Элемент введения | Комментарий к формулировке |
Актуальность темы | Почему это следует изучать? Раскрыть суть исследуемой проблемы и показать степень ее проработанности. |
Цель исследования | Какой результат будет получен? Должна заключаться в решении исследуемой проблемы путем ее анализа и практической реализации. |
Объект исследования | Что будет исследоваться? Дать определение явлению или проблеме, на которое направлена исследовательская деятельность. |
Предмет исследования | Как и через что будет идти поиск? Дать определение планируемым к исследованию конкретным свойствам объекта или способам изучения явления или проблемы. |
Гипотеза исследования | Что неочевидно в исследовании? Утверждение значимости проблемы, предположение, доказательство возможного варианта решения проблемы. |
Задачи работы | Как идти к результату? Определяются исходя из целей работы и в развитие поставленных целей. Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав и параграфов работы. Рекомендуется сформулировать 3 – 4 задачи. |
Методы исследования | Как изучали? Краткое перечисление методов через запятую без обоснования. |
Теоретическая и практическая значимость исследования | Что нового, ценного дало исследование? Формулировка теоретической и практической значимости не носит обязательного характера. Наличие сформулированных направлений реализации полученных выводов и предложений придает работе большую практическую значимость |
Структура работы (завершающая часть введения) | Что в итоге в работе представлено? Краткое изложение перечня и/или содержания глав работы. |
Основная часть КР включает главы в соответствии с логической структурой изложения. Название главы не должно дублировать название темы, а название параграфов - название глав. Формулировки должны быть лаконичными и отражать суть главы (параграфа).
|
|
Основная часть работы должна содержать, как правило, две главы.
В первой главе работы дается анализ теоретических основ исследуемой проблемы. На основе анализа научных работ отечественных и зарубежных специалистов раскрывается сущность исследуемого объекта, рассматриваются различные точки зрения на исследуемый вопрос, дается их оценка, излагается и мотивируется авторская позиция оценивается уровень теоретической разработанности проблемы и потребности практики в исследуемой сфере.
Во второй главе анализируются особенности реализации исследуемой проблемы в условиях образовательных учреждений, оценивается современное состояние объекта исследования, специфика существующих методик и технологий, свойственных изучаемому объекту, рассматриваются тенденции развития объекта исследования, выявляются имеющиеся недостатки и возможные пути их устранения. Вторая глава может посвящаться анализу практического материала, полученного во время практики:
|
|
· поиску и выбору оптимальных методов обучения и воспитания;
· новые явления в педагогической практике изучаемого объекта (педагог, коллектив);
· краткая характеристика опыта (проблема, способ решения, полезность, новизна, применимость в измененных условиях);
· задачи обучения и воспитания и имеющиеся трудности, противоречия, «слабые звенья» практики, делающие опыт актуальным;
· конкретные условия, в которых формировался опыт, меры по оптимизации условий;
· описание реального протекания воспитательного процесса;
· деятельность педагогов, воспитанников, ее содержание и формы, характер взаимоотношений участников;
· результаты обучения, воспитания, социальной поддержки (сдвиги в адаптации, реабилитации, воспитанности), их надежность и стабильность;
· педагогический анализ опыта: его источники (научное знание, передовой опыт, собственные наблюдения и пробы);
· характеристики отдельных сторон, «составляющих» педагогического процесса (целей, содержания, идей, замысла, технологии, способов усиления мотивации);
· истолкование и обобщение опыта;
· установление связей между смыслом, содержанием, методами и результатами;
· выявление закономерностей и принципов, обеспечивающих успех, факторов, влияющих на результаты;
· выявление новизны, оригинальности, значимости, эффективности, оптимальности, перспективности анализируемого опыта;
· роль личности учителя, его индивидуального стиля деятельности в созидаемом опыте;
· выявление объективного содержания (идей, принципов, технологий), переносимого в иные условия;
· оценка опыта по уровню его общественной значимости (новаторство, изобретательство, мастерство);
· предложения по дальнейшему развитию, совершенствованию опыта;
· рекомендации по использованию опыта (для кого особенно ценен, необходимые условия для эффективного использования, ограничения, наиболее подходящие условия использования).
В ходе анализа могут использоваться аналитические таблицы, расчеты, формулы, схемы, диаграммы и графики.
В заключении суммируются теоретические и практические выводы, а также те предложения, к которым автор пришел в результате проведенного исследования. Данные выводы и предложения должны быть четкими, понятными и доказательными, логически вытекать из содержания глав и параграфов работы. Заключение не должно составлять более трех страниц текста.
Заключение лежит в основе доклада студента на защите.
Список использованных источников должен быть выполнен в соответствии с ГОСТ 7.32.2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» и правилами библиографического описания документов ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание».
Список использованных источников отражает перечень источников, которые использовались при написании КР (не менее 15), составленный в следующем порядке:
· федеральные законы (в очередности от последнего года принятия к предыдущим);
· указы Президента Российской Федерации (в той же последовательности);
· постановления Правительства Российской Федерации (в той же очередности);
· иные нормативные правовые акты;
· иные официальные материалы (резолюции-рекомендации международных организаций и конференций, официальные доклады, официальные отчеты и др.);
|
|
· монографии, учебники, учебные пособия (в алфавитном порядке);
· иностранная литература;
· интернет-ресурсы.
В список обязательно должны быть включены все издания, на которые есть ссылки в тексте, а также те важнейшие источники, которые были использованы в процессе подготовки работы, хотя и не приведены в ссылках и примечаниях. Все источники, используемые при написании работы, располагаются в алфавитном порядке.
Приложения являются не обязательным элементом. В них сосредоточивается различный вспомогательный материал, относящийся к основному содержанию работы и подтверждающий содержащиеся в ней выводы, предложения, расчеты (копии подлинных документов, протоколы, структурные схемы, таблицы, цифровые данные, методический материал, компьютерные распечатки, иллюстрации вспомогательного характера, формы отчетности и другие документы).
После завершения работы над текстом необходимо еще раз тщательно выверить введение и заключение.
Однако наличие сформулированных выше общих требований к курсовой работе не исключает, а наоборот – предполагает, широкую инициативу и творческий подход студентов при разработке избранной темы.