Тема 1. Принципы формирования стратегии предприятия

КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ

 

 

Ю.В. ГУСЕВ, И.Б.ЛЕМЕШ

 

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Для студентов заочной форм обучения

специальности 080507 – «Менеджмент организации»

 

 

Новосибирск 2003



ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Выполнение контрольной работы поможет студенту углубить свои теоретические знания, а также получить практические навыки применения инструментария, изучаемого в курсе «Стратегический менеджмент». Методические указания помогут студенту составить композицию работы, правильно изложить изученный материал по определенной теме, применить полученные знания при решении вопросов, касающихся стратегического управления действующим предприятием.

В соответствии с учебным планом студенты заочной формы обучения должны выполнить одну контрольную работу по дисциплине «Стратегический менеджмент». Подготовленная и оформленная в соответствии с данными методическими указаниями контрольная работа представляется на кафедру для последующей защиты.

Номер темы контрольной работы соответствует первой букве фамилии студента:

А,Б,В-1,2, 15;                                          Р, С, Т-6, 13, 14;

Г, Д, Е-7, 9, 16;                                           У, Ф, Х- 1,7, 14;

Ж,3,И-3,4, 10;                                          Ц,Ч,Ш-8, 15, 17;

К, Л, М-4, 11, 12;                                        Щ, Э, Ю,Я-2, 10, 12.

Н,0,П-5,8, 17;

Выбор иной темы обязательно обсуждается с преподавателем изучаемой дисциплины.

Работа должна быть оформлена в соответствии с принятыми в НГУЭУ общими требованиями к оформлению работ такого рода. Познакомиться с ними можно в методическом кабинете.

В начале работы необходимо привести план, которого следует придерживаться в ходе ее написания. Сначала составляется предварительный план, который целесообразно обсудить с преподавателем. В процессе написания контрольной работы план уточняется и приобретает логическую завершенность. План должен быть представлен в виде пронумерованного списка заголовков частей и параграфов работы с указанием страниц, с которых начинается написание их текста.

Контрольная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

Во введении указываются цель и задачи работы, обосновывается актуальность выбранной темы. Цель обычно формулируется в следующем контексте: «цель контрольной работы заключается в изучении теоретических положений (принципов, закономерностей, моделей), использовании их для научного анализа и установления путей совершенствования методов стратегического менеджмента на предприятии».

Формулирование задачи начинается со слов: изучить, описать, установить, выявить и т.д. Обычно решению каждой задачи соответствует параграф работы.

Основная часть работы, разделенная на параграфы, должна содержать письменные ответы на вопросы, указанные по данной теме. Все вопросы в каждой теме подразделены на два блока:

I. Теоретические вопросы,

II. Практические задания.

Отвечая на вопросы теоретического блока, нужно проанализировать различные точки зрения на рассматриваемую проблему, встречающиеся в литературе. Изложение теоретического материала должно быть представлено в виде аналитического обзора знаний, в результате которого следует выбрать базовые положения, принимаемые за основу дальнейшего исследования, и обосновать выбранную позицию. Изучить теорию - значит использовать несколько источников литературы, сопоставить их, определить сходство или различие в подходах разных авторов.

При написании контрольной работы помимо основной литературы рекомендуется пользоваться материалами периодической печати (журналы «Эксперт», «Экономические стратегии», «Маркетинг», «Менеджмент в России и за рубежом», «Директор», «Консультант директора», «Деловой мир», газеты «Финансовая Россия», «Экономика и жизнь» и др.).

Выполняя задания практического блока, нужно провести анализ стратегии действующего предприятия или организации. При помощи аналитических инструментов, изучаемых в рамках курса

«Стратегический менеджмент», нужно выявить стратегические проблемы рассматриваемого предприятия и предложить возможные пути их решения, а затем обосновать выбор наилучшего из предложенных вариантов. Положения, выдвигаемые в практической части, желательно подтвердить расчетами.

В заключении кратко формулируются выводы, подводятся основные итоги работы. Здесь должно быть дано резюме, которое выносится на обсуждение при защите контрольной работы. Должно быть констатировано, что поставленные во введении задачи полностью решены, и отмечена оригинальность подходов автора к их решению.

По тексту контрольной работы должны приводиться ссылки на использованную литературу с указанием номера источника и страницы, откуда взята цитата или приведена информация. Ссылки заключаются в квадратные скобки следующим образом: «...» [2, с. 12]. Список использованной литературы отражает уровень самостоятельной работы студента. Работа должна быть проиллюстрирована схемами и таблицами, а также конкретными примерами, раскрывающими формулировки общих положений, приводимых в работе. Небольшие рисунки и таблицы можно разместить в основном тексте работы, а большие - вынести в Приложения.

Объем контрольной работы - не более 20 страниц машинописного текста (14 шрифт, полуторный интервал), в том числе:

план - 1 с.;

введение - I с.;

основная часть - 14-16 с.;

заключение - 1-2 с.;

список использованной литературы (6-7 наименований и более).

Работа должна быть представлена в сброшюрованном виде, на листах формата А 4. Страницы должны быть пронумерованы.

Темы контрольных работ и рекомендации по их написанию

Тема 1. Принципы формирования стратегии предприятия

I. Перечислите основные отличительные черты и концептуальные положения стратегии.
Раскройте сущность понятий «стратегический менеджмент», «стратегическое управление»,
«потенциал предприятия», «внешняя среда». Назовите основные предпосылки к стратегическому
управлению предприятием. Рассмотрите основные элементы и перечислите этапы разработки
стратегии.

II. Рассмотрите организационную структуру предприятия, на котором Вы работаете: Какие
функции по разработке (и/или реализации) стратегии возложены на каждое организационное
подразделение? Какие проблемы при этом возникают? Предложите варианты совершенствования
организационной структуры.








Литература

1. Гусев Ю.В. Стратегическое управление: Учебное пособие. - Новосибирск: НГАЭиУ,
1995.-Ч. 1.

2. Гусев Ю.В. Стратегия развития предприятий. - СПб.: СПбГУЭФ, 1992.

3. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М;
Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999.

4. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: Искусство разработки и
реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ, под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М.:
Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

5. Управление организацией: Учебник / Под ред. проф. д.э.н. А.Г. Поршнева.
З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - М.: ИНФРА-М, 2000.

6. Любанова Т.П., Мясоедова Л.В., Олейникова Ю.А. Стратегическое планирование на
предприятии: Учебное пособие. - М., 2001.

7. Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов. - М., 2000.










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: