Курсовая работа включает в себя пояснительную записку и иллюстрированные материалы.
Общий объем курсовой работы должен составлять 25-30 страниц компьютерного текста (без приложений).
Если КР носит практический характер, то результаты проведенного исследования должны быть изложены понятным языком, стилистически и грамматически правильно, логически последовательно.
Следует использовать конструкции, исключающие употребление местоимения первого лица единственного и множественного числа. Рекомендуется использовать неопределенно-личные предложения, формы изложения от третьего лица.
Каждая курсовая работа, как правило, включает следующие структурные элементы:
· титульный лист (см. Приложение 2);
· оглавление (см. Приложение 3);
· введение;
· основная часть, включающая обычно две главы, в каждой из которых выделяется, как правило, 2–3 параграфа;
· заключение;
· список использованных источников (см. Приложение 4);
· приложения.
Титульный лист является первой страницей курсовой работы (проекта) и заполняется по строго определенным правилам.
|
|
Следующий лист «Оглавление», в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте.
Введение и заключение – важнейшие части КР. Прочитав одно лишь введение, должно быть ясно, о чем Вы будете писать в своей работе.
Во введении обосновывается выбор темы, показывается ее актуальность, формулируется цель (одна) и задачи (несколько) работы, раскрывается структура работы, указываются методы исследования, объект и предмет исследования, дается анализ литературы, по которой будет написана работа. Объем введения - не более 2 страниц.
Актуальность (теоретическая и практическая значимость) проблемы (темы) исследования – это важность, значительность проблемы, темы для настоящего момента, ее своевременность и злободневность. Актуальность – обязательное требование к любому исследованию. Особенность понятия «актуальность» заключается в умении автора исследования выбрать тему и в том, насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его профессиональную подготовленность.
Обосновать актуальность исследования – значит, объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.
Чтобы раскрыть актуальность темы, нужно назвать причины, в соответствии с которыми решение проблемы является значимым, т.е. обосновать тему.
Возможные причины актуальности проблемы и способы их обоснования представлены в таблице 1.
|
|
Таблица 1
Актуальности проблемы и способы ее обоснования
Причины | Способы обоснования |
Теоретические (в теории отсутствует ответ на вопрос, как решить проблему) | Анализ концепций (теорий), научной литературы |
Практические (практика испытывает трудности) | · Анализ ситуации в конкретном образовательном учреждении; · Анализ фактического материала |
Социальные (государственные законы требуют решения проблемы) | · Анализ нормативных документов (законов, положений); · Анализ результатов анкетирования родителей как источника социального заказа |
Личностные или мировоззренческие (педагог испытывает потребность обобщить свой опыт) |
Признаками актуальности темы могут быть:
· общий интерес со стороны ученых, педагогов к проблеме;
· наличие потребности практики обучения, воспитания в разработке вопроса на данном этапе;
· необходимость разработки темы в связи с местными условиями.
Обоснование актуальности темы (значимости, важности, приоритетности среди других тем и событий) исследования – одно из основных требований, предъявляемых к курсовой работе.
Примеры конструкций по формулированию актуальности темы:
· Курсовая работа посвящена исследованию …. проблемы … в работе рассматриваются как с теоретических позиций, так и на основе зарубежного и российского опыта.
· Выбор темы курсовой работы предопределили... (Почему эта тема актуальна, почему Вам она представляется интересной и важной)
· Характерной чертой развития физических качеств в настоящее время является....и т.д.
· Обоснование актуальности темы. Хорошо привести какие-либо статистические данные, или мнения известных педагогов, тренеров.
Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое обучающимся для изучения.
Предмет исследования - это то, что находится в рамках, в границах объекта. Объект - это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. Предмет исследования - это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Предмет исследования чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему.
Основное внимание должно быть направлено на предмет исследования, т.к. именно он определяет тему курсовой работы.
Приведем несколько примеров: объект – методика преподавания, методы формы и средства, межпредметные связи, особенности обучения и т.д.
Предметом педагогического исследования могут выступать:
- прогнозирование, совершенствование и развитие воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования;
- содержание; формы и методы педагогической деятельности педагога дополнительного образования;
- диагностика тренировочного процесса; пути, условия, факторы совершенствования обучения, воспитания, тренировки;
- характер психолого-педагогических требований и взаимодействий между педагогами и обучающимися, тренерами и спортсменами;
- особенности и тенденции развития педагогической (спортивно-педагогической) науки и практики; педагогических взаимоотношений.
Примеры определения объекта и предмета исследования в зависимости от тематики представлены в таблице 2.
Таблица 2