Необходимость совершенствования системы денежного довольствия военнослужащих с целью повышения престижности военной службы и качества воинского труда

В результате либеральных реформ, проводимых в стране, социальный статус военнослужащих в России за последнее десятилетие не только не поднялся до уровня ведущих стран мира, но и существенно снизился. Вместе с тем понятно, что сильное государство обязано иметь армию, отвечающую современным требованиям и целям обороноспособности страны, безопасности ее граждан не только с точки зрения технического оснащения, но и с учетом человеческого потенциала армии.

Либеральный принцип социального обеспечения, положенный в основу федерального закона № 122, который в среде ветеранов и военнослужащих очень часто называют «Законом 122-го калибра», по сути затруднил решение многих социальных вопросов. Монетизация льгот [4, с. 3] не только не повысила материальное благосостояние офицеров, но и по некоторым показателям даже его усугубила.

Анализ нашего законодательства показывает, что его положения не соответствуют укреплению социального статуса военнослужащих как важнейшего условия обеспечения боеспособности и боеготовности войск. Законодательная база и документы, определяющие социальный статус российских и иностранных военнослужащих, принципиально различаются в обеспечении жизнедеятельности военных ведомств. А сюда входит социально-правовое положение, денежное довольствие и другие выплаты, жилищное обеспечение, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, пенсионное обеспечение, профессиональная подготовка и реабилитация.

Устаревшая нормативно-правовая база не стимулирует воинский труд на должном уровне. Если рассмотреть надбавку, денежное вознаграждение за классную квалификацию, на примере командира роты (14 т.р.), с воинским званием майор, успешно сдавшему испытания на присвоение высшей квалификации «мастер», ее размер составит лишь (375 руб.), что очень слабо влияет на стремление повышать или хотя бы подтверждать ее [27, с. 117].

По законодательству денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с должностью и воинским званием. Размеры окладов устанавливаются не ниже размеров должностных окладов за квалификационный разряд соответствующих категорий государственных служащих федеральных органов исполнительной власти [5, с. 5]. Правительство Российской Федерации вправе принимать решение о повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы отдельным категориям военнослужащих в зависимости от места проживания, прохождения военной службы - чтобы не снижать уровень материального обеспечения в связи с переводом натуральных льгот в денежную форму.

Сравнительный анализ показал, что денежное довольствие военнослужащих иностранных армий в разы превышает уровень доходов российских военнослужащих, имеет развитую систему льгот и дополнительных выплат за особые условия службы. Правительства этих стран проводят ежегодное повышение денежного довольствия в соответствии с уровнем инфляции за текущее время. В связи с нарастанием напряженности в мире и привлечением вооруженных сил зарубежных стран к ведению боевых действий, эти правительства вводят дополнительные денежные выплаты и компенсации для военнослужащих, находящихся в зоне боевых действий.

Одна из самых главных проблем в социальной сфере военнослужащих - это обеспечение их прав, прав их семей на жилище. Денежные выплаты за поднаем жилья не позволяют военнослужащему даже в отдаленных гарнизонах снять соответствующую его социальному статусу квартиру. Около 200 тысяч семей военнослужащих нуждаются в улучшении жилищных условий. В то же время даже при наличии свободных площадей инвесторам, жалеющим построить бесплатно жилье для военнослужащих, устраиваются бюрократические проволочки и отказы на выделение земельных участков[33].

Необходимо при проведении реформ рассмотреть практику содержания военных городков в так называемых медвежьих углах, где для развития и поддержания социальной инфраструктуры требуются огромные расходы, где семьи военнослужащих долгие годы оторваны от культурных и образовательных центров.

Есть ли возможность переходить на так называемый вахтовый метод несения службы, как это уже много лет практикуют зарубежные страны? Или все же обеспечить жилищем офицеров действительной службы? По действующему законодательству государство имеет обязательства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Российской Федерации за счет федерального бюджета. И из этих 24 категорий в подпрограммах указаны военнослужащие, увольняемые с военной службы и приравненные к ним лица, а также граждане, уволенные с военной службы и приравненные к ним лица.

С другой стороны, с 2005 года действует закон о накопительно-ипотечной системе обеспечения жильем военнослужащих. По мнению разработчиков этого закона, через три года сегодняшний лейтенант сможет приобрести квартиру под финансовую гарантию государства и спокойно служить в любой точке России, не опасаясь, что по увольнению из рядов Вооруженных сил он пополнит ряды бездомных офицеров.

В регионах уже принимаются меры для реализации ипотечной системы. Мэр Москвы, например, подписал 21 февраля 2006 года распоряжение Правительства Москвы о создании комиссии по рассмотрению вопросов проектирования и строительства жилых домов для военнослужащих Минобороны России. На наш взгляд эта инициатива должна быть поддержана и в других регионах.

Однако в прошлые годы программа выполнялась в объеме не более трех процентов в год, и на будущее прогнозы не утешительны. Надо принимать дополнительные меры по обеспечению строительства жилья инвестиционными ресурсами за пределами планируемого бюджета. Используя модели финансово-экономических взаимоотношений государства и бизнеса, имеющиеся научные разработки и современные правовые схемы, наше государство располагает стопроцентной возможностью привлечения и формирования инвестиционных ресурсов для решения этой проблемы. Было бы, как говорится, желание.

Что касается пенсионного обеспечения военнослужащих, то оно также несопоставимо с развитыми странами, ибо базовая составляющая денежного довольствия, как нам известно, мала. В зарубежных странах особого уважения заслуживают ветераны, участники боевых действий, которые освобождаются, например, от специальных налогов. Даже в законодательстве многих стран подчеркивается эмоциональный фактор: ветераны оплатили право на государственную поддержку своим участием в войне. Намечаются улучшения в пенсионном обеспечении военнослужащих с выходом федерального закона военнослужащих о повышении денежного довольствия. По проекту видно, что пенсии должны увеличиться в среднем в 2 раза. Изменился и порядок их расчета.

Семьям военнослужащих медицинские услуги в военных медицинских учреждениях согласно закону не предоставляются или предоставляются за плату. Происходит удорожание стоимости санаторно-курортного лечения. Таким образом, это приводит к невозможности лечения военнослужащих и членов их семей в ведомственных санаториях, домах отдыха и турбазах.

Учитывая нерешенность многих социальных вопросов военнослужащих и их семей, соответствующим министерствам и ведомствам следует использовать возможности национальных проектов и отдельной строкой записать решение проблем военнослужащих. Особое отношение государства к защитнику Отечества обусловлено тем, что человек в погонах, приняв присягу, живет в режиме постоянной готовности выполнять поставленные задачи с риском для жизни.

Человеческий фактор - один из ресурсных составляющих нашего государства. Многие предлагаемые и принимаемые решения зачастую несут за собой выгоду одного или нескольких человек. При этом никто не несет ответственности за наступившие последствия. Нет последовательной кадровой политики. Это приводит к тому, что в рядах Вооруженных сил появляется коррупция и там не всегда применяется дисциплинарная практика, предусмотренная законами и уставами. Нередко старший начальник может просто без объявления причин предложить подчиненному написать рапорт об увольнении. Сегодня лежат тысячи исков в судах, и в большинстве своем люди восстанавливаются на службе в прежних должностях, получают моральную и материальную компенсацию. Но чиновники, нарушившие государственную дисциплину, к сожалению, нередко остаются на своих должностях, хотя должны быть уволены по причине профессиональной непригодности, поскольку они нарушили государственную дисциплину.

Какова же мотивация самоотверженно и профессионально служить сегодня в Вооруженных силах? Деньги, квартиры, пенсия? Необходимо поднять интеллектуальный, нравственный, духовный уровень человеческого фактора в силовых структурах, поднять авторитет защитника Отечества, чтобы служба в глазах граждан нашей страны была уважаема и почетна.

В законодательстве Германии и Швейцарии граждане мужского пола, не прошедшие службу в национальных вооруженных силах по призыву, контракту или на офицерских должностях, не могут избираться в законодательные органы и не могут проходить государственную службу в исполнительных органах власти. Таким образом, одним из главных национальных проектов, одна из самых больших и важных наших национальных задач - это обеспечить социальную защищенность людей, обеспечивающих нашу национальную безопасность.

Вооруженные силы не могут стоять в стороне и должны включаться в выполнение задачи, поставленной Верховным Главнокомандующим. Чтобы эффективно противостоять современным вызовам и угрозам, нужна мобильная, компактная и высокопрофессиональная армия[26, с. 5-6]. Для этого необходимо совершенствование системы денежного довольствия.

Наиболее эффективным инструментом повышения престижности военной службы и качества воинского труда являются финансы, поскольку использование распределительной функции финансов способствует формированию соответствующих целевых фондов денежных средств, из которых осуществляется стимулирование: определение направления деятельности Вооруженных Сил (боевой подготовки, материально-технического обеспечения, хозяйственной деятельности войск и сил флота, удовлетворения потребностей личного состава); развитие и совершенствование соответствующих структурных элементов военной организации (видов Вооруженных Сил, родов войск, военных округов, объединений, соединений и воинских частей); укрепление финансовой дисциплины (путем возможного отзыва выделенных денежных средств и их аннулирования, приостановления финансирования и др.).

Использование финансового стимулирования позволяет усиливать материальную заинтересованность военнослужащих в достижении высоких показателей в боевой подготовке, воспитании личного состава и укреплении воинской дисциплины, обеспечении экономного и целесообразного использования государственных средств, выделяемых на нужды обороны. Стимулирование ценой может использоваться путем предоставления предприятиям, производящим для МО РФ товары и оказывающим ему услуги, определенных льгот (по аренде производственных площадей, оборудования и т.д.), в силу чего они обязываются поставлять МО РФ товары (услуги) по пониженным ценам. Финансовое стимулирование может осуществляться путем предоставления Банком России МО РФ, его унитарным предприятиям беспроцентных кредитов или кредитов по пониженным ставкам на развитие отдельных отраслей, направлений деятельности Вооруженных Сил. В стимулировании воинского труда ведущую роль играет система денежного довольствия военнослужащих, призванная обеспечить поддержание высокой боевой готовности воинских частей и экипажей кораблей, повышение боевого мастерства и профессиональной подготовки военнослужащих, стимулирование длительной и безупречной службы в Вооруженных Силах и службы в особых условиях, сохранность и надежную эксплуатацию вооружения и военной техники и др.

Вопрос о совершенствовании системы денежного довольствия в настоящее время стоит весьма остро. При этом, по словам Министра обороны РФ А.Сердюкова "Система денежного довольствия военнослужащих по контракту и процессе его начисления должны стать максимально прозрачными, понятными всем военнослужащим, каждый из которых должен понимать - за что он получает деньги" [25].

По нашему мнению, реформирование системы денежного довольствия военнослужащих по контракту должно проводиться по следующим направлениям:

1.  Реформирование окладов денежного содержания, их повышение, приведение базовой ставки тарифного разряда по первичным офицерским должностям к среднеотраслевой заработной плате, дифференциация ставок между тарифными разрядами не менее 20 - 30%, повышение на этой основе уровня денежного довольствия военнослужащих.

2. Индексация денежного довольствия по уровню инфляции.

.   Сокращение действующих видов выплат путем их объединения, для выплат имеющих единую типовую основу или требования, либо их отмена с включением в оклады денежного содержания.

4. Устранение неадекватности в оплате воинского труда при разных уровнях образования, квалификации, сложности и напряженности воинского труда.

5. Совершенствование структуры денежного довольствия военнослужащих путем изменения (уменьшения) доли на дополнительные выплаты и выплаты единовременного характера.

6. Введение механизмов стимулирования воинского труда, продолжительности службы, повышение ее престижности, добросовестного исполнения должностных обязанностей, пересмотр размеров выплат, расширения круга лиц, имеющих право на выплату единовременного пособия при заключении контракта.

7.  Изменения в нормативной правовой базе по начислению и выплате денежного довольствия военнослужащих, преодоление ее множественности, противоречивости отдельных статей с ранее изданными.

8. Разработка механизмов реализации законоположений, закрепленных в нормативно-правовых актах (накопительно-иппотечная система жилищного обеспечения военнослужащих), отсутствие (несовершенство) механизма денежных компенсаций взамен отменяемых или приостанавливаемых льгот.

.   Разработка (уточнение) правил выплаты денежного довольствия, методик расчета в целях их унификации. Разрешение противоречий существующей системы удовлетворения социально-экономических потребностей военнослужащих, по нашему глубокому убеждению, кроется не только и не столько в самой действующей системе, которая неминуемо должна быть реформирована при переходе к новому принципу комплектования, но нельзя забывать о проблеме формирования среднего класса, с которой, несомненно, связаны перспективы создания эффективной системы социально-экономического обеспечения профессиональных военнослужащих [24, с. 47].

.   Ликвидация «ненужных» надбавок и дополнительных выплат путем введения их размера в оклады денежного содержания (единовременное денежное поощрение, надбавка за командование, денежная компенсация на санаторно-курортное лечение и другие)

К основным признакам принадлежности к среднему классу относятся: уровень денежных доходов, владение движимым и недвижимым имуществом, социальный и профессионально-квалификационный статус, уровень образования. Если исходить из размера дохода и социального статуса в обществе, то к среднему классу в СССР можно было причислить, во-первых, представителей высшей интеллигенции (политических деятелей, высших работников государственного аппарата, деятелей прессы, адвокатов, ученых, писателей, дипломатов, актеров и др.); во-вторых, представителей технической интеллигенции, причастной к наиболее престижным отраслям народного хозяйства; в-третьих, представителей гуманитарной интеллигенции и квалифицированных рабочих.

Следствием же перестроечных процессов явился на макроуровне распад Советского Союза, сопровождавшийся разрывом производственных связей и катастрофическим падением валового внутреннего продукта в постсоветских государствах; на микроуровне - это выразилось в понижении статуса представителей советского среднего класса в сторону «низкого» и «средненищего». В наибольшей мере процесс обнищания коснулся работников умственного труда высшей квалификации, которые стали обозначаться выразительным понятием «бюджетники». В состав бюджетников нынче входят не только высококвалифицированные, но и все другие работники таких сфер, как образование, культура, здравоохранение и др., без их подразделения по уровню квалификации.

Офицерский корпус ВС СССР, исходя из рассмотренных критериев, в полной мере по всем показателям вписывался в категорию среднего класса, причем по имущественным критериям, критерию самоидентификации и социального статуса старший офицерский состав (не говоря о высшем) с уверенностью можно относить к верхней его части. При этом, выполняемые функции старших офицеров заключались в управлении достаточно крупными ресурсами, выделяемые государством для обороны страны, что фактически уравнивало их статус с управленцами самого высокого уровня других отраслей и сфер деятельности.

Строго говоря, мировая практика не только подтверждает такое положение профессиональных военных, но и подчеркивает тенденции продвижения их вверх по уровням среднего класса, причем значительный скачок в этом процессе в США, Франции, Германии связан с профессионализацией армии, переходом к комплектованию вооруженных сил на добровольной основе. Отсюда высокая конкурентоспособность данной профессии, позволяющая комплектовать высококвалифицированный кадровый потенциал.

Рыночные реформы в постперестроечной России отбросили «псевдосредний класс» далеко назад не только по уровню доходов и имущественным критериям, но и по социальному статусу в обществе, и еще больше, по морально-психологической самоидентификации. Наиболее болезненно это сказалось на офицерском составе Вооруженных Сил Российской Федерации. Не имея других источников доходов, возможности поменять род, сферу, отрасль деятельности, офицеры оказались беззащитными в условиях надвигающегося рынка. А поскольку офицерский корпус - основа любой армии, его деградация и распад означают фактический распад военной организации государства.

Сейчас уже можно констатировать, что Вооруженные Силы Российской Федерации выстояли в условиях реформирования, не растеряв основ своего боевого потенциала. Выстоял и офицерский корпус, хотя «потери» оказались достаточно серьезными. Таким образом, фактически основная масса офицерского состава в настоящее время по уровню доходов, имущественным критериям не может быть отнесена к среднему классу. Лишь старший офицерский состав, причем далеко не весь, находится в его нижних пределах. Следует заметить, что даже с учетом паритета покупательной способности оклады денежного содержания младшего офицерского состава в развитых странах вписываются в нижние границы среднего класса. В связи с этим обоснована позиция Министерства обороны, которое считает необходимым продолжить работу по поиску путей повышения денежного довольствия с таким расчетом, чтобы в ближайшие 3-4 года дополнительно и существенно повысить уровень денежного довольствия военнослужащих. К 2012 году уровень денежного довольствия в абсолютном исчислении должен вырасти к уровню января 2011 г. не менее чем в 3 раза.

При выходе на указанные параметры денежное довольствие офицерского состава должно составлять на примере командира взвода около 50000 руб., командира роты - 80000 руб. и так далее, создано уже несколько проектов федерального закона по этому вопросу. Реализация подобной программы могла бы не только поднять офицерский состав до уровня среднего класса, но заметно укрепить последний, позволить ему реально осуществлять экономические, социальные, политические и культурно-воспитательные функции в социальном государстве.

Такая программа, естественно, требует определенную корректировку, причем концептуального характера, всей системы обеспечения социально-экономических потребностей военнослужащих, но основа ее должна опираться на новую систему денежного довольствия военнослужащих.

Таким образом, необходимость совершенствования системы денежного довольствия определяется комплексом различных направлений и факторов, в том числе созданием современной и прогрессивной системы, позволяющей преодолевать недостатки в реализации принципов и методов стимулирования учитываемых одновременно реформирование различных сфер жизни общества и максимального обеспечения национальной безопасности.

Для решения отмеченных проблем в системе денежного довольствия выделим несколько направлений их решения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: