Практическое занятие № 1

Тема 1: Консультирование как практика оказания профессиональной помощи людям (4/2 часа)

Цель: выработатьу обучающихся умения и навыки самостоятельной работы с научной литературой, формирование профессиональных компетенций, проверка освоения студентами содержания вопросов темы, оценка выполнения студентами практических заданий в ходе самостоятельной работы.

План

1. Области консультативной практики.

2. Виды и формы психологического консультирования.

3. Структурные компоненты психологического консультирования.

4. Организация психологического консультирования.

Вопросы к коллоквиуму

  1. Место социально-педагогического консультирования в системе социально-педагогической деятельности.
  2. Возможности социально-педагогического консультирования как формы просветительства, реабилитации, профилактики.
  3. Социально-педагогическое консультирование детей группы риска.
  4. Социально-педагогическое консультирование семей группы риска.
  5. Социально-педагогическое консультирование работников образовательных учреждений.

6. Специфика социально-педагогического консультирования, осуществляемого непосредственно в среде жизнедеятельности клиента

7. Структурирование пространства и времени при организации социально-педагогического консультирования.

8. Этапы консультативной беседы, их характеристика, формы и методы взаимодействия клиента и консультанта на разных этапах.

9. Приемы и методы социально-педагогического консультирования.

Практическое задание:

Задание1

Инструкция по выполнению упражнений: «Сфор­мулируйте, какие чувства вызывает у вас лично выска­зывание психолога, обращенное к другому человеку в ситуации интервью. Не стоит забывать, что ваша задача заключается в том, чᴛᴏбы отрефлексировать и предвидеть содержание чувств возможного собеседника психолога».

1. «Мне кажется, что ты не всегда доволен самим собой».

2. «Мне кажется, то, что есть и как ты об ϶ᴛᴏм думаешь, не всегда одинаково».

3. «Чувствую, тебе иногда хотелось бы быть другим».

4. «Нам трудно понять Друг друга, так как ты часто вы­даешь себя за другого».

5. «Может быть, я смогу помочь тебе понять себя?»

6. «Мне кажется, что ты иногда раскаиваешься в ϲʙᴏих поступках, хотя иначе поступить не можешь».

7. «Мне кажется, что тебе бывает трудно с самим собой, тебе не хотелось бы стать другим?»

8. «Мне кажется, что иногда тебе хочется быть непохо­жим на окружающих тебя людей».

9. «Думаю, что тебе больше нравится играть с мальчика­ми, чем с девочками?»

10. «Отметим, что тебе бы хотелось кому-то следовать в правилах пове­дения в жизни?»

Задание 2

Инструкция: «Определите, какие чувства вызо­вут у родителей следующие варианты сообщения психологической информации о его ребенке. Сфор­мулируйте словами содержания возможных чувств родителей».

1. «Дома работал, старался, но не все получилось».

2. «Не стоит забывать, что ваша дочка, как каждый ребенок, развивается ϲʙᴏими темпами, они немного отстают от тех, кᴏᴛᴏᴩые возмож­ны в ее возрасте».

3. «Она часто затрудняется, не справляется при выполне­нии наших совместных заданий».

4. «Не стоит забывать, что ваш ребенок не полностью использует ϲʙᴏи возмож­ности».

5. «Видно, вы сильно переживаете по поводу неуспевае­мости Не стоит забывать, что вашего сына».

6. «Мне показалось, что задания ваш ребенок не всегда реализует правильно».

7. «Я чувствую, вас не все радует в вашем ребенке».

8. «Я чувствую, вас беспокоит, как развит ваш ребенок»

9. «Наверно, ваш ребенок не очень любит заниматься самообразованием».

10. «Несмотря на ограниченные возможности вашего ребенка, мы хотели бы приложить все усилия, чтоб! помочь ему преодолеть ϶ᴛᴏт барьер».

Литература

  1. Айви А., Айви Б. и др. Психологическое консультирование и психотерапия: методы, теории и техники. Практическое руководство. – М., 1999.

2. Брэзиер Д. Карл Роджерс и его последователи. Психотерапия на пороге ХХI века. - М., 2005.

3. Бьюдженталь Д. Искусство психотерапевта.- СПб., 2001.

4. Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения» СПб., 1997.

5. Крамер Ч. Мастерство психотерапии: как стать творческим и эффективным психотерапевтом. - СПб.: Питер, 2003.

Практическое занятие № 2

Тема 2: Процесс консультирования в социальной работе. Специфика консультативных отношений (2/2 часа)

Цель: формировать у обучающихся систему научных знаний о специфике консультативных отношений.

План

5. Беседа (интервью) как основной метод консультирования.

6. Структура консультативного интервью.

7. Общая характеристика этапов и фаз консультирования.

8. Диагностические и коррекционно‑терапевтические техники психологического консультирования.

Вопросы (задания) для обсуждения:

1. Назовите типы консультирования, их классификацию.

2. В чем заключается зависимость типов консультирования от личностных особенностей клиента и от его проблем.

3. Перечислите общие вопросы, связанные с подготовкой и проведением консультирования.

4. Назовите этапы консультативной беседы с клиентом.

5. В чем сущность социально-педагогического консультирования как воспитательно-профилактической меры, как формы профилактики конфликтов и социальной тревожности.

6. Особенности консультативной беседы в области социальной педагогики.

Литература

  1. Айви А., Айви Б. и др. Психологическое консультирование и психотерапия: методы, теории и техники. Практическое руководство. – М., 1999.

28. Брэзиер Д. Карл Роджерс и его последователи. Психотерапия на пороге ХХI века. - М., 2005.

29. Бьюдженталь Д. Искусство психотерапевта.- СПб., 2001.

30. Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения» СПб., 1997.

Практическое занятие № 3

Тема 3: Этические стандарты консультирования в социальной работе (2 часа)

Цель: выработатьу обучающихся умения и навыки самостоятельной работы с научной литературой, формирование профессиональных компетенций, проверка освоения студентами содержания вопросов темы, оценка выполнения студентами практических заданий в ходе самостоятельной работы.

План

1. Профессиональные требования к личности консультанта.

2. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта.

3. Этические принципы в психологическом консультировании.

4. Система ценностей консультанта.

5. Проблема эмоционального выгорания.

6. Ловушки консультирования.

Задания для самостоятельной работы:

1.Профессиональная этика психолога.

2.Организация деятельности психологов с учетом этических норм.

3.Этические проблемы при исследовании личности, в консультировании, психокоррекции и психотерапии.

4.Сложные этические ситуации в консультативной работе психолога.

4. Роль индивидуальной терапии и супервизии в предотвращении ошибок и злоупотреблений в психотерапии.

Литература

  1. Айви А., Айви Б. и др. Психологическое консультирование и психотерапия: методы, теории и техники. Практическое руководство. – М., 1999.

2. Брэзиер Д. Карл Роджерс и его последователи. Психотерапия на пороге ХХI века. - М., 2005.

3. Бьюдженталь Д. Искусство психотерапевта.- СПб., 2001.

4. Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения» СПб., 1997.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow