double arrow

Критические точки лагерной смены.

Кодекс чести вожатого.

Задачи вожатого в детском учреждении.

 

Отвечать за благополучие детей:

a. физическое

b. психологическое

c. социальное

d. эмоционально

e. материальное

Вожатый обязан:

1. Следить за здоровьем и гигиеной детей.

2. Не выделять «любимчиков» не зависимо от статуса, внешнего вида и вероисповедания.

3. Соблюдать ТБ.

4. Не применять манипуляторные техники.

5. Создавать для ребенка «ситуацию успеха».

6. Обеспечивать личностный рост ребенка.

Вожатому следует:

1. Дать высказаться каждому ребенку.

2. Принимать решения и быть ответственным за них.

3. Учить ребенка общаться со взрослыми любого возраста.

4. Сплачивать детский коллектив по средствам проведения игр на сплочение и различных мероприятий, а также самому в них учувствовать.

5. Не держаться изолированно от отряда

6. Дети должны знать где находиться их вожатый.

7. Создавать условия для успешной реализации программы.

8. Не критиковать программу лагеря.

9. Привлекать детей к выступлению, а также самому учувствовать в этих мероприятиях.

10. Не создавать стрессовых и конфликтных ситуаций в педагогическом отряде.

11. Учувствовать в жизни педагогического отряда.

 

Вожатый должен всегда знать все межличностные отношения в отряде.

Принципы вожатской работы:

1. Принцип безусловной любви (любить не за слова и поступки, а за то, что он есть)

2. Принцип совместного творчества.

3. Принцип равенства, не вместо ребенка, а вместе с ним.

4. принцип доверия, постоянный контроль за ребенком, лишает инициативы.

5. Принцип содружества, единый коллектив с равными правами и общими интересами (создавать атмосферу дружбы).

6. Принцип равноправия и уважения. Быть откровенным.

7. Принцип сотрудничества (сотрудник сотрудника не наказывает) – уважительное отношение и выход на компромисс.

Стандарты этического поведения:

 

Соблюдать кодекс чести, принципы и стандарты вожатого.

 

Этическое поведение к ребенку:

· уважать

· не выделять

· не наказывать

· не кричать

· не манипулировать

· отстаивать своего ребенка, не давать в обиду

· хвалить

· поддерживать

· не заигрывать

· не флиртовать

· если на ребенка кричит вожатый необходимо забрать ребенка от отвести его в отряд. Не глубоко (поверхностно), но выяснить причину ссоры. Донести до старшего

 

Этика общения вожатый – вожатый.

1. Нельзя конфликтовать при детях.

2. Заранее договариваться как наказывать.

3. Не выносить личное (не выходить к детям с плохим настроением).

4. Если конфликт отряд-отряд, то уводим своих детей и разговариваем с ними.

5. Проговаривать с напарником все действия. Находить компромиссы.

6. Не настраивать детей против своего напарника.

7. На планерке не критиковать со вожатого.

8. Донести до со вожатого все, что было на планерке.

9. Всегда знать где находится твой со вожатый.

Не умеешь – не мешай

Этика общения с администрацией лагеря:

1. Корректно вести себя.

2. Не вступать в конфликт (для защиты обратится к старшим).

3. Знать законы и традиции лагеря, не нарушать хи.

4. Вожатый в праве потребовать от администрации (за питание, безопасность и т.д.) и получить разъяснение.

 

 

Этика общения педагогический отряд – педагогически отряд:

1. Уважать традиции других педагогических отрядов.

2. Контактировать.

3. обмениваться опытом.

Этика общения вожатый – родитель:

Механизм

· Звонок родителям

1. Представиться (Здравствуйте, я …(имя)).

2. Узнать, когда они приедут в следующий раз (мы просто хотим с ними посоветоваться).

3. Говорим хорошее и добавляем правду.

4. Если родитель начинает кричать, то ждём 4 минуты и стоим молча.

5. ОБЯЗАТЕЛЬНО БЛАГОДАРИМ!!!

Плохое про ребенка не говорим!

 

Если ребенок в течении двух дней нарушает (жестко) дисциплину и родители в курсе, то необходимо вести ребенка к директору лагеря.

 

Если родители в разводе, то берется заявление от того родителя у которого живет ребенок.

Критические точки лагерной смены.

 

Сперва кратко. Кризисы:

 

Кризис 3 дня – неоправданные ожидания

Кризис 7 дня – усталость от однообразия

Кризис 9 дня – кризис одиночества, формирование групп

Кризис 13 дня – передел власти, бунт стариков

Кризис 17 дня – старики-всезнайки

Кризис 19 дня – страх расставания

1-2 день. (Личностный уровень) в этот период ребенок видит только себя, его волнуют безопасность, место, еда, расставание с домом, неопределенность.

3-4 - очень сильный кризис. Ребенок, поняв, что кровать у него есть, начинает замечать окружающих. начинается выстраивание отношений и иерархии. И не всегда в его пользу. Возможен конфликт, если детям не предоставляется возможность проявить себя (хоть в чем-то, хоть "кто дальше плюнет») т.е. если вожатый продолжает жестко лидировать. Ребенок должен найти свою "нишу", где он будет лучше остальных, и мы должны ему в этом помочь. Кстати в этот период дети пишут много "слезных" писем домой, о которых потом и не помнят. Лучше их от этого удержать. И еще нужно много интересных дел на общение в этот день. Отряд начинает позиционироваться единым коллективом, в котором каждый должен занять определенную «нишу». Особенность заключается в том, что на этом этапе не группа принимает ребенка, а он сам должен заявить о себе, продемонстрировать некую уникальность своей личности. Соответственно требуются любые игры, мероприятия, КТД, где ребенок может почувствовать именно себя звездой, и обязательно разноплановые, ведь один эрудит, другой рукодельник, третий спортсмен, поэтому деятельность как можно разнообразнее.

8-9 день. (Микро групповой уровень). У детей возникает вопрос: Как, почему, зачем все это делается? Если вожатый не вводит в программу, то он провоцирует конфликт. Также ребенка могут не устраивать отношения в группе. Это также период созидательной деятельности, у ребят активное желание сделать что-то самим, если не дать возможности произойдет конфликт.

8-10 день Возможен конфликт между мальчиками и девочками. (т.е. уже новый подуровень). Можно устроить праздник, бал, подарки друг другу.

13-16 день. Кризис! Точка передачи власти от вожатого детям. Но возможны трудности:

Дети уже готовы выйти на уровень самостоятельной активности и работы, но лидер продолжает подавлять;

Обратное - нежелание или неготовность ведомого взять на себя навязанное ему лидерство.

Конфликт возникает при неготовности ведущих ребят и педагогов занимать позицию консультантов. Необходимо совместное дело, на котором ребята смогли бы поверить в свои силы и самоутвердиться.

 

Лагерная жизнь такова, что, независимо от ваших усилий, через какое-то время для иных ребят наступают кризисные периоды пребывания во временном детском коллективе.

 

Первый — «пик трудности» — приходится на 3–4-й день пребывания и выражается в конфликтности ребёнка. Не обостряйте эту ситуацию: постарайтесь быть с ним мягче, внимательнее.

 

Второй — «пик привыкания» — наступает на 13–14-й день. Детям уже ничто неинтересно, они проявляют равнодушие к занятиям, к поручениям. При планировании учтите это и на эти дни наметьте наиболее интересные дела.

 

Третий — «пик усталости» — наступает перед концом смены. Многие ребята устают жить в большом и шумном коллективе. Это время может нести повышенную конфликтность. Совет здесь один — больше игр, спортивных соревнований, там, где возможно, — плавания.

 

К концу смены устают не только дети, но и вожатые, особенно если это последний летний месяц. Поэтому советуем вам в конфликтных ситуациях обратиться за помощью к коллегам: кратко обсудите ситуацию, распределите роли. Коллеги дополнят ваши действия, играя поддерживающую роль. В ситуациях, угрожающих безопасности воспитанников, безопасность получает приоритет. Очень важно вовремя обратиться за помощью в подобной ситуации либо к коллегам, либо даже к ребятам. Если, например, во время драки в отряде присутствуют и другие воспитанники, попросите того, кто обладает авторитетом, помочь вам утихомирить драчунов.

 

Снижают напряжение звуки голоса, тон, визуальный контакт. Кроме того, что голос может звучать громко или тихо — как сигнал к спокойствию, существенную роль при разговоре играет ещё и разница в тоне и скорости речи. Когда голос понижается, коммуникация становится менее категоричной. Педагоги, заканчивая свою просьбу, распоряжение «весомой точкой», дают понять, что они считают их исполнение само собой разумеющимся.

 

Примерный режим дня в детском оздоровительном лагере:

8:00 – 8:05 – подъем

8:15 – зарядка

8:30 – уборка комнат

9:00 – завтрак

10:00 – 13:00 – активный отдых, внутри отрядные и обще лагерные мероприятия.

13:00 – 13:30 – свободное время

13:30 – обед

14:00 – 15:30 – тихий час

15:30 – полдник

16:00 – 18:00 – активный отдых, внутри отрядные и обще лагерные мероприятия.

18:00 – 19:00 – свободное время

19:00 – ужин

20:00 – обще лагерные мероприятия

21:30 – второй ужин

22:00 – подготовка ко сну

22:30 – сон.

 

 

При планировании распорядка дня следует обязательно учитывать возрастные особенности детей, месторасположения и инфраструктуру лагеря.

 

Распорядок дня вожатого:

7:30 - Подъём

8:00-8:30-Подъём детей

8:30-8:40 -Зарядка с детьми

8:40-9:00 -Операция уют (помощь в уборке)

9:00-10:00- Завтрак (дежурный вожатый организует контроль дежурства)

10:00-10:10 -Линейка (сбор детей на месте)

10:10-12:15 -Часы полезности (каждый вожатый ведет мастер классы)

12:15-13:00 -Свободные часы для дел отряда (работа вожатого внутри отряда)

13:00-14:00 -Обед

14:00-16:00 -Тихий час (репетиция дневного и вечернего дела)

16:30-17:00 -Полдник

17:00-17:30 -Игры, конкурсы

17:30-18:30 -Подготовка к вечернему делу

19:00-19:30 -Ужин

19:45-20:45 -Вечернее дело

21:00-21:15 -Второй ужин

21:15-21:30 -Дискотека(фильм) (организация и контроль детей)

21:30-21:50- Огонёк (организация и контроль детей)

21:50-21:55 -ВЛГ

23:00 -Отбой

Традиции лагеря.

"Здравствуй - До свидания". Когда отряд доходит до ворот лагеря (зимой – подъезжает на автобусе), все останавливаются. Вожатые объясняют детям ритуал встречи с лагерем, отмечая, что наш лагерь, хотя и не человек, но тоже некое «существо», и с ним надо быть вежливыми. Затем весь отряд встает под ворота, и по команде вожатого все громко и дружно кричат: «Здравствуй, лагерь!» Считается, что отряд, сумевший действительно громко и дружно произнести приветственные слова лагерю, будет всю смену жить дружно и ярко. Именно так называется и самый первый вечер, который собирает всех. Когда смена заканчивается, на пути к автобусу отряд снова останавливается под воротами, и, повернувшись лицом к лагерю, все бросают на него прощальный взгляд и говорят: «До свидания, лагерь». Считается, что потом надо обязательно повернуться в последний раз в автобусе и, следовательно, не оглядываясь ехать домой, потому что «кто обернется, тот никогда сюда не вернется».

Вечерний огонек. «Что сегодня было хорошего? Что плохого? Кто проявил себя лучше всех? Кому было труднее всех?» – такие вопросы обсуждаются на огоньке. Кроме того, оценивается работа дежурного командира дня и выбирается дёжкам на следующий день. Что касается общей обстановки огонька, то свеча и лирические песни обычно настраивают на спокойный, доверительный лад. Вечерний огонек – это откровенный разговор. Там можно и похвалить, и поругать, но никто не обижается, потому что все слова – правда, всё – от чистого сердца и сказано только с добрыми намерениями. Негласные правила огонька: говори правду или молчи, свеча горит – один говорит. И еще один важный момент: огонек – это минуты единения отряда, поэтому те, кто действительно пришёл общаться, садятся так, чтобы свеча освещала их лица, а те, кто по каким-то причи­нам хотят не показывать всем своего настроения, – отодвигаются в тень. На огоньке есть две «священные вещи» – это свеча и песня. Право зажечь свечу на вечернем огоньке – это почетное право, и оно предоставляется обычно ребятам, проявившим себя в течение прошедшего дня, или именинникам в качестве подарка. В конце огонька отряд встает в орловский круг и поет несколько традиционных «вечерних» песен. Затем наступает вечернее прощание: все берутся за руки определенным образом (каждый человек скрещивает руки перед собой – правую руку поверх левой, берет за руки соседей) и хором говорят слова вечерней речевой. На последнем слове «мы» руки разрываются, все встают вокруг свечи, загадывают желания на следующий день и на «три-шестнадцать» задувают пламя.

Традиция доброго отношения. Прежде всего, это традиция доброго отношения к людям: нужно всегда помнить, что рядом с тобой находятся люди, и каждый из них (твой друг по отряду или другой зеркально, вожатый или любой сотрудник лагеря) хочет к себе человеческого отношения. Поэтому необходимо уважать каждого человека! Вежливые люди при встрече всегда приветствуют друг друга. Но в устной речи прекрасное приветствие – пожелание здоровья «здравствуйте!» – произносится чаще всего впопыхах и превращается в невнятное «заесть!». Поэтому при встрече с любым человеком принято говорить: «Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!» (естественно, в зависимости от времени суток). Ведь когда человек говорит слово «добрый», то он непроизвольно произносит это по-доброму. А потом пожелание добра человеку, оказавшемуся рядом, входит в привычку. Еще одно правило вежливости, входящее в традицию доброго отношения, касается обращения друг к другу. В лагере не принято давать прозвища, употреблять клички. Мы считаем недопустимым любое проявление неуважения к личности человека. Поэтому мы приветствуем обращение по именам. Существует и традиция доброго отношения к песне. Много песен живет у нас. И для того, чтобы песне было у нас уютно, мы придумали традицию уважения к песне: не прерывай песню, дослушай, пожалуйста, до конца. Если ты слышишь песню, то либо подпевай, либо слушай молча и не мешай – в этом проявляется уважение и к песне, и к исполнителю, и к слушателям.

Традиция орлятского круга. Она пришла к нам изВсероссийского детского центра «Орленок». О том, что такое орлятский круг, всем детям рассказывают вожатые на первом огоньке. Все встают в один большой круг, кладут правую руку на плечо правому соседу, а левую – на пояс левому, и в этом тесном, едином кругу поют любимые песни. Самое же главное, что орловский круг объединяет отряд, он сам является символом этого единства. Круг помогает почувствовать поддержку друг друга, увидеть глаза товарищей. В орловском кругу решаются самые важные, серьезные вопросы. Наверное, поэтому орловский круг сопровождает жизнь отряда с первого дня смены до последних минут перед расставанием.

Вечерняя вожатская песня. Каждый вечер после отбоя вожатые поют своим деткам песни. Засыпать под тихий перебор гитары и спокойные песни приятно человеку любого возраста, а уж детям – особенно. Поэтому вожатые каждый вечер от чистого сердца преподносят своим любимым ребятам такой подарок. Обычно уже на второй день смены дети начинают делать «заказы» на песни, которые они хотели бы услышать вечером. А в целом выбор репертуара зависит от предпочтений каждого вожатого, поэтому во всех отрядах звучат очень разные вечерние песни.

Приятного аппетита. Перед любым приемом пищи отряды выстраиваются у входа в столовую и желают друг другу приятного аппетита. По традиции обязательно произносятся слова: «Всем-всем-всем приятного аппетита!» Но при этом дежурные командиры на каждый прием пищи стараются придумать что-нибудь новенькое, свое, желательно, связанное с жизнью отряда в этот день или период дня. В столовой же кричать не принято.

Поддержание чистоты и порядка всегда считалось в обязательным.

"Уходя - оглянись!" Во-первых, уходя – оглянись, все ли после тебя в порядке, все ли чисто и убрано. Во-вторых, уходя – оглянись, не оставил ли ты за собой какой-нибудь непонятой беды, не обидел ли кого-нибудь, все ли хорошо и спокойно у людей, которые рядом с тобой.

Наказ. Каждая смена оставляет наказ детям следующей смены. Для него существует особая мелодия и традиционные заключительные слова: За нами будет смен немало, растет у лагеря семья, но повторяю я упрямо, что смена лучшая – моя! Наказ пишут все, в нем сконцентрированы самые главные мысли о жизни в лагере, о днях, проведенных здесь. Наказ звучит дважды: на прощальной линейке (или наобщем сборе) смены, которая его оставляет, и на линейке смены (или на первом общем сборе) смены, которой он адресован. Обычно в наказе ребята рассказывают о своей смене, о своей любви к лагерю и обращаются с призывом к детям, которые приедут сюда после них, бережно хранить и любить лагерь, чтобы он еще много лет жил и радовал всех, кто соприкасается с его удивительным миром.

 

Законы лагеря.

Закон точности. Не думай о секундах свысока: Наступит время, сам поймёшь ты, может, что дело нужно вовремя начать и вовремя закончить тоже.

Закон поднятой руки. Говоришь, тебя не слышат, только руку подними, в зале сразу станет тихо, можно к делу перейти.

Закон территории если выйдешь за границу, Возвращенье пусть не снится, Если хочешь ты уйти - К руководству подойди

Закон воды Купайся сколько хочешь, но меру знай во всём. Бери с собой вожатого Всё будет нипочём.

Закон правды: запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям! Будь правдив!

Закон чести: вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.

Закон заботы: прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.

Закон добра: будь добр к ближнему и добро вернется к тебе.

Закон 24-х минут. «Пять минут на сборы, пять – на разговоры, пять – на слёзы, пять – на грёзы, а ещё четыре – ты уже в машине». Этот закон карающий, закон для тех, кого выгоняют из лагеря (например, за систематическое и грубое нарушение других законов и правил проживания).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: