединяющая более 70 российских кадровых агентств;

- консалтинг в области маркетинга и PR ( анализ конъюнктуры рынка — исследование рынка и определение стратегии компании, поиск клиентов и определение их потребностей, адаптация компании под рыночные стандарты, корректировка ценообразования, модернизация продукции и др.). Консалтинговая компания и одиночный консультант могут существовать и процветать только в том случае, если привлекают и сохраняют клиентов. Это и является маркетингом в сфере консалтинга

- ИТ-консалтинг — консалтинг в сфере информационных технологий (ИТ). Является одним из многочисленных направлений консалтинга (консалтинговых услуг). ИТ-консалтинг — это услуга, которая включает:

  • оптимизация затрат на внедрение информационных технологий, ИТ-решений в рамках компании;
  • повышение эффективности бизнес-процессов компании;
  • повышение управляемости, прозрачности деятельности организации за счет создания единой инфраструктуры (ИТ-инфраструктуры);
  • внедрение управленческих систем на предприятиях;
  • ИТ-аудит (оценка уровня автоматизации),

А также такие специфические виды управленческого консалтинга, как:

- карьерный консалтинг (это опытные специалисты – консультанты, рекрутеры, которые специализируются на подборе нужных вакансий, советах по трудоустройству - как подать резюме, что говорить на собеседовании и т.п. Это т.н. коуч-тренинг – скорее это оказание психотерапевтической помощи (как настроиться на работу, поменять привычки, наладить отношение с руководством и подчиненными, поставит перед собой и решить какие–либо задачи, получить повышение и т.п.)   Правда, это похоже на советы «как стать миллионером» - не насколько распространенная услуга, но появляются и такие клиенты (кстати в США это обычное явление), чаще всего это те, кто хочет сменить поле деятельности и начать строить новую карьеру, или хотят резкого карьерного скачка.

- административный консалтинг. Консультирование по оптимизации управления организацией. В общем виде оптимизация это системное изменение, модификация объекта управления, которое приводит к упрощению организационной структуры, повышению качества и производительности труда менеджеров, выявлению его резервов, снижению уровня управленческих рисков, рациональному построению системы документооборота и в итоге к снижению затрат на управление.                                                                                                                                                                  

Что необходимо учесть на начальном этапе становления консалтингового бизнеса? Чтобы открыть консалтинговую компанию, и в будущем получать прибыль, стоит сделать несколько вещей:

1. Определиться, в какой сфере будет работать Ваше предприятие и оформить подробный бизнес-план, где будут все необходимые расчеты. Сделать работу можно самостоятельно или обратиться в специализированные (опять-таки консалтинговые) фирмы.

2. Открыть расчетный счет и оформить юридический адрес. Для этого вам потребуется заявление, устав, учредительный договор, а также Ваша или учредителей подписи (должны заверяться нотариально). Также обязательно оплатить госпошлину.

3. Перед началом деятельности важно проанализировать рост и общую активность рынка в определенной сфере и местности. В этот анализ должны быть включены: возможное число компаний, которые могут перейти в разряд клиентов; данные о числе возможных конкурентов среди других начинающих консалтинговых фирм.

4. Определиться с помещением. Предоставление консалтинговых услуг не требует дорогостоящего офиса — это никому ненужные расходы. Когда в неизвестной компании в шикарном офисе сидит одна или две тоже шикарные девушки (парни) это должно Вас насторожить, не завлекательство и афера ли это. Но тем не менее важно правильно оборудовать комнату для приема клиентов. Может потребоваться еще одно помещение, где будет размещаться руководитель. Такое решение требует дополнительных расходов, но зато показывает серьезность компании. Наиболее удачным вариантом является размещение офиса в центральной (деловой) части населенного пункта, где работает много крупных и средних компаний.

5. Установить оборудование.  Чтобы открыть консалтинговую компанию, больших трат на приобретение мебели и оргтехники не потребуется. На начальном этапе хватит набора самой необходимой оргтехники, ПК и мебели. Стоит учесть, что работа будет вестись с солидными клиентами, поэтому и предметы мебели должны быть соответствующими.

6. Набрать персонал. Это ключевой момент в будущем бизнеса. Сотрудники должны иметь высокую квалификацию (образование и опыт работы) и навыки общения с людьми. Искать работников можно через объявления и/или обращением в специализированное агентство за помощью.

7. Организовать рекламную кампан ию. Сразу стоит сделать качественный интернет-сайт, где должна быть информация о предоставляемых услугах и самой организации, разместить рекламу в СМИ, обеспечить раздачу листовок и прочие.

Самое главное в консалтинговом бизнесе наличие клиентской базы (рекомендации клиентов) и имидж консультанта (консультационной организации). Консультанту необходим имидж и репутация, соответствующие его компетенции и продукции.

Начинающий одиночный консультант не имеет продукта, который можно показать клиентам, не имеет клиентов, работой с которыми можно похвастаться, не обладает опытом проведения каких-либо работ. У консультанта в начале своей деятельности может быть только имидж.

Если у Вас нет потенциальных клиентов, то свой бизнес наверное лучше пока не создавать, а устроиться консультантом в уже действующую консалтинговую компанию для приобретения опыта и наработки имиджа.

Такая стратегия позволит вам:

· не допустить ненужных финансовых потерь при открытии собственного бизнеса;

· получить опыт работы консультанта;

· изучить модель работы консалтинговой компании;

· наработать связи и имидж.

После того как вы проработаете какое-то время (например, год) консультантом, то сможете понять, стоит ли вообще вам создавать такой бизнес.

 

Лекция 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: