Анализ нормативно-правовых актов, направленных на повышение престижности военной службы и качество воинского труда

 

Укрепляя свои Вооруженные Силы наша страна никому не угрожает и заботится лишь о надежности своей обороны. Эффективность российского оборонного строительства должна отныне обеспечиваться преимущественно качественными параметрами как в отношении техники и вооружения, так и личного состава.

Принцип личной материальной заинтересованности в сочетании с моральными стимулами является основной формой активного привлечения широких масс населения к труду. Труд военнослужащих является необходимым и почетным. Он требует от воинов колоссального напряжения, больших физических затрат и связан с риском для жизни и здоровья.

Удовлетворение материальных и культурных потребностей военнослужащих осуществляется как посредством косвенного стимулирования - предоставления им отдельных натуральных видов довольствия (продовольственное, вещевое, квартирно-эксплуатационное и т.д.), так и прямого стимулирования - выплатой им денежного довольствия.

Наибольшую положительную мотивацию военнослужащих, проходящих службу по контракту, имеет денежное довольствие как основной элемент в системе экономического стимулирования воинского труда, обеспечивающее военнослужащему и членам его семьи условия жизни и быта в соответствии с их социальным статусом.

Система денежного довольствия представляет собой совокупность организационных принципов, видов, норм и правил выплаты денежного содержания военнослужащим и членам их семей в различных случаях служебного положения (приложение 6).

Экономическим источником денежного довольствия является национальный доход, создаваемый трудом работников сферы материального производства. Виды и нормы денежного довольствия устанавливаются исходя из экономических и финансовых возможностей страны, а так же особенностей воинского труда и характера службы военнослужащего.

Следовательно, денежное довольствие военнослужащих - это доля национального дохода, которую в денежной форме получают военнослужащие для удовлетворения своих материальных и культурных потребностей в соответствии с количеством и качеством труда, с учетом особенностей военной службы и порядка ее прохождения различными категориями военнослужащих.

Задачей нормативно-правовых актов, регулирующих систему денежного довольствия, является установление норм права, регулирующих распределение средств, полученных из федерального бюджета для оплаты труда военнослужащих в соответствии с качеством их труда, с учетом особых условий службы и прохождения ее различными категориями военнослужащих.

Под правовым регулированием денежного довольствия понимается деятельность государственных органов и органов военного управления по установлению и применению норм права, направленных на более полное использование в Вооруженных Силах РФ принципов оплаты за количество и качество воинского труда и материального стимулирования военнослужащих. Оно характеризуется наличием правовых норм в области денежного довольствия, а также сводом прав и обязанностей органов военного управления по применению этих норм.

В современных условиях правовое регулирование денежного довольствия военнослужащих осуществляется двумя методами [18, с. 351]:

метод государственного нормирования денежного довольствия военнослужащих (основной);

смешанный метод.

Смысл смешанного метода заключается в том, что оклады по тарифным разрядам, оклады по воинским званиям, виды и материальные нормы вознаграждений, надбавок, премий военнослужащим устанавливаются в результате государственного нормирования, а конкретные размеры окладов по воинским должностям, показатели и порядок выплаты (или лишения) вознаграждения, надбавок, премий определяются непосредственно командирами (начальниками) воинских частей, кораблей, организаций и учреждений. Использование этого метода в процессе правового регулирования денежного довольствия позволяет полнее увязать размер некоторых выплат, причитающихся военнослужащему, с результатами его труда, состоянием воинской дисциплины, спецификой военной службы, личным вкладом в повышение боевой готовности подразделения, воинской части, корабля, другого воинского формирования.

В настоящее время основу нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы денежного довольствия, составляют: Конституция (основной закон) Российской Федерации [1], Законы РФ «Об обороне» и «О государственной тайне», Федеральные законы «О воинской обязанности и военной службе» [2] и «О статусе военнослужащих» [3]. Структура нормативно - правовых актов приведена в приложении 7.

Этими законами определены порядок комплектования Вооруженных Сил, прохождения военной службы различными категориями военнослужащих, а также права военнослужащих на различные виды обеспечения, в том числе денежное довольствие.

Наряду с указанными законами в правовом регулировании денежного довольствия широко используются подзаконные акты. К ним следует отнести постановления Правительства РФ и Указы Президента России по вопросам денежного довольствия военнослужащих: Положение о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента РФ от 16 сентября 1999г. № 1237, объявлено приказом Министра обороны РФ 1999г. № 500), Постановление Правительства 2000 года № 524 «Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей», Постановление Правительства 2006 года №333 «О военных сборах и некоторых вопросов обеспечения исполнения воинской обязанности».

Эти нормативные акты издаются с целью реализации принятых законов по вопросам комплектования Вооруженных Сил, установления норм денежного довольствия, а также определяют общие важнейшие условия оплаты труда военнослужащих, схемы окладов по типовым должностям военнослужащих, оклады по воинским званиям, виды и нормы месячных и иных надбавок, дополнительные денежные выплаты, общие условия их выплаты.

В процессе правового регулирования денежного довольствия используются и ведомственные нормативно-правовые акты: положения, инструкции, наставления, руководства, вводимые приказами и директивами Министра обороны РФ; отдельные положения, объявляемые приказами и директивами Главнокомандующих видами Вооруженных Сил РФ; указания и разъяснения, даваемые довольствующими финансовыми органами.

Основное назначение этих правовых актов состоит в конкретизации и уточнении общих положений по вопросам денежного довольствия с учетом особых условий прохождения военной службы в различных видах Вооруженных Сил, отдаленных и с тяжелыми климатическими условиям местностях, практики применения действующего законодательства в войсках, регулирующего выплату денежного довольствия.

Рассмотрим действующую нормативно-правовую базу денежного довольствия направленную на повышение престижности военной службы и качества воинского труда на примере ряда выплат, таких как [27, с. 72-75, с. 102-103, с. 56]:

премия за образцовое выполнение воинского долга;

единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение обязанностей военной службы;

ежемесячная надбавка за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями.

Премия за образцовое выполнение воинского долга введена Приказом Министерства Обороны 1995 года №020 «Об усилении материального положения военнослужащих». В настоящее время выплата производится на основании Приказа Министерства Обороны 2006 года №200 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих ВС РФ». Она выплачивается военнослужащим по контракту на основании приказа командира воинской части в следующих размерах:

а) Военнослужащим по контракту - до трех окладов денежного содержания в год.

б) Курсантам и слушателям военно-образовательного учреждения профессионального образования, заключившим контракт о прохождении военной службы до зачисления на обучение, в зависимости от результатов прошедшей экзаменационной сессии или вступительных экзаменов:

имеющих только отличные оценки - три оклада денежного содержания в год;

имеющих хорошие и отличные оценки - двух окладов денежного содержания в год;

имеющих удовлетворительные оценки - одного оклада денежного содержания в год.

в) Курсантам и не имеющим воинского звания офицера слушателям военно-образовательного учреждения профессионального образовании, заключившим контракт о прохождении военной службы в период обучения, в зависимости от результатов прошедшей экзаменационной сессии:

имеющих только отличные оценки - одного оклада денежного содержания;

имеющих только хорошие и отличные оценки - 50% оклада денежного содержания в год.

Выплата премии в размере одной четвертой установленных годовых норм производится ежеквартально одновременно с выплатой денежного довольствия в месяц, следующий за истекшим кварталом. При исчислении премии в расчет принимаются размеры окладов денежного содержания, получаемых на первое число месяца выплаты, следующего за истекшим кварталом, а за четвертый квартал - на первое декабря календарного года.

Военнослужащим, прослужившим неполный календарный квартал в связи с увольнением с военной службы, поступлением на военную службу по контракту или освобождение от занимаемых должностей, исчисления производятся - со дня вступления военнослужащего в исполнение по воинской должности и по день освобождения путем деления суммы на количество дней в квартале и умножением на фактические календарные дни исполнения воинской должности в соответствующем квартале. В этом случае оклады денежного содержания берутся на день издания приказа.

Командир воинской части имеет право уменьшить размер премии, взыскать полностью сумму премии за упущение по службе, нарушение воинской дисциплины. При этом в приказе соответствующего командира указываются конкретные причины уменьшения (лишения) данной выплаты.

Но следует отметить ряд негативных факторов в премировании военнослужащих:

1. Выплата согласно нормативному документу осуществляется ежеквартально, хотя в федеральных органах исполнительной власти, где предусмотрена военная служба, она начисляется и выплачивается ежемесячно.

2. В случае лишения военнослужащего премии, из-за отсутствия общего годового фонда данной выплаты, невозможно премирование отдельных военнослужащих в большем размере, что могло бы стимулировать качество воинского труда.

Такая выплата, как единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение обязанностей военной службы, была введена Приказом МО 1993 года №025 (О порядке выплаты единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение должностных обязанностей).

Она выплачивается военнослужащим, проходящим военную службу по контракту по итогам календарного года в размере трех окладов денежного содержания, в течение первого квартала года, следующего за истекшим календарным годом. Размер исчисляется исходя из размера окладов денежного содержания, установленных на 1 декабря календарного года, за который производится выплата вознаграждения, а военнослужащим уволенным в течение года - исходя из размеров оклада денежного содержания, установленных им на день увольнения.

Военнослужащие, прослужившие неполный календарный год, вознаграждение выплачивается пропорционально прослуженному времени в размере 1/12 трехмесячного оклада денежного содержания за каждый полный календарный месяц службы. Неполные календарные месяцы службы в расчет не принимаются.

Выплата производится на основании приказа командира воинской части. В нем указывается кому и в какой сумме выплачивается вознаграждение с указанием причин установления того или иного размера.

Но существует ряд противоречий в нормативных документах при осуществлении данной выплаты. Так согласно Приказа МО 2006 года №200 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих ВС РФ» командир воинской части имеет право:

. Уменьшать военнослужащему размер вознаграждения или лишать вознаграждения полностью за упущение по службе, нарушения воинской дисциплины.

. Выплачивать в текущем календарном году военнослужащим, добившихся в этом году наиболее высоких показателей в боевой подготовке, дополнительное денежное вознаграждение в размере до 50% от установленного размера в пределах общего годового фонда единовременного денежного вознаграждения.

Но согласно Федерального Закона 1998 года №76 «О статусе военнослужащих» утвержденного Приказом МО 1998 года №300 единовременное денежное вознаграждение выплачивается в размере, установленном Правительством РФ, но не менее трех окладов денежного содержания [3, с. 8].

Ежемесячная надбавка за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями была введена Приказом МО 2002 года №33 «Об усилении материального положения некоторых категорий военнослужащих». Порядок начисления и размеры регламентируются Приказом МО 2006 года №200 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих ВС РФ».

Она выплачивается в зависимости от установленного в штате по занимаемой воинской должности штатного воинского звания и численности личного состава находящегося в подчинении. Перечень воинских должностей утверждается начальником Генерального Штаба и доводится Министерством Обороны до воинских частей.

Основание для выплаты является приказ командира воинской части (для командира воинской части - приказ вышестоящего командира, начальника). При назначении военнослужащих на воинские должности, по которым установлена выплата надбавки, она выплачивается со дня вступления военнослужащих в исполнение обязанностей по воинской должности и по день освобождения от их исполнения включительно.

Данные размеры выплата с момента ее введения и по настоящее время не индексировались, тем самым потеряв свое материальное назначение. Так если рассмотреть темпы инфляции с 2003 года и взять размер максимальной надбавки на примере должности командира роты, со штатным воинским званием капитан, то можно увидеть, что размер этой надбавки несущественен (приложение 8).

Приказ Министра Обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» также направлен на повышении престижности военной службы и качества воинского труда. Реализация его должна позволить материально заинтересовать офицеров в повышении своего профессионального мастерства, качества боевой подготовки, несения боевого дежурства и увеличить уровень оплаты труда лучших военнослужащих. Но его воплощение в реальность ставит перед собой ряд проблем, с которыми постоянно сталкиваются при начислении денежных сумм [28, с. 17] [29, 30, 31].

Для анализа данных проблем необходимо рассмотреть действие данного нормативно-правового акта, изображенного в приложении 9.

Министерство обороны Российской Федерации заключило договор со Сбербанком Российской Федерации на основании проведенного тендера.

1. Годовые средства федерального бюджета в объеме, предусмотренном Федеральным Законом «О Федеральном бюджете на … год» на выплату денежных средств согласно приказа МО РФ 2010 года № 1010 перечисляются Сберегательному банку Российской Федерации, минуя Министерство обороны Российской Федерации.

2. Согласно инструкции к приказу МО РФ 2010 года № 1010 в воинской части определяются лучшие офицеры.

.   Списки лучших офицеров в виде проекта приказа МО РФ отправляются в управление боевой подготовки округа для составления сводного проекта приказа МО РФ.

.   Лучшему офицеру ставится задача на открытие сберегательной книжки Сберегательного банка РФ и сообщение ее реквизитов в финансовую службу воинской части.

5. Управлением боевой подготовки военного округа отправляется сводный проект приказа МО РФ в управление боевой подготовки МО РФ на награждение лучших офицеров округа.

6. Издание секретного приказа МО РФ на награждение офицеров и доведение его выписки до управления боевой подготовки округа.

7. Управление боевой подготовки округа доводит полученные выписки до финансово-экономического управления округа и подчиненных воинских частей.

.   Финансовая служба воинской части доводит до финансово-экономического управления военного округа полные реквизиты офицеров, представленных к награждению, с указанием данных сберегательной книжки.

.   Финансово-экономическое управление военного округа производит обобщение данных с составлением сводного реестра по форме, установленным Сберегательным банком Российской Федерации на бумажном и электронном носителе.

.   Департамент социальных гарантий службы экономики и финансов Министерства обороны Российской Федерации производит проверку реестров и составляет сводный реестр за Министерство обороны.

.   Департамент социальных гарантий службы экономики и финансов Министерства обороны Российской Федерации направляет сводный реестр на бумажном и электронном носителе за Министерство обороны в Сберегательный банк Российской Федерации.

.   Сберегательный банк Российской Федерации на основании полученного реестра производит перечисление денежных средств на сберегательную книжку конкретного офицера.

К проблемам с которыми столкнулись при реализации, в первую очередь, можно отнести следующие:

)              Громоздкость. При наличии ошибок в реестре округа, он возвращается в финансово-экономическое управление округа на переделывание, что вызывает задержки в перечислении денежных средств награжденным офицерам.

2)            Не задокументирован вопрос об удержании и перечислении налога на доходы физических лиц с получаемых денежных средств (положено перечислять в местные бюджеты) [28, с. 12].

Федеральный Закон от 13 декабря 2010 года № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» определил расходы Российской Федерации на национальную оборону в 2011 году и на период 2012 и 2013 годов. Поддержание высокой боевой готовности Вооруженных Сил Российской федерации, их техническое переоснащение, обеспечение новым современным вооружением и военной техникой, создание профессиональной, мобильной армии вошли в число приоритетов бюджетных расходов. Общие объемы ассигнований Министерству обороны РФ на 2011 год предусмотрены в размере 1.517,1 млрд.руб., на 2012-й - 1.655,7 млрд.руб., на 2013 год - 2.098,6 млрд.руб. [34].

Ассигнования на выплату денежного довольствия военнослужащим на 2011-2013 годы предусмотрены в следующих объемах:

на 2011 год - 313.8млрд. руб.

на 2012 год - 760,3млрд. руб.

на 2013 год - 871,8млрд. руб.

В том числе, согласно принятым решениям на поощрение офицеров, добившихся лучших результатов служебной деятельности, будут направляться ассигнования:

в 2011 году - 42 млрд. руб.

в 2012 году - 50 млрд. руб.

в 2013 году - 58 млрд. руб.

Если данную выплату заменить путем прибавки денежных средств к окладу по воинской должности военнослужащим по контракту или установить дополнительные выплаты каждому военнослужащему, а также отдельно офицерскому составу, то она повлечет за собой увеличение не только денежного довольствия, но и размера пенсии, что немаловажно для повышения престижности военной службы и качества воинского труда.

Таким образом система денежного довольствия базируется на сложившейся нормативно-правовой базе, которая в целом отвечает предъявляемым требованиям и способствует развитию названной системы. Вместе с тем к базовым недостаткам действующей нормативно-правовой базы следует отнести ее сложность и многообразие, что в значительной степени усложняет процесс начисления денежного довольствия военнослужащим и является одной из причин, не прекращающихся финансовых нарушений по денежному довольствию. А также соответствующий размер пенсии, который не учитывает надбавки и берет в расчет только оклады денежного содержания и процентную надбавку за выслугу лет.

Подтверждением данного вывода является сумма переплат и неположенных выплат денежного довольствия, которая, только в Московском военном округе в 2010 году составила 4390,3 тыс.руб., и мизерный размер пенсии военнослужащих.

Данные факты необходимо учитывать при развитии системы денежного довольствия путем совершенствования и оптимизации нормативно-правовой базы, необходимой для повышения уровня материального обеспечения военнослужащих и членов их семей.

Перед тем как перейти к совершенствованию современной системы денежного довольствия военнослужащих необходимо рассмотреть и понять, что основой материального стимулирования воинского труда является именно денежное довольствие.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: