В процессе освоения образовательных программ
в учреждениях дополнительного образования детей
В дополнительном образовании детей показателем результативности освоения программы являет ся динамика личностного развития воспитанника в интересных ему сферах творчества.
В этой сфере педагогической деятельности нет единых образовательных стандартов, что, с одной стороны, усложняет диагностику, а, с другой стороны, делает её более точной по отношению к каждой образовательной программе. Педагоги дополнительного образования сами разрабатывают необходи мые и наиболее эффективные методики оценивания, исходя из целей и задач, обозначенных в их обра зовательных программах.
Так как цель дополнительных образовательных программ не только в обучении детей, но и в лично стном развитии воспитанников, то и их результаты необходимо оценивать с точки зрения усвоения учебного материала программы, развития умений и навыков (а для программ углубленного уровня — профессионализма) и в той же степени — личностного роста воспитанника.
В зависимости от специфики образовательной программы в диагностике результативности делает ся упор на определенную группу показателей — учебных или личностно ориентированных. Содержа ние показателей составляют ожидаемые результаты, которые заложены педагогом в программу.
Индивидуальный подход к каждому ребенку, характерный для дополнительного образования, ста вит на первое место не столько достижение каждым воспитанником высокого уровня знаний или уме ний, сколько динамику его личностного развития в тех областях, которые оказываются ему ближе. Это делает актуальным текущий контроль успехов воспитанника, позволяющий зафиксировать эту дина мику. Но, кроме того, это осложняет массовую организацию текущего контроля.
Таким образом, педагог должен фиксировать личные достижения воспитанника и анализировать их
с точки зрения формальных достижений и неформальных, связанных с внутренним изменением в каж дом воспитаннике, в его ценностных ориентациях, социальной и коммуникативной компетенциях.
В идеале для каждой образовательной программы необходимо разрабатывать свой пакет диагности ческих методик.
В учреждениях дополнительного образования выделяют две основные группы диагностических ме тодик, используемых для оценивания деятельности обучающихся, — количественные методы и мето ды экспертной оценки, где оценивание опирается на заранее разработанную и предъявляемую ребенкусистему критериев. В представленных педагогам диагностических картах предложены оба этих метода.
Существуют различные формы фиксации достижений воспитанников, например: дневник педаго гических наблюдений, диагностические карты, зачетные и личные учебные книжки, портфолио и т.п.
В данной работе педагогам предложена такая форма фиксирования результативности как диагнос тическая карта воспитанника.
Основная часть представленных диагностических карт позволяет оценить результаты освоения про грамм научно шего школьного возраста. Данные диагностические карты разработаны на основе исследования компе
тентностного подхода в дополнительном образовании.
Также здесь представлены материалы на основе разработок Н.В.Кленовой и Л.Н.Буйловой, кото рые могут представлять интерес для педагогов студий художественной и декоративнона правленности.
Методика определения результатов






