Тема 3. Стадии, этапы и фазы процесса консультирования

В процессе консультирования выделяют стадии, этапы и фазы.

1. Предварительная. На этой стадии проводится работа, в результате которой руководитель организации потенциального клиента приходит к осознанию необходимости привлечь внешнего консультанта для решения проблемы (проблем).

2. Предпроектная стадия (фала подготовки)– ведутся переговоры консультантов и клиента о целесообразности и возможности сотрудничества. Первое обсуждение проблемы, возможности её решения, обсуждается предварительная цена услуги.                                                                                                                  

3.   Проектная стадия. На этой стадии проходит: а) этап диагностики (фаза диагноза и фаза планирования действий); б) этап разработки решений; в) этап внедрения (фаза внедрения).

3. Послепроектная стадия (фаза завершения) оценивается проделанная работа.

Следовательно:

1. Предпосылкой УР является проблема. Каждый менеджер в любой организации с пер­вых шагов в своей деятельности сразу же встречается с массой проблем. Они могут быть маленькими и большими, разрешимыми или не­разрешимыми, крайне опасными или не очень.

2. Раз проблема признана, то следующий этап в рассматриваемо: процессе - – формулировка ограничений и критериев.

Это – не что иное, как осознание руководителем сферы своих возможностей, а именно: круга своих полномочий и наличия у компании необходимых ресурсов.

3. Третий этап – определение вариантов решения. Чем больше вариантов действий сможет рассмотреть руководитель, тем выше вероятность принятия грамотного решения.

Четвертый этап – оценка вариантов.

Пятый – окончательный выбор варианта.

Реализация решения.

Процесс реализации решения тоже состоит из этапов:

1 этап. доведение решения до сведения всех заинтересованных лиц, постановка задач;

2. контроль над их выполнением, корректировка дальнейшего хода его осуществления. Контроль исполнения решений предполагает своевременное обнаружение или предупреждение ошибок и отклонений в процессе реализации, обеспечение соблюдения ее сроков, выявление дополнительных потенциальных возможностей и резервов.

 

Таким образом, консультационный процесс включает (слайд 17,18):

1. Предконсультационная стадия.

- осознание клиентом наличия проблемы;

- определение задач (разработка технического задания);

- разработка и заключение договора на оказание консультационных услуг.

2. Стадия консультирования.

1-й этап. Диагностика проблемы:

- анализ проблем предмета консультирования:

- определение проблемы (проблем) требующей разработки предложения и его реализации.

2-й этап. Разработка предложений по решению проблемы:

- определение допустимых решений и разработка предложений;

- выбор рекомендуемых решений из предлагаемых;

- предоставление предложения (предложений) руководству клиентской организации.

3-й этап. Внедрение предложения;

- разработка программы внедрения;

- внедрение (организация, контроль и координация);

- оценка результатов и оформление акта завершенной консультационной услуги.

3. Послеконсультационная стадия.

- окончательные финансовые расчеты клиента с консультантами;

- анализ результатов внедрения консультационного решения и. при необходимости, поиск идей для новых договоров с клиентом;

- разбор процесса реализации консультационной услуги в консалтинговой организации с целью совершенствования методов работы.

Начинается консалтинговый процесс с предпроектной стадии. Первым шагом этой стадии является признание клиентом наличия у него такой проблемы, решение которой он хотел бы осуществить с помощью консультантов. Обычно проводится совещание и при достижении согласия уточняется техническое задание (ТЗ), т.к.  и заключается договор на оказание консультационной услуги. При этом важно очень тщательно подойти к составлению ТЗ т.к. оно будет основой всей дальнейшей работы (хотя в процессе работы оно в чем-то может и изменяться). Подписание договора является сигналом к началу работ. Уточняется проблема, анализируется ситуация и разрабатывается предложение (обычно разрабатывается несколько вариантов решения проблемы). Варианты решения рассматриваются ЛПР и выбранное решение с ним согласовывается (во избежание дальнейших недоразумений согласование лучше получить в письменном виде). Внедрение является обычной работой менеджера и состоит из предоставления необходимых ресурсов, которые должен обеспечить клиент, организации необходимых действий, контроля за качеством и графиком выполнения работ. Окончание процесса внедрения рекомендации завершается актом выполненных работ. Желательно после завершения процесса произвести т.н. «разбор полётов». Уточнить эффективность услуги (предложения) и, что важно для консультационной организации, которая вникла в проблемы клиента, предложить новые варианты сотрудничества. Кроме того, любая консультационная услуга является наработкой опыта и требует оценки на предмет выявления недоработок и разработки предложений по совершенствованию процесса.   4. Формы консультирования

Как уже множество раз говорилось консультирование - это всегда система, к которой присутствует множество элементов. И мы еще не касались такого важного раздела как формы консультационной деятельности.

Классически выделяют две формы оказания консультационных услуг- групповые и индивидуальные. Но мы рассмотрим еще одну массовую форму консультирования.

Массовые формы консультирования широко используются в консультационных организациях имеющих государственные, региональные и муниципальные формы собственности, занимающихся отраслевым и социальным консультированием для информирования товаропроизводителей обслуживаемой отрасли об инновационных технологиях, новых средствах и методах организации производства или населению определенной территории для оказания социальной помощи населению путем целенаправленного психологического воздействия на человека или группу с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальной функции, ориентиров и выработки социальных норм общения, ознакомления с законодательными, нормативными и иными актами.

1. Массовые формы - это публичное информирование и консультирование, в т.ч.:

    - через СМИ (печатные, телевидение, радио);

    - с помощью Интернета;

    - с помощью печатной продукции (методические рекомендации, пособия);

    - с помощью видеопродукции;

    - при проведении выставок.

Использование средств массовой информации в работе консультационных организаций позволяет быстро и сравнительно дешево донести информацию до большого числа людей.

СМИ должны использоваться в тех целях, которым они в наибольшей степени отвечают, а именно:

- для распространения новых идей, повышения интереса товаро­производителей к новшествам;

- в целях информирования о успешных примерах хозяйствования для обмена их опыта между товаропроизводи­телями;

- для информирования населения по законодательными, нормативными и иными актами гражданского состояния

Оценивая достоинства СМИ при использовании массовых методов необходимо убедиться, что они удовлетворяют следующим требованиям:

- способствуют распространению знаний;

- ускоряют инновационный процесс;

- приводят к изменению некоторых взглядов товаропроизводи­телей;

- способствуют усилению межличностного общения;

- способствуют распространению информации по законодательными, нормативными и иными актами гражданского состояния..

Одновременно мы понимаем, что переданная с помощью СМИ информация не является адресной, не всегда учитывает особенности потребителей, ответственность за нее не конкретная (как часто пишется редакция не несет ответственность).

 Несколько особенное место среди массовых форм информированности занимает выставочно-демонстрационная деятельность вообще и субъектов сельскохозяйственного консультирования в частности.

Выставочно-демонстрационная деятельность субъектов сельскохозяйственного консультирования может быть реализована по следующим направлениям:

· участие в федеральных и региональных выставках, «днях поля» иных мероприятиях такого направления;

· организация тематических разделов в выставочно-демонстрационных мероприятиях федерального и регионального уровня;

· организация региональных выставочно-демонстрационных мероприятий;

· организация районных (межрайонных) и по договору с сельскохозяйственными предприятиями выставочно-демонстрационных мероприятий;

· организация временных и постоянно действующих демонстрационных площадок

 

Организации сельхозконсультирования ежегодно организовывают и проводят сотни выставок и демонстрационных мероприятий. Так в 2017 году (слайд 20).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: