Практическое занятие № 6

Тема 6: Процесс консультирования в социальной работе. Специфика консультативных отношений (2/2 часа)

Цель: выработатьу обучающихся умения и навыки самостоятельной работы с научной литературой, формирование профессиональных компетенций, проверка освоения студентами содержания вопросов темы, оценка выполнения студентами практических заданий в ходе самостоятельной работы.

План

1. Определение целей и задач консультирования.

2. Общие принципы консультирования.

3. Различия в запросах и мотивах обращения к консультанту. Типы консультируемых.

      4. Консультативная работа с безработной молодежью.

       5. Психологическое (консультирование как помощь практически здоровым людям при каких-либо имеющихся у них психологических проблемах).

    6. Консультирование по правовым вопросам.

    7. Консультирование по вопросам семьи (программа «Планирование семьи» и ей подобные) и брака.

     8. Консультирование по материальным и жилищным вопросам.

     9. Консультирование по вопросам трудоустройства и др. Информирование и консультирование заключенных.

Цель: освоение приемов работы с различными типами жалоб, навыков формирования запроса, анализа текста и подтекста в рассказе клиента.

Содержание занятия:

1. Развитие умений и навыков анализа жалобы клиента, освоение приемов работы с различными типами жалоб. 

2. Определение потенциала клиента. Определение уровня проблемной рефлексии клиента.

3. Выделение психологических трудностей клиента (анализ ключевых слов и выражений). Практическое занятие: анализ жалобы клиента.

Анализ текста и подтекста в рассказе клиента. Общие темы в личных историях клиентов. Ход занятия:

Анализ примеров жалоб клиентов, и выявление текста и подтекста в рассказе клиента. Упражнение 1. На примере изложенных ниже ситуаций, студентами производится анализ жалобы (локусы жалобы, скрытый характер жалобы, тип жалобы), запроса, выделяется проблема. Как представители разных психотерапевтических концепций проинтерпретировали бы эти ситуации, и какие стратегии помощи предложил бы каждый из них. Ситуации:

1. «У нас на работе сложилась непростая ситуация – между двумя моими коллегами произошел серьезный конфликт. Теперь они друг с другом не разговаривают. Я же участвовать в конфликте не хочу, так как, примкнув к одной стороне, рискую стать врагом для другой. Как мне помирить коллег?».

2. «Я одна из тех, кого принято называть бизнес-леди. У меня хороший заработок и интересная работа, но мужчины не обращают на меня никакого внимания, воспринимая меня только как делового партнера. Что делать?».

3. «Мне только 20 лет, у меня много близких: бабушки, дедушки, мама и папа, тети и дяди, братья и сестры. Я их всех очень люблю. Все они более- менее здоровы, но я постоянно живу в страхе, что кто-то из них тяжело заболеет или умрет. Почему это?».

4. «Мне нравится общаться в ICQ, но в жизни я не умею общаться с людьми. Мне 27 лет, но кроме знакомых по работе я в этом городе даже никого не знаю. И на работе мне с людьми тяжело. Почему? И что мне делать?».

5. «Большинство наших сотрудников – старожилы, работают со дня основания компании. Они считают, что все новички пришли на все готовенькое, а «старички» все создали с нуля. В итоге отношения очень напряженные. Как разрулить эту ситуацию?».

6. «Мою подругу назначили руководителем отдела, и у нас тут же начались проблемы. Раньше между нами было полное взаимопонимание, теперь она то и дело срывается на мне, стала заносчивой. Может быть, мне лучше уволиться, чтобы сохранить дружбу?».

7. «Меня мучают ночные кошмары. Кто-то за мной гонится, я убегаю, меня гонит дикий страх, меня настигают, а у меня больше нет сил бежать. Просыпаюсь в поту, дышу, как паровоз, как будто и, правда, бежал. Мне 29, занимаюсь спортом, играю в футбол, но никогда не чувствую такого сильного сердцебиения. Страх не дает уснуть снова. Иногда так и лежу ночью часами. Мама давала свое снотворное, высыпался пару дней, а потом опять все сначала. Раньше это было редко, а теперь становится все чаще и чаще».

8. «Мой сын недавно подрался с одноклассником, и тот так сильно избил моего мальчика, что у него было сотрясение мозга. А теперь мой ребенок хочет дружить с этим хулиганом. Как убедить сына не заводить такую дружбу?».

9. «Мой муж – хороший человек, заботливый, порядочный, но очень нервный. Раньше только кричал, а последнее время, уже пару месяцев, стал драться. Ударил сына, а мальчику 14 лет, он с отцом до сих пор разговаривать не хочет. А неделю назад ударил меня так, что синяк был на все лицо. Потом прощения просил, объяснял, что работа «нервная». Что делать, не знаю. И себя жалко, и его, он ведь переживает потом, и перед людьми стыдно».

Литература

1.Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Иательский центр «Академия», 2005. – 576 с.

2.Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающееся профессионально-педагогическое обучение и самообразование.. – М, 1997.

 

Практическое занятие № 7

Тема 7: Диагностические методики изучения детей. Методики изучения личности детей и особенности работы с ними. Проектировочные методики и особенности работы с ними (2 часа)

Цель: выработатьу обучающихся умения и навыки самостоятельной работы с научной литературой, формирование профессиональных компетенций, проверка освоения студентами содержания вопросов темы, оценка выполнения студентами практических заданий в ходе самостоятельной работы.

План

1. Общие представления о методе и методиках психодиагностики.

2. Основания и критерии классификации психодиагностических методик:

классификация Ананьева Б.Г., классифкация Бодалева А.А. и Столина В.В.

3. Достоинства и недостатки стандартизированных и нестандартизированных методов

диагностики.

4. Тесты. Опросники. Проективные техники.

5. Психофизиологические методики.

6. Наблюдение, виды и основные их характеристики.

7. Опрос и его основные виды: беседа, анкета, интервью.

8. Анализ продуктов деятельности.

Задание для самостоятельной работы:

1. Причины появления психодиагностики как науки.

2. История становления метода тестов (интеллекта, способностей, достижений).

3. История развития методик диагностики личности: проективных методик и опросников

Практическое занятие:

Задание 1. Подобрать и изучить следующие методики диагностики:

с помощью проективных методик «Кактус» Панфиловой, Гудинаф «Нарисуй человека», методика «ДОМ ДЕРЕВО ЧЕЛОВЕК», «Несуществующее животное», «Человек под дождем», рисуночный тест «Слон», «Кинетический рисунок семьи», «Цветовой тест отношений» определить следующие особенности эмоционально-личностной сферы ребенка:

- преобладающее настроение (мрачность, подавленность, злобность, агрессивность, замкнутость, негативизм, эйфорическая жизнерадостность;

- внушаемость;

- наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям;

- наличие фобических реакций (страх темноты, одиночества, замкнутого пространства);

- отношение к самому себе (к собственным недостаткам, возможностям, особенностям самооценке);

- отношения с окружающими (положение в коллективе, самостоятельность, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми);

- особенности поведения в детском саду и дома;

- нарушения поведения, наличие вредных привычек. Интерпретация рисунка.

Задание 2. Обследовать сферу способностей у одного испытуемого по предложенному перечню методик и дать развернутое диагностическое заключение по полученным результатам.

Литература

1. Кочюнас, Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия: Учеб. пособие для вузов / Р. Кочюнас. - М.: Академический проект, 2005 - 464c.

2. Линде Н. Д. Психологическое консультирование: Теория и практика. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2009. - 256 с. [Электронный ресурс]: Электронная библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/10454.

3. Немов Р. С. Психологическое консультирование. Учебник.2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮРАЙТ, 2011. - 575 с. [Электронный ресурс]: Электронная библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/57852.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow