Исторический процесс представляет собой временную последовательность сменяющих друг друга событий, которые явились результатом деятельности многих поколений людей. В ходе исторического процесса изменяется как общество в целом, так и его отдельные составляющие: экономика, политика, социальная сфера, духовная жизнь.. Движение есть способ функционирования общественной системы, изменяющейся в пространстве и времени, форма ее эволюции. Оно носит многовекторный характер, поскольку в каждой общественной системе одновременно происходят созидательные и разрушительные, поступательные и повторяющиеся процессы.
Движение общества охватывает все общественные изменения, всякое взаимодействие структурных элементов и смену их состояний, включая противоречивый процесс развития. В движении проявляются такие характеристики общество как самовоспроизводство, самообновление, саморегуляция, т.е. способность системы к адаптации к изменяющимся условиям. Общество как динамичная система обладает таким свойством как развитие.
|
|
Развитие представляет собой закономерное, целостное, необратимое структурное изменение общественной системы, имеющее определенную направленность. Направленность развития общества может носить прогрессивный либо регрессивный характер. Прогресс – позитивная, восходящая, поступательная линия развития, для которой характерно движение от простого к сложному, от менее развитого к более развитому, от менее структурно дифференцированного к более дифференцированному. Регресс – негативная нисходящая линия развития, от высшего к низшему, от сложного к простому, возврат к уже отжившим структурам и отношениям.
Вопрос о критериях социального прогресса не имеет однозначного решения. В истории философии разные мыслители выдвигали различные показатели прогрессивного развития общества. Для А. Тюрго, М. Кондерсе - это развитие человеческого разума, распространение просвещения. А. Сен- Симон – развитие общественной нравственности. Ш. Фурье – степень эмансипации женщины. Г. Гегель – степень развития свободы, осознания ценности человеческой личности. К.Маркс – развитие способа производства. О.Конт – развитие идей, типа мировоззрения. Д.Белл - развитие технологий.
Ряд философов отвергают саму идею общественного прогресса, рассматривая историю либо как циклический круговорот (Дж. Вико), либо как многолинейный и разнонаправленный процесс развития отдельных обществ (О.Шпенглер).
К.Поппер (1902 – 1994)высказывался против понятия «социальный прогресс», понимая под ним движение к какой-либо цели. Он считал его возможным только для отдельного человека, но ни для истории. В работе «Открытое общество и его враги» (1945) Поппер выступал против концепции «историзма» как доктрины, «согласно которой история управляется особыми историческими или эволюционными законами и открытие их дает возможность пророчествовать о предопределенной человеку судьбе». Он утверждал, что «история не имеет смысла». Цели и смысл придают своим действиям сами люди. «Хотя история не имеет цели, мы можем навязать ей свои цели, и хотя история не имеет смысла, мы можем придать ей смысл… Именно мы привносим цель и смысл в природу и историю » [Открытое общество и его враги. В 2 т. Т. 2 М., 1992. С. 320].
|
|
К. Ясперс также полагал, что вера в то, что во власти человека направить развитие в сторону прогресса утопична. «Прогресс может быть в знании, в технике, в создании предпосылок новых человеческих возможностей, но не в субстанции человека, не в его природе».
Ф. Ницше (1844 – 1900) в своей оценке социального развития был еще более радикален: «Человечество не развивается в направлении лучшего, высшего, более сильного… «Прогресс» - просто современная, т.е. ложная идея…Поступательное развитие отнюдь не влечет за собой непременного возрастания, возвышения, умножения сил» [Так говорил Заратустра. М., 1990. С. 97]. Данная позиция широко представлена в современных иррациональных концепциях, в частности, в философии жизни, в философии воли, в экзистенционализме. Согласно им в развитии социума нет никакой логики, последовательности, заданных целей и направленности. Жизнь как отдельного человека, так и социального целого – это стихия, жизненный поток, бессмысленный и алогичный. Поэтому нелепо искать в нем какие-то объективные законы, детерминанты, цели. «Всякое существо рождается без причины, продолжает себя по слабости и умирает случайно», - утверждал Ж. – П. Сартр. Историческое познание также невозможно посредством разума, как и познание мира.
Т.Парсонс (1902 – 1979) в своей концепции социального изменения исходит из того, что общество как система обладает устойчивостью, способностью к самовоспроизводству, проявляющихся в постоянстве и стабильности ее основных структурных элементов. Поэтому он рассматривает развитие общества скорее как отклонение от нормального положения общественный системы, чем ее естественное состояние. Способность общества к саморегуляции под воздействием внешних или внешних факторов осуществляется через «изменение равновесия» и «изменение структуры». В первом случае общественная система в целом, ее основные структурные элементы остаются неизменными и благодаря этому быстро восстанавливают утраченное равновесие. Во втором, давление на систему изнутри и извне становиться настолько сильным, что она оказывается неспособной восстановить утраченное равновесие. С целью сохранения целостности общества происходит трансформация его важнейших структурных элементов, т.е. модернизации подвергается вся подсистема в целом [ Social system and the evolution of action theory. N. Y., 1978].
Также дискуссионным в философии истории остается вопрос об источниках и движущих силах социального развития.
Понятие «источник развития» отвечает на вопрос, почему происходят изменения в общественной жизни, в чем причина развития социума. Движущие силы развития общества – существенные, необходимые, длительно действующие причины, обеспечивающие функционирование и развитие общества.
Условно можно выделить два основных подхода к решению данной проблемы. Согласно первому, источник развития общества находится вне его. С позиций географического детерминизма (Аристотель, Ш. Л. Монтескье, Л. Н. Мечников) это некая природная сила, совокупность естественных факторов. Объективный идеализм и религиозная философия рассматривает в качестве источника и главной движущей силой развития общества некое трансцедентное начало: мировой разум (Г. Гегель), Бог (П. Тьяр де Шарден), София (В. С. Соловьев) и т.п. Второй подход утверждает, что источник социальных изменений находится внутри общественной системы. В качестве движущих сил развития общества могут выступать различные факторы: общественные противоречия, конфликты интересов; деятельность социальных субъектов, направленная на их разрешение; побудительные силы этой деятельности (потребности, мотивы, нужды и т.д.); иррациональные мотивы (инстинкты, страх, коллективное бессознательное и т.п.); идеальные побуждения (идеологии, убеждения, принципы, ценности).
|
|
В зависимости от того, какой фактор называется в качестве ведущего, определяющего принято различать философские концепции, опирающиеся на принципы: экономического детерминизма (К.Маркс и Ф.Энгельс), технологического детерминизма (Д.Белл, О. Тоффлер), политического детерминизма (Р.Дарендорф, Г. Зиммель), культурного (М.Вебер, Т.Парсонс) и пр.
Не утратила своей актуальности и проблема субъектов исторического развития, под которыми принято понимать активных участников, творцов истории, носителей деятельности, которая приводит к социально значимым изменениям.
В качестве основных субъектов социального развития называют: человечество в целом (Н.Ф.Федоров); социальные группы (классы у К.Маркса, элиты у В.Парето, этносы у Л. Н. Гумилева, религиозные общности у М.Вебера и т.д.); выдающаяся личность (П.Я. Чаадаев).
Также активно обсуждаются в современной теоретической литературе проблема формы социального развития. Смена системного качества общества может происходить в двух основных видах: революции и реформы.
Революция (от лат.revolutio –вращение, поворот, переворот) качественный скачок в развитииобщества, глубокое и системное его изменение. Революция возникает в результате постепенного нарастания противоречий, накапливающихся в процессе эволюции общественной системы. Они могут носить кратковременный характер, а могут охватывать целую историческую эпоху. Социальные революции могут изменять как общество в целом, так и какой-то его элемент, отношение или подсистему. Тогда говорят о различных видах революции (политическая, экономическая, сексуальная, научно-техническая и т. д.). Подробный анализ политической революции, ее предпосылок, понятия «революционная ситуация» с марксистских позиций дан в работе В. И. Ленина (1870- 1924) «Государство и революция».
|
|
Сегодня принято различать два основных типа революции:
· конструктивная или «революция сверху», в ходе которой осуществляется модернизация общества согласно определенному плану, в результате возникает новая более совершенная общественная система;
· деструктивная или «революция снизу», как стихийный бунт против современности, как смута, результатом становиться слом или надлом старой общественной системы, ее крах.
Реформа (от лат. reformare – преобразовывать) – постепенное изменение общества в целом или его подсистем при сохранении основ экономической, политической, социальной и духовной жизни. Цель реформы – модернизация существующей системы, ее стабилизация, приспособление традиционных социальных институтов и норм кК изменившимся условиям общественной жизни. Реформа это умеренный, внутрисистемный вариант разрешения общественных противоречий, путь нормального функционирования общества способ его эволюции.
Судьба, успех, как революции, так и реформы, их эффективность определяются наличием ряда факторов объективного и субъективного характера,
К объективным факторам можно отнести: СВОЕВРЕМЕННОСТЬ, ХАРАКТЕР ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ, УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ, РАЦИОНАЛЬНОСТЬ.
Субъективные факторы: НАЛИЧИЕ СИЛЬНОГО ЛИДЕРА, НАЛИЧИЕ ИДЕОЛОГИИ (ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ), СООТВЕТСТВИЕ ОЖИДАНИЯМ ЛЮДЕЙ, НАЛИЧИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ.
В наше время наблюдается подвижность границ между понятиями «революция» и «реформа». В теоретической литературе можно даже встретить такие сочетания как «революционная реформа» или «реформаторская революция».
Таким образом, современный социум как особая форма бытия остается весьма разнообразным и противоречивым во всех отношениях: политическом, экономическом, социальном и культурном. Развитие мирового сообщества идет скачкообразно и носит разнородный характер. В нем одновременно происходят прогрессивные и регрессивные, созидательные и разрушительные, интеграционные и дезинтеграционные процессы. Все это, по мнению ряда исследователей, свидетельствует об общем кризисе современной земной цивилизации.