Практическое занятие № 11

Тема 11: Психологическая помощь при посттравматическом стрессе (4 часа)

Цель: выработатьу обучающихся умения и навыки самостоятельной работы с научной литературой, формирование профессиональных компетенций, проверка освоения студентами содержания вопросов темы, оценка выполнения студентами практических заданий в ходе самостоятельной работы.

План

1. Понятие о ПТСР. Характеристика ПТСР.

2. Диагностические критерии ПТСР.

3. Направления реабилитации ПТСР.

4. Этапы профессиональной помощи при ПТСР.

Практическое занятие:

1.Что означает термин «инкапсуляция травмы»?

2. Какие стратегии в психологической помощи являются наиболее эффективными для преодоления состояния ПТСР?

3. Основные подходы к борьбе со стрессом: «объектная» и «субъектная» парадигмы.

4. Общая классификация методов профилактики и коррекции стресса.

5. «Субъектная парадигма» – пассивный и активный субъект.

6. Примеры методов непосредственного воздействия на состояние человека (фармакотерапия, культура питания, рефлексотерапия, функциональная музыка, суггестивные воздействия).

7. Методы психологической саморегуляции и управление стрессом: базовые техники и вспомогательные средства.

8. Оценка эффективности использования методов профилактики и коррекции стресса при проведении индивидуальных и групповых тренингов управления стрессом.

Задание для самостоятельной работы: ознакомиться с методиками, провести диагностику в группе, и дать развернутое диагностическое заключение по полученным результатам.

1. Методика «Духовный кризис»;

2. Методика «Психологическое благополучие личности»;

3. Опросник «Синдром эмоционального выгорания» В. Бойко (см.: Практикум по психологии со-стояний: Учебное пособие/ под ред. проф. А.О. Прохорова. СПб.: Речь, 2004.);

4. Опросник, определяющий склонность к развитию стресса (по Т. А. Немчину и Тейлору);

5. Опросник способов совладания (Адаптация методики WCQ);

6. Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана;

7. Методики на определение уровня тревожности;

8. Методика на выявление уровня агрессивности.

Литература

1. Кочюнас, Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия: Учеб. пособие для вузов / Р. Кочюнас. - М.: Академический проект, 2005 - 464c.

2. Линде Н. Д. Психологическое консультирование: Теория и практика. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2009. - 256 с. [Электронный ресурс]: Электронная библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/10454.

3. Немов Р. С. Психологическое консультирование. Учебник.2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮРАЙТ, 2011. - 575 с. [Электронный ресурс]: Электронная библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/57852.

 

Практическое занятие № 12

Тема 12: Смерть как психологическая проблема. Социально-психологическая помощь членам семьи (3 часа)

Цель: выработатьу обучающихся умения и навыки самостоятельной работы с научной литературой, формирование профессиональных компетенций, проверка освоения студентами содержания вопросов темы, оценка выполнения студентами практических заданий в ходе самостоятельной работы.

План

1. Понятие переживания утраты.

2. Консультирование в связи с утратой, связанной со смертью близкого человека.

3. Консультирование при разводе.

Практическое занятие:

1. Перечислите симптомы болезненного горя.

2. Объясните, в чем Вы видите задачи горевания.

3. Перечислите основные принципы работы с клиентом, переживающим горе.

4. Раскройте особенности психологической помощи детям, переживающим утрату.

5. Перечислите, какие основные задачи относятся к паллиативной помощи.

6. Объясните принцип отсутствия идеологического давления на больного в рамках паллиативной помощи.

7. Как вы думаете, должен ли умирающий человек знать правду о своем диагнозе? Если «да», то при каких условиях? Если «нет», то почему?

8. Перечислите стадии реагирования на неблагоприятный диагноз по Элизабет Кублер-Росс.

9. Какие методы психологической помощи можно использовать в работе с больными на терминальной стадии болезни? Перечислите.

10. В чем, на Ваш взгляд, заключается духовный аспект работы с умирающими?

Литература

1. Гнездилов А.В. Актуальность духовных аспектов в службе «Хосписа» //Московский психотерапевтический журнал. 2005. № 2. С. 132-137.

2. Хааз Э. Ритуалы прощания // Московский психотерапевтический журнал. 2005. № 1

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: