Социальное развитие: понятие, сущность, основные формы

 

Исторический процесс представляет собой временную последовательность сменяющих друг друга событий, которые явились результатом деятельности многих поколений людей. В ходе исторического процесса изменяется как общество в целом, так и его отдельные составляющие: экономика, политика, социальная сфера, духовная жизнь.. Движение есть способ функционирования общественной системы, изменяющейся в пространстве и времени, форма ее эволюции.  Оно носит многовекторный характер, поскольку в каждой общественной системе одновременно происходят созидательные и разрушительные, поступательные и повторяющиеся процессы.

 Движение общества охватывает все общественные изменения, всякое взаимодействие структурных элементов и смену их состояний, включая противоречивый процесс развития. В движении проявляются такие характеристики общество как самовоспроизводство, самообновление, саморегуляция, т.е. способность системы к адаптации к изменяющимся условиям. Общество как динамичная система обладает таким свойством как развитие.

Развитие представляет собой закономерное, целостное, необратимое структурное изменение общественной системы, имеющее определенную направленность. Направленность развития общества может носить прогрессивный либо регрессивный характер. Прогресс – позитивная, восходящая, поступательная линия развития, для которой характерно движение от простого к сложному, от менее развитого к более развитому, от менее структурно дифференцированного к более дифференцированному. Регресс – негативная нисходящая линия развития, от высшего к низшему, от сложного к простому, возврат к уже отжившим структурам и отношениям.

Вопрос о критериях социального прогресса не имеет однозначного решения.  В истории философии разные мыслители выдвигали различные показатели прогрессивного развития общества. Для   А. Тюрго, М. Кондерсе -  это развитие человеческого разума, распространение просвещения. А. Сен- Симон – развитие общественной нравственности. Ш. Фурье – степень эмансипации женщины. Г. Гегель – степень развития свободы, осознания ценности человеческой личности. К.Маркс – развитие способа производства. О.Конт – развитие идей, типа мировоззрения. Д.Белл - развитие технологий.

Ряд философов отвергают саму идею общественного прогресса, рассматривая историю либо как циклический круговорот (Дж. Вико), либо как многолинейный и разнонаправленный процесс развития отдельных обществ (О.Шпенглер).

К.Поппер (1902 – 1994)высказывался против понятия «социальный прогресс», понимая под ним движение к какой-либо цели. Он считал его возможным только для отдельного человека, но ни для истории.  В работе «Открытое общество и его враги» (1945) Поппер выступал против концепции «историзма» как доктрины, «согласно которой история управляется особыми историческими или эволюционными законами и открытие их дает возможность пророчествовать о предопределенной человеку судьбе». Он утверждал, что «история не имеет смысла». Цели и смысл придают своим действиям сами люди. «Хотя история не имеет цели, мы можем навязать ей свои цели, и хотя история не имеет смысла, мы можем придать ей смысл… Именно мы привносим цель и смысл в природу и историю » [Открытое общество и его враги. В 2 т. Т. 2 М., 1992. С. 320].

К. Ясперс также полагал, что вера в то, что во власти человека направить развитие в сторону прогресса утопична. «Прогресс может быть в знании, в технике, в создании предпосылок новых человеческих возможностей, но не в субстанции человека, не в его природе».

Ф. Ницше (1844 – 1900) в своей оценке социального развития был еще более радикален: «Человечество не развивается в направлении лучшего, высшего, более сильного… «Прогресс» - просто современная, т.е. ложная идея…Поступательное развитие отнюдь не влечет за собой непременного возрастания, возвышения, умножения сил» [Так говорил Заратустра. М., 1990. С. 97]. Данная позиция широко представлена в современных иррациональных концепциях, в частности, в философии жизни, в философии воли, в экзистенционализме. Согласно им в развитии социума нет никакой логики, последовательности, заданных целей и направленности. Жизнь как отдельного человека,  так и социального целого – это стихия, жизненный поток, бессмысленный и алогичный. Поэтому нелепо искать в нем какие-то объективные законы, детерминанты, цели. «Всякое существо рождается без причины, продолжает себя по слабости и умирает случайно», - утверждал Ж. – П. Сартр. Историческое познание также невозможно посредством разума, как и познание мира.

Т.Парсонс (1902 – 1979) в своей концепции социального изменения исходит из того, что общество как система обладает устойчивостью, способностью к самовоспроизводству, проявляющихся в постоянстве и стабильности ее основных структурных элементов. Поэтому он рассматривает развитие общества скорее как отклонение от нормального положения общественный системы, чем ее естественное состояние. Способность общества к саморегуляции под воздействием внешних или внешних факторов осуществляется через «изменение равновесия» и «изменение структуры». В первом случае общественная система в целом, ее основные структурные элементы остаются неизменными и благодаря этому быстро восстанавливают утраченное равновесие. Во втором, давление на систему изнутри и извне становиться настолько сильным, что она оказывается неспособной восстановить утраченное равновесие. С целью сохранения целостности общества происходит трансформация его важнейших структурных элементов, т.е. модернизации подвергается вся подсистема в целом [ Social system and the evolution of action theory. N. Y., 1978].

Также дискуссионным в философии истории остается вопрос об источниках и движущих силах социального развития.

 Понятие «источник развития» отвечает на вопрос, почему происходят изменения в общественной жизни, в чем причина развития социума. Движущие силы развития общества – существенные, необходимые, длительно действующие причины, обеспечивающие функционирование и развитие общества.

 Условно можно выделить два основных подхода к решению данной проблемы. Согласно первому, источник развития общества находится вне его. С позиций географического детерминизма (Аристотель, Ш. Л. Монтескье, Л. Н. Мечников) это некая природная сила, совокупность естественных факторов.  Объективный идеализм и религиозная философия рассматривает в качестве источника и главной движущей силой развития общества некое трансцедентное начало: мировой разум (Г. Гегель), Бог (П. Тьяр де Шарден), София (В. С. Соловьев) и т.п. Второй подход утверждает, что источник социальных изменений находится внутри общественной системы. В качестве движущих сил развития общества могут выступать различные факторы: общественные противоречия, конфликты интересов; деятельность социальных субъектов, направленная на их разрешение; побудительные силы этой деятельности (потребности, мотивы, нужды и т.д.); иррациональные мотивы (инстинкты, страх, коллективное бессознательное и т.п.); идеальные побуждения (идеологии, убеждения, принципы, ценности).

В зависимости от того, какой фактор называется в качестве ведущего, определяющего принято различать философские концепции, опирающиеся на принципы: экономического детерминизма (К.Маркс и Ф.Энгельс), технологического детерминизма (Д.Белл, О. Тоффлер), политического детерминизма (Р.Дарендорф, Г. Зиммель),  культурного (М.Вебер, Т.Парсонс) и пр.

Не утратила своей актуальности и проблема субъектов исторического развития, под которыми принято понимать активных участников, творцов истории, носителей деятельности, которая приводит к социально значимым изменениям.

В качестве основных субъектов социального развития называют: человечество в целом (Н.Ф.Федоров); социальные группы (классы у К.Маркса, элиты у В.Парето, этносы у Л. Н. Гумилева, религиозные общности у М.Вебера и т.д.); выдающаяся личность (П.Я. Чаадаев).

Также активно обсуждаются в современной теоретической литературе проблема формы социального развития. Смена системного качества общества может происходить в двух основных видах: революции и реформы.

Революция (от  лат.revolutio  –вращение, поворот, переворот) качественный скачок в развитииобщества, глубокое и системное его изменение. Революция возникает в результате постепенного нарастания противоречий, накапливающихся в процессе эволюции общественной системы. Они могут носить кратковременный характер, а могут охватывать целую историческую эпоху. Социальные революции могут изменять как общество в целом, так и какой-то его элемент, отношение или подсистему. Тогда говорят о различных видах революции (политическая, экономическая,  сексуальная, научно-техническая и т. д.). Подробный анализ политической революции, ее предпосылок, понятия «революционная ситуация»  с марксистских позиций дан в работе В. И. Ленина (1870- 1924) «Государство и революция».

Сегодня принято различать два основных типа революции:

· конструктивная или «революция сверху», в ходе которой осуществляется модернизация общества согласно определенному плану, в результате возникает новая более совершенная общественная система;

· деструктивная или «революция снизу», как стихийный бунт против современности, как смута, результатом становиться слом или надлом старой общественной системы, ее крах.

Реформа (от лат. reformare – преобразовывать) – постепенное изменение общества в целом или его подсистем при сохранении основ экономической, политической, социальной и духовной жизни.  Цель реформы – модернизация существующей системы, ее стабилизация, приспособление традиционных социальных институтов и норм кК изменившимся условиям общественной жизни. Реформа это умеренный, внутрисистемный вариант разрешения общественных противоречий, путь нормального функционирования общества способ его эволюции.

 Судьба, успех, как революции, так и реформы, их эффективность определяются наличием ряда факторов объективного и субъективного характера,

 К объективным факторам можно отнести: СВОЕВРЕМЕННОСТЬ, ХАРАКТЕР ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ, УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ, РАЦИОНАЛЬНОСТЬ.

Субъективные факторы: НАЛИЧИЕ СИЛЬНОГО ЛИДЕРА, НАЛИЧИЕ ИДЕОЛОГИИ (ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ), СООТВЕТСТВИЕ ОЖИДАНИЯМ ЛЮДЕЙ, НАЛИЧИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ.

В наше время наблюдается подвижность границ между понятиями «революция» и «реформа». В теоретической литературе можно даже встретить такие сочетания как «революционная реформа» или «реформаторская революция».

       Таким образом, современный социум как особая форма бытия остается весьма разнообразным и противоречивым во всех отношениях: политическом, экономическом, социальном и культурном. Развитие мирового сообщества идет скачкообразно и носит разнородный характер. В нем одновременно происходят прогрессивные и регрессивные, созидательные и разрушительные, интеграционные и дезинтеграционные процессы. Все это, по мнению ряда исследователей, свидетельствует об общем кризисе современной земной цивилизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: