Тема 6. Ключевые факторы успеха на отраслевом рынке

I. Раскройте сущность понятий «отрасль», «отраслевой рынок», «ключевые факторы успеха». Приведите примеры ключевых факторов успеха (КФУ) различных отраслей. Систематизируйте существующие в литературе классификации КФУ. Раскройте сущность модели «пяти сил конкуренции» М. Портера, отметьте ее прикладное значение.

И. Опишите отрасль, которой работает Ваше предприятие: какие факторы успеха являются ключевыми в этой отрасли? На какие из них опирается Ваше предприятие в своей деятельности?

Какие КФУ Ваше предприятие не использует? Почему? Предложите стратегию рыночного поведения для Вашей фирмы. Сделайте прогноз ожидаемого эффекта от реализации этой стратегии.

Литература

1. Гусев Ю.В. Стратегическое управление: Учебное пособие. - Новосибирск: НГАЭиУ,
1995.-Ч. 1.

2. Ефремов B.C. Стратегия бизнеса: Концепции и методы планирования: Учебное
пособие. - М.: Финпресс, 1998.

3. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления: Учебное пособие. -
М., 1998.

4. Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов. - М., 2000.

5. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М;
Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999.

6. Портер М. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран / Пер. с англ,
под ред. В.Д. Щетинина. - М.: Международные отношения, 1993.

7. Юданов А.Ю. Конкуренция: Теория и практика. -М.: Тандем, 1996.






Тема 7. Анализ конкуренции на отраслевом рынке

I. Проведите анализ понятий «отрасль», «отраслевой рынок». Раскройте сущность модели
«пяти сил конкуренции» М. Портера, отметьте ее прикладное значение. Объясните механизм
воздействия сил конкуренции на отраслевую прибыльность. Опишите факторы, влияющие на
динамику каждой из пяти сил конкуренции.

II. Опишите отрасль, в которой работает Ваше предприятие. Проведите анализ отраслевого
рынка, используя модель «пяти сил конкуренции». Каков уровень конкуренции в отрасли? Какие из
пяти сил доминируют? Какие факторы успеха являются главными в данной ситуации?
В соответствии с ними предложите стратегию рыночного поведения для Вашей фирмы.







Литература

1. Азоев Г.Л. Конкуренция: Анализ, стратегия и практика. - М.: Центр экономики и
маркетинга, 1996.

2. Ефремов B.C. Стратегия бизнеса: Концепции и методы планирования: Учебное пособие. -
М.: Финпресс, 1998.

3. Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов. - М., 2000.

4. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М;
Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999.

5. Портер М. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран / Пер. с англ.
под ред. В.Д. Щетинина. - М.: Международные отношения, 1993.

6. Юданов А.Ю. Конкуренция: Теория и практика. - М.: Тандем, 1996.





Тема 8. Конкурентные преимущества. Выбор стратегии конкурентоспособности

I. Раскройте сущность понятия «конкурентное преимущество». Обоснуйте относительность
конкурентных преимуществ, их привязанность к конкретным рыночным условиям. Рассмотрите
основные пути достижения конкурентного преимущества: стратегию лидерства по издержкам,
стратегию дифференциации продукции, стратегию фокусирования. Каковы преимущества и
опасности этих стратегий?

II. Проведите сравнительный анализ продукции Вашего предприятия и его ближайших
конкурентов. Сделайте вывод об уровне конкурентоспособности продукции Вашего предприятия. На
каких конкурентных преимуществах она основана? Предложите пути повышения
конкурентоспособности. Каких конкурентных преимуществ для этого нужно достичь? Предложите
альтернативные конкурентные стратегии, выберите из них наиболее адекватную для Вашего
предприятия.










Литература

1. Азоев Г.Л. Конкуренция: Анализ, стратегия и практика. - М.: Центр экономики и
маркетинга, 1996.

2. Ефремов B.C. Стратегия бизнеса: Концепции и методы планирования: Учебное пособие. -
М.:Финпресс, 1998.

3. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления: Учебное пособие. - М., 1998.

4. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М;
Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999.

5. Портер М. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран / Пер. с англ,
под ред. В.Д. Щетинина. - М.: Международные отношения, 1993.

6. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. - М.: Тандем, 1996.





Тема 9. Зависимость стратегии от этапа жизненного цикла отрасли

1. Объясните сущность понятия «жизненный цикл отрасли». В чем его сходства и различия с
понятием «жизненный цикл товара»? Систематизируйте все возможные альтернативы поведения
фирм на разных этапах жизненного цикла отрасли: стратегии в зарождающихся, растущих, зрелых
отраслях, а также в отраслях, находящихся на этапе спада.

II. Проанализируйте отрасль, в которой работает выбранное Вами предприятие: на основании таких показателей, как темп роста спроса, число конкурентов, разнообразие продуктовой линии, интенсивность конкуренции, стабильность доли рынка, постоянство потребителей, высота «входных барьеров», уровень развития технологии сделайте вывод о том, на какой стадии жизненного цикла она находится. Какое стратегическое поведение наиболее адекватно в такой ситуации? Сформулируйте основные положения стратегии для исследуемого Вами предприятия.




Литература

\. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. - М.: Финансы и статистика, 1997.

2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия: Пер. с англ. - СПб.: ПИТЕР, 1999.

3. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2000.

4. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления: Учебное пособие. - М., 1998.

5. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М;
Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999.

6. Экономическая стратегия фирмы: Учебное пособие / Под ред. А.П. Градова. - СПб.:
Специальная литература, 1995.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: