ОТЧЁТ
О прохождении преддипломной практики
Студент Мурашова Галина Семёновна
Группа № 02404
Научный руководитель кандидат философских наук, доцент
Аверченко Любовь Кузьминична
Отчёт представлен на кафедру ________________ 2006г.
Защита отчета состоялась _____________________ 2006г.
Оценка за практику___________________________
ДНЕВНИК ПРАКТИКИ
Студент Мурашова Галина Семёновна
Начальник отдела по управлению персоналом Новосибирского электровозоремонтного завода - филиала ОАО «РЖД»
Группа№ 02404
СпециальностьГосударственное и муниципальное управление
Руководитель Васькина Татьяна Николаевна
Заместитель директора завода по управлению персоналом Новосибирского электровозоремонтного завода - филиала ОАО «РЖД»
Место практики Новосибирский электровозоремонтный завод - филиал ОАО «РЖД», г. Новосибирск, ул.Электровозная,2, а/я 12.
Сроки прохождения с 01 февраля 2006г. по 29 марта 2006г.
№№ | Дата | Описание работы |
1 | 01.02 - 02.02. | Знакомство с организацией |
2 | 03.02 - 12.02. | Изучение нормативно- правовых документов организации, структуры организации, основных задач и функций отдела управления персоналом |
3 | 13.02- 23.02. | Разработка методов исследования |
4 | 24.02.- 14.03 | Исследование текучести кадров на заводе |
5 | 15.03 - 20.03. | Анализ результатов исследования |
6 | 21.03 - 29.03. | Отчёт о преддипломной практике |
|
|
Студент Г.С.Мурашова
ОТЗЫВ
Опрохождении практики с 01 февраля 2006г по 29 марта 2006 года
на Новосибирском электровозоремонтном заводе - филиале ОАО «РЖД» студентом Мурашовой Галины Семеновны.
Мурашова Г.С. студентка группы №2404 специальности «Государственное и муниципальное управление» проходила преддипломную практику на Новосибирском электровозоремонтном заводе в отделе по управлению персоналом. Практика пройдена в соответствии и в полном объеме с «индивидуальным заданием на преддипломную практику». В ходе практики были изучены нормативно-правовые акты организации, структура организации, основные задачи и функции отдела управления персоналом. Рассмотрены и изучены способы сохранения профессиональных кадров руководителей, специалистов и рабочих путем оценки уровня квалификации и профессиональных знаний персонала, проведен анализ текучести кадров.
В работе Галина Семеновна показала отличное знание теории, грамотное и умелое применение их на практике.
Заместитель директора завода
по управлению персоналом Т.Н.Васькина
30.03.2006г
Содержание
Введение
1. Описание характеристики организации и методов исследования
Результаты исследования текучести кадров на Новосибирском электровозоремонтном заводе - филиале ОАО «РЖД»
|
|
Пути совершенствования проблемы текучести кадров на заводе
Заключение
Список литературы
Введение
Железнодорожный транспорт является стержнем экономических отношений между отраслями. Определяющим фактором, влияющим на экономический рост и эффективность производства, является наличие на предприятии человеческих ресурсов, способных профессионально решать поставленные производственные задачи.
Люди теперь рассматриваются не как кадры, а как «человеческие ресурсы» и их ценность как фактора успеха все время возрастает. В результате в крупных организациях постепенно стала складываться система управления человеческими ресурсами, заменяющая систему управления кадрами. Она призвана сыграть ключевую роль в обеспечении условий конкурентоспособности и долгосрочного развития организации на основе регулирования отношений между ней и работниками в рамках стратегии бизнеса.
Данная тема становится сегодня крайне актуальной в условиях дефицита профессионалов на очень динамичном рынке труда. Как показывают последние опросы, в России примерно две трети работающих людей время от времени задумываются о переходе в другие компании, хотя пойти на такой шаг готовы далеко не все. Из-за ухода специалистов и кадровой нестабильности предприятия несут немалые финансовые потери. Поэтому лояльность к своей компании становится сегодня таким же ключевым требованием к сотруднику, как и профессионализм.
Большинство компаний старается решить проблему текучести применением какой-либо единственной меры, например, повышения заработной платы «утекающим» специалистам, или предоставления им некоторых социальных льгот и компенсаций, без глубокого анализа причин сложившейся ситуации.
Задачи исследования:
1. подобрать инструментарий исследования;
2. выявить благоприятные и неблагоприятные показатели текучести кадров на Новосибирском электровозоремонтном завода - филиале ОАО «РЖД»;
3. определить уровень текучести через упорядоченную поэтапную деятельность;
4. рассчитать коэффициент текучести на основании сведений, полученных с помощью анкетирования работников;
5. наметить пути совершенствования проблемы текучести кадров на заводе.
Анализ документов и результаты наблюдения позволили сформулировать гипотезу: причиной текучести кадров являются проблемы мотивационного характера - низкий уровень заработной платы, отдаленность места жительства, жилищный вопрос, задержки выплаты заработной платы.
В отчете «Анализ и состояние текучести кадров на Новосибирском электровозоремонтном заводе - филиале ОАО «РЖД»» представлены результаты исследования текучести кадров с использованием конкретной статистической информации, различных аналитических методов (анализ документов, наблюдение, анкетирование), предложены пути совершенствования проблемы текучести кадров на заводе.
В заключении подводятся итоги проделанной работы, формулируются выводы и рекомендации.
Описание характеристики организации и методов исследования
Новосибирский электровозоремонтный завод - филиал ОАО «РЖД» прошел вместе со всей нашей Родиной 62 года - начиная с далекой уже Великой Отечественной. Бурный рост промышленности в период тридцатых годов в Новосибирской, Томской, Кемеровской областях и Алтайском крае вызвал увеличение перевозок грузов на Томской железной дороге. В связи с этим в Наркомате путей сообщения приняли решение о строительстве новых железнодорожных узлов, станций, а отдельные станции и разъезды - реконструировать.
Для увеличения перевозок потребовались локомотивы и вагоны. Для их ремонта необходима была и ремонтная база. Но война изменила все эти планы, и ремонтные мастерские были перепроектированы под паровозоремонтный завод.
|
|
Новосибирский электровозоремонтный завод был новостроящимся предприятием, он обосновался не с эвакуированных заводов, а строился в запланированном порядке Наркомате путей сообщения. Первым заработал в 1942 году механический цех, в феврале 1943 года кузнечный цех, в июле была проведена первая плавка бронзы. И, наконец, вышел в свет приказ Наркомата путей сообщения за подписью замнаркома, вице-генерал-директора путей сообщения I ранга Б.Н.Арутюнова, которым первая очередь строительства Новосибирского паровозоремонтного завода объявлялась зачисленной в число действующих предприятий с 1 января 1944 года.
Ряды рабочего класса пополняли собою подростки, в том числе из окрестных сельских районов. В 1943-1944гг. завод принял группу молодых специалистов из городского профессионально-технического училища. Возраст их был от 14 до 16 лет. Чтобы эти ребята могли работать на станках, молотах и другом оборудовании, им подставляли специальные скамейки. Общежития не было, помещение, отведенное для общежития, было совершенно непригодно для жилья, поэтому в нем почти не жили. А спали на котлах в паросиловом цехе, на формовочных землях в литейном цехе, на печах кузнечного цеха, т.е. там, где было тепло. И только в конце 1944 г. было закончено строительство бытовых помещений кузнечного цеха, паросилового цеха, которые приспособили под общежитие.
Несмотря на тяжелые условия труда и жизни, когда работали по 12-14 часов в сутки, без выходных дней, жили в голоде и холоде, задание Наркомата путей сообщения не только выполняли, но и перевыполняли, за что за IV квартал 1944 г. нашим мастерским впервые в истории присвоили классное место Наркоматом путей сообщения с вручением денежных премий.
Победу над фашисткой Германией наш коллектив встретил, как и все трудящиеся Советского Союза, с большой радостью и ликованием. Сколько было воспоминаний о пережитом, сколько слез было пролито, но оставшиеся в живых пришли к Празднику Победы с честью.
|
|
По заданию Министерства путей сообщения завод изготовлял мостовые опоры для восстановления мостов, вагонные детали для ремонта вагонов, путевые детали для ремонта и восстановления путевого хозяйства.
Но главная наша цель была - быстрей смонтировать цеха и приступить к ремонту паровозов, которые были так необходимы стране для перевозки народнохозяйственных грузов.
1949 год - наш знаменательный год: наконец-то поставили первый паровоз в ремонт и в первом полугодии отремонтировали его. Это паровоз серии «ФД» № 20-298. Обкатка, а затем отправка его были для всего завода настоящим праздником. В то время начальником завода был Алексей Тимофеевич Колчин, главным инженером Константин Васильевич Вощакин. Затем коллектив возглавил Б.Я.Сарнов, ставший здесь Героем Социалистического Труда. Он стоял у руля в течение двадцати лет. При Сарнове предприятие стало градообразующим и практически преобразило отдаленный Первомайский район Новосибирска. После Сарнова начальником стал С.С.Горбенко. Под его руководством Новосибирский электровозоремонтный завод прочно закрепил за собой репутацию предприятия с высокоразвитой инженерной мыслью и чуткостью ко всему новому в организации производства. При В.М.Климове в 1990-1998гг. заводу удалось выжить.
Коллектив устоял в водовороте перестроечных процессов, и в настоящее время по динамике финансово-экономических показателей заводу принадлежит ведущая роль в системе ОАО «РЖД».
В России всего 6 заводов, которые ремонтируют электровозы для магистральных путей сообщения. Один из них - Новосибирский.
Сегодня завод восстанавливает тяговый подвижной состав для Западно-Сибирской, Московской, Северной, Юго-Восточной, Куйбышевской, Горьковской, Северо-Кавказской, Октябрьской, Свердловской, Восточно-Сибирской, Забайкальской, Дальневосточной железных дорог. Ремонтирует электровозы трех серий: чешские ЧС-2,
ЧС-4 и отечественные ВЛ-60.Товарная продукция Новосибирского электровозоремонтного завода - филиала ОАО «РЖД» - не только электровозы как таковые. С «линии», то есть из депо, приходят в ремонт тяговые двигатели, колесные пары, вспомогательные машины. Кроме того, завод является ведущим в отрасли предприятием по производству вагонных тормозных колодок. Литейный цех выдает их десятками в месяц.
Коллектив завода получил Почетный диплом МПС РФ за наивысшие результаты в отраслевом соревновании за 2000 год. Постановлением Коллегии Министерства путей сообщения России и президиума ЦК профсоюзов отрасли коллектив завода был признан победителем отраслевого соревнования за 2001 год, неоднократно занимал классные места среди предприятий «Желдорреммаша».
По решению координационного комитета международной программы «Партнерство ради прогресса» в 2000 году завод награжден призом «Хрустальная Ника» - директору заводу присуждена золотая медаль и присвоено звание «Директор года». Почетная грамота Мэрии г. Новосибирска вручена заводу «За вклад в развитие машиностроительной отрасли».
Завод стал лауреатом награды «За успешное управление бизнесом в Сибири» с присвоением официального статуса «Надежный партнер» и вручением специального приза «Ника Сибири» в 2001,2002,2003 годах и вручением именных дипломов директору завода. Заводу вручен диплом Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Новосибирской области «Лучший налогоплательщик 2002 года».
Около 120 работников награждены орденами и медалями, 2 Героя Социалистического Труда, 2 заслуженных работника транспорта РСФСР, около 50 человек являются почетными железнодорожниками, 14 человек воевали в Афганистане - таков кадровый состав завода, его золотой запас.
Планы развития производства руководство завода связывает с модернизацией электровозов серии ВЛ-80 в односекционный грузопассажирский локомотив для Западно-Сибирской железной дороги. В электровозе внедрена практически новая электрическая схема, увеличен размер и по новому решен дизайн кабины машинистов. Специалисты завода создали практически новую машину ВЛ-40. Первые восемь опытных электровозов уже отданы в эксплуатацию. В ноябре 2003 года выпущен из ремонта 8000-й электровоз.
Основными задачами работы завода являются - увеличение объемов производства, удовлетворение потребности железных дорог в ремонте подвижного состава, изготовление запасных частей (ремонтных комплектов), наращивание темпов освоения нового вида ремонта электровоза ВЛ-40 и ЧС-4т, увеличение объемов выпуска продукции для других отраслей промышленности России.
Железнодорожный транспорт является стержнем экономических отношений между отраслями. Рынок потребовал изменения этих взаимоотношений по всей цепочке, в том числе и внутри самой железнодорожной отрасли. Первым встал вопрос о реформировании кадровой политики.
Кадровая политика является составной частью всей производственной политики. Управление кадрами в рамках предприятия осуществляется на основе концепции развития предприятия. Задачи проведения кадровой политики становятся во главу угла с началом реформы железнодорожного транспорта. Концепция реформы и поэтапная программа ее реализации учитывают, что решающим в осуществлении поставленных целей остается кадровый ресурс, сама возможность так организовать идущую уже работу, чтобы максимально использовать деловые качества людей, их компетенцию и квалификацию, трудовую мотивацию и социальный настрой во благо общим интересам.
Процесс реформирования сопряжен с многочисленными социально-психологическими, производственно-этическими проблемами, ибо он будет сопровождаться, с одной стороны, ростом экономических показателей и производительности труда работников, а с другой стороны - неизбежным сокращением численности персонала, расходов на социальную сферу. В этих условиях требования к кадрам не просто резко возрастают - меняется стратегия и тактика, приоритеты кадровой и социальной политики. На заводе разработана и реализуется комплексная программа работы с кадрами.
Основными направлениями комплексной кадровой программы являются:
- подбор и расстановка кадров подходящих, как по личным, так и по деловым качествам, и использование их согласно способностям и умению;
- формирование резерва кадров на замещение руководящих должностей;
- оплата труда преимущественно по конечному результату при поддержании соответствующего социального обеспечения;
- управление предприятием на основе взаимного доверия, уважения и сотрудничества между администрацией и работниками;
- обеспечение систематического обучения и повышения квалификации кадров;
- решение социальных задач;
- активизация деятельности по стабилизации трудового коллектива, повышения его трудовой и социальной активности.
Основными задачами службы управления персоналом являются:
- прогнозирование текущей и перспективной потребности в кадрах и источников ее обеспечения, заключение договоров с учебными заведениями на подготовку специалистов, разработка и реализация мер по стабилизации трудового коллектива;
- изучение профессиональных, деловых и личностных качеств работников, разработка рекомендаций по рациональному использованию кадров в соответствии с их способностями, профессиональным уровнем и потребностями производства;
- планирование и обеспечение непрерывной подготовки и переподготовки кадров с учетом потребностей производства;
- изучение причин текучести кадров в трудовом коллективе;
- использование всех форм материального и морального стимулирования работников в соответствии с их трудовым вкладом, изучение влияния этих стимулов на повышение трудовой и социальной активности работников и улучшение морально - психологического климата в коллективе завода;
- укрепление инженерно-технических должностей специалистами, имеющими базовое образование, проведение работы по замене практиков на квалифицированных специалистов, имеющих образование..
Работа с персоналом на заводе осуществляется отделом управления персоналом. Схема структуры управления отдела включает в себя:
- начальник отдела
- заместитель начальника отдела
- ведущий инженер по подготовке кадров
- пять специалистов по кадрам
- 2 инспектора по кадрам
- психолог.
Руководство осуществляется заместителем директора завода по управлению персоналом.
Качественный состав работников кадровой службы:
5 работников отдела кадров имеют высшее образование, 6 - среднее профессиональное образование, из них 3 обучаются в ВУЗах.
Средний возраст работников кадровой службы - 43 года.
Рис. 1. Функциональная структура службы персонала
Работа в отделе планируется и проводится в соответствии со Стандартом работы предприятий Дирекции «Желдорреммаш» по управлению персоналом, разработанной Программой работы с персоналом на Новосибирском электровозоремонтном заводе до 2010 года, приказом директора завода о распределении обязанностей между заместителем директора завода по управлению персоналом и работниками отдела управления персоналом, личными планами работ.
Деятельность кадровой службы осуществляется в тесном взаимодействии со всеми подразделениями завода, Советом ветеранов и профсоюзным комитетом завода.
Вся работа с кадрами направлена на закреплении профессиональных кадров на заводе, подготовку и повышение квалификации кадров, ужесточения контроля за нарушителями дисциплины, повышения качества выпускаемой продукции, улучшения социальной защищенности работников завода.
Кадровое планирование начинается с планирования потребностей в кадрах, их привлечения или увольнения, а также планированием использования и развития кадров.
При планировании потребности в кадрах выделяется минимальный набор информационных документов и перечень данных о рабочих местах и об имеющихся кадрах:
· штатное расписание;
· данные о рабочих местах (наименование рабочего места, его технические характеристики, необходимую подготовку и требования квалификации; профессиональное обучение, физические характеристики, количество рабочих мест, требующих замещения);
· данные о кадрах, включающие в себя общую характеристику постоянных работников, структуру кадров, показатели текучести кадров, потерь из-за простоев, болезней, продолжительность и режим рабочего времени, данные о зарплате, перечень услуг социального характера.
Состав кадров оказывают огромное влияние на эффективность работы всей организации. Поэтому необходимо проводить анализ влияния структуры и состава кадров на производительность и эффективные результаты деятельности организации.
Анализ состава кадров проводится с помощью основных приемов: сравнения и группировки, ценных подстановок, разниц. В отдельных случаях могут быть использованы методы экономико-математического моделирования (регрессионный анализ, корреляционный анализ).
Прием сравнения заключается в сопоставлении анализируемых показателей отчетного периода с их плановыми значениями (норматив, норма, лимит) и с показателями предшествующего периода. Для того чтобы результаты сравнения дали правильные выводы анализа, необходимо обеспечить однородность и однокачественность сравниваемых показателей. Сопоставимость аналитических показателей связано со сравнимостью календарных сроков, методов, оценки, условий работы и т. д.
Прием сводки и группировки заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы. Это дает возможность сделать необходимые сопоставления и выводы. Аналитические группировки позволяют в процессе анализа выявит взаимосвязь различных показателей и явлений; определить влияние наиболее существенных факторов и обнаружить те или иные закономерности и тенденции в развитии кадровых процессов.
Прием цепных подстановок применяется для расчетов величины отдельных факторов в общем комплексе их воздействия на уровень совокупных показателей по анализу кадровых показателей. Этот прием используется в тех случаях, когда связь между показателями и факторами влияния можно выразить математически в форме функциональной зависимости. Сущность приема ценных подстановок состоит в том, что, последовательно заменяя каждый отчетный показатель базисным, все остальные показатели при этом как неизменные. Расчеты начинаются с исходной базы, когда все факторы равны базовому показателю, поэтому общее число расчетов всегда на единицу больше количества определяющих факторов. Степень влияния каждого фактора устанавливается путем последовательного вычитания: из второго расчета вычитается первый; из третьего - второй и т. д.
Прием разниц состоит в том, что предварительно определяется абсолютная или относительная разница (отклонение от базисного показателя) по изучаемым факторам и совокупным показателям анализа состава и структуры кадров. Затем это отклонение (разница) умножается на абсолютное значение других взаимосвязанных факторов. При изучении влияния на совокупный показатель двух факторов (количественного и качественного) принято отклонение по количественному фактору умножать на базисный качественный показатель (фактор), а отклонение по качественному фактору - на отчетный количественный показатель (фактор).
Прием цепных подстановок и прием разниц являются разновидностью приема, получившего название «элиминирование». Элиминирование - логический прием, используемый при изучении функциональной связи, при котором последовательно выделяется влияние одного фактора и исключается влияние всех остальных.
В ходе анализа структуры состава кадров выделяют следующие показатели:
· число работающих по подразделениям предприятия;
· уровень образования ИТР предприятия и подразделений;
· соотношение персонала по категориям: ППП и непромышленный персонал;
· структура персонала по категориям: специалисты и служащие; технические специалисты и руководители;
· функциональное разделение труда (профессии, специальности) и т. д.
· квалификация персонала, образование;
· возраст персонала;
· соотношение мужчин и женщин на предприятии;
· среднесписочная численность, ее динамика;
· текучесть кадров;
· поступление и выбытие кадров;
· интенсивность оборота по приему кадров и т. д.
В рыночной экономике, предприятие должно обращать пристальное внимание на кадры, их состав и структуру, анализировать позитивные и негативные моменты работы с кадрами. Только при учете фактора трудовых ресурсов возможно обеспечить интенсивный рост эффективности деятельности предприятия.
В работе использованы следующие методы исследования:
1. Анализ кадрового состава организации, который предполагает периодическое и целенаправленное изучение работников по характеристикам пола, возраста, образования, квалификации, стажу работы и другим социально-демографическим признакам. Предусматривает: определение качественного и количественного состава персонала с высшим и средним специальным образованием; определение качественного уровня расстановки работников по должностям; определение степени рационального использования специалистов с высшим и средним специальным образованием и др.
2. Анализ документов (штатное расписание, личные карточки работников).
3. Анкетирование - применение анкет для исследования мотивов выбытия работников с предприятия.