Исторический опыт стимулирования воинского труда

Российские Вооруженные Силы прошли сложный путь. Они, как и страна в целом, находились в процессе активного реформирования, связанном с коренным изменением геополитических условий в мире и становлением обновленной российской государственности. Фактически Российские Вооруженные Силы находились в центре процессов формирования новой программы национальной безопасности Российской Федерации.

На примере двух временных промежутков дореволюционной России, характеризующийся частыми войнами, и периода после Великой Отечественной войны - перехода с военного на мирное положение, проанализируем опыт стимулирования воинского труда.

Если рассмотреть период дореволюционной России, то с самого начала создания регулярной армии ее финансовому обеспечению, стимулированию военной службы придавалось исключительно особое значение, хотя в XVIII веке далеко не все материальные затраты на армию находили выражение в деньгах.

В России, особенно в первой половине века, господствовало преимущественно натуральное хозяйство, а потому обеспечение потребностей в вооруженных силах осуществлялось различными способами. Часть предметов довольствия и некоторые услуги предоставлялись армии непосредственно самим населением. Воинским частям, например, в некоторых случаях передавались без оплаты продукты питания, средства транспорта, тягловая сила; военнослужащие размещались на постой в крестьянских семьях с предоставлением им пищи и некоторых услуг. Местные органы исполняли земские повинности в виде обеспечения воинских частей помещениями. Такой способ снабжения армии обусловливался недостаточной степенью развития товарно-денежных отношений в стране, организацией боевой подготовки войск и их бытового устройства.

В XVIII веке широко применялся еще один способ «безденежного» обеспечения потребности армии - это использование русскими войсками материальных ресурсов тех стран, на территории которых в ходе войны они оказывались. Снабжение войск в определенной мере осуществлялось согласно древнему принципу: «война кормит войну» [15, с.10].

Наряду с натуральными способами удовлетворения некоторых потребностей вооруженных сил, большая их часть всегда покрывалась путем расходования денежных средств. Они нужны были прежде всего на выплату жалования военнослужащим, объем которого составлял значительный удельный вес во всех военных расходах. Полнота и своевременность отпуска войскам денег на жалование серьезно сказывались на состояние морального духа и боеспособности войск. С ростом численности армии, ее технической оснащенности неминуемо увеличивались расходы на ее содержание.

Если в первые годы формирования регулярной армии расходы на ее содержание не превышали 4 млн. руб. в год, то потом они ощутимо увеличились.

Общая картина военных расходов России в XVIII веке видна из таблицы (приложение 1) [10, с.227-228].

Екатерина II, встав во главе государства, сразу же занялась упорядочением государственных финансов, с большой тревогой восприняла сообщение о невыплате жалования личному составу армии. Одно из первых, наиболее важных ее действий - укрепление финансов, расчеты с войсками по долгам, приостановлением дальнейшего расстройства финансов армии.

Финансовое обеспечение воинских формирований в России строилось прежде всего сообразно их организационной структуре, подчиненности, спросу на материальные средства и порядку снабжения воинских частей. Когда вооруженные силы России состояли из княжеских дружин, народного ополчения и иноземных наемников, обеспечение денежными средствами строилось очень просто. Дружинник нес службу в мирное время, шел с князем на войну и получал за это от него материальное вознаграждение в том числе часть военной добычи и дани, выплачиваемой покоренными народами. Народное ополчение собиралось лишь на время войны, каждый ополченец имел свою одежду, оружие, снаряжение и продовольствие. Иностранные войска входили в состав войска княжества и обеспечивались князем [15, с. 101].

С усилением Московского государства службу князю заменили службой государству. Вооруженные силы стали состоять из дворянской конницы, стрельцов, казаков, пушкарей и других служивых людей. Воины дворянской конницы получали за свою службу земельные участки и, кроме того, жалование.

Первые оклады жалования и некоторые добавочные выплаты для военнослужащих регулярной армии были введены Петром. В основе их размера лежал чин, род войск, русский офицер или иностранец.

Введенное Петром принципиальное правило - установление оклада жалования прежде всего по чину - в последующем оставалась неизменным на всем протяжении истории армии. Это правило обосновывалось рядом весьма важных веских доказательств его правомерности, полезности и жизненности.

Во-первых, таким путем поднимался авторитет, престиж чина. В России всем лицам, находящимся на государственной службе, присваивался определенный чин (в армии им явилось воинское звание). Чин свидетельствовал о положении человека в обществе, его месте в сложной иерархии чинопочитания. Присвоение очередного чина давало право для назначения на высшую должность, что вело к улучшению материального обеспечения. Этим создавался стимул для службы, так как, чтобы получить очередной чин, нужно было добросовестно нести службу. Зависимость размера жалованья офицеров от чина, звания в конечном счете положительно сказывалась на уровне боевой готовности войск.

Во-вторых, Петром был введен табель о рангах, которым установлена система военных, гражданских и придворных чинов, их соотношение и последовательность чинопроизводства. В приложении 2 представлены ряд военных чинов и затраты на их содержание. Придворным лицам и состоявшим на государственной службе согласно их чину присваивался определенный класс. Офицеры в этом случае соответственно своему званию легко могли быть приравнены по своему положению к государственным и придворным чиновникам. В случае перехода офицера из военного в другие ведомства присвоенное звание и класс давали возможность сохранить им уровень материального обеспечения, который они имели в армии.

В-третьих, принятый порядок определения жалования позволял без затруднений реализовывать принимаемые решения о повышения денежного содержания военнослужащих. Достаточно было знать размер увеличения жалования всем чинам либо некоторым из них и практически не трудно было осуществить правильную и своевременную выплату новых окладов каждому военнослужащему.

В-четвертых, в русской армии всегда, начиная с создания регулярного войска и вплоть до мировой войны, имелось не мало генералов и офицеров, которые, какое - то время не занимали штатные должности. В этих и других случаях, выплата жалования соответственно их званию позволяла без затруднений решать вопросы их содержания.

В зависимости от рода войск Петр установил четыре оклада по одному и тому же чину (для полевой пехоты и кавалерии, артиллерии и гарнизонной пехоты). Более высокие оклады получали артиллеристы, самые малые - офицеры пехоты гарнизона.

Жалование офицерского состава в период царствования Петра I периодически увеличивалось. В 20-30 годы 18 века уравнены в окладах русские и иноземные офицеры, но еще больше усилена дифференциация жалования от рода войск (приложение 3). Жалование, определенное Петром, держалось в главных чертах до конца царствования Елизаветы и даже дольше. Денежное содержание было увеличено лишь через шестьдесят лет некоторым офицерам войскового звена и уменьшено офицерам кавалерийских полков. В конце 18 века лучше обеспечивались офицеры артиллерийских и саперных частей, а для офицеров гвардии сохранены особые, более высокие оклады.

Уставом воинским Петр I ввел выдачу офицерам порционов за время их службы в войсках, оказавшихся за время войны за границей. Официальное их предназначение - улучшение питания офицеров в заграничных походах, т.е. вне пределов России. Фактически порционы служили способом значительного повышения довольствия военнослужащих.

Денежное довольствие офицеров, находящихся на театре войны за границей, повышалось еще одним путем - увеличением жалования в полтора раза.

Петр I установил повышение денежного довольствия офицерам еще одним путем - выдачей им рационов, или годовой стоимости фуражного довольствия одной лошади. Увеличение денежного довольствия достигалось тем, что далеко не вся полученная из казны сумма расходовалась на прокорм лошадей. Такой результат получался потому, что рационов выдавалось больше, чем положенных лошадей. К тому же нередко фактическая цена фуража была ниже, чем официально установлена. Установленная правительством цена одного рациона объявлялась в приказе по части, а деньги за рационы выдавались офицерам вместе с жалованием[15, с. 93-98].

Особенно не скупился на вознаграждении солдат и офицеров Петр I, считая материальное поощрение эффективным средством подъема боевого духа войск.

Войны, которые вела Россия в начале XIX века, до Отечественной войны, показали, что они требуют серьезной финансовой подготовки. Для России она была особенно необходима ввиду расстройства государственных финансов.

Вопросами денежного довольствия военнослужащих в первой половине XIX века уделялось постоянное внимание, для чего были веские причины. Наиважнейшее среди них - необходимость поощрения военнослужащих за успехи в боевых действиях, усиления отражения в денежном довольствии особенностей воинской службы, рост цен на товары и услуги, размещения войск в новых отдаленных местностях и некоторые другие.

Жалование офицеров в первой половине XIX века увеличивалось трижды: в 1801, 1817 и 1838 годах. Первое повышение, через четыре года после предыдущего, осуществлено в связи вступлением на царский престол Александра I. Повышение жалования являлось проявлением особого внимания к армии, стремление завоевать у офицерского корпуса доверие, авторитет, добиться денежными выплатами верности со стороны офицеров новому правительству России.

Второе прибавление к жалованию осуществлено в 1817 году после возвращения русских войск из заграничного похода (из Франции и других стран). Впервые с января 1817 года появился новый вид расходов на содержание офицерского состава - столовые деньги. Они устанавливались далеко не всем офицерам, по размеру они превышали размеры жалования, причем на довольно значительную сумму.

Третье повышение жалования (в 1838 году) явилось следствием роста дороговизны жизни, тем более, прошло более 20 лет после предыдущего повышения окладов жалования. Прибавку получили все генералы и офицеры; в гвардейских частях офицеры получали жалование выше на два воинских звания по сравнению с армейскими частями; сохранена разница в окладах жалования в различных родах войск. В мирное время некоторые офицеры имели право на получение повышенных окладов жалования, в том числе офицеры войск, расположенных в отдаленных местностях (в Киргизской степи, на Мангишлакском полуострове, северном берегу Каспийского моря, восточном берегу Черного моря и др.), входящих в Кавказскую армию, так называемых образцовых войск.

Таким образом, период дореволюционной России характеризуется динамичным стимулированием воинского труда. Именно этот труд стал наиболее престижным и востребованным на данном этапе развития.

Период после Великой Отечественной войны характеризуется бурным ростом экономики страны, укреплением финансовой и денежной системы государства. Среди этих мероприятий важное место занимают денежная реформа. Восстановление народного хозяйства было достигнуто в результате значительного сокращения численности личного состава Вооруженных Сил.

Успешное развитие экономики страны в послевоенные годы создало условия, как для систематического улучшения жизни людей, так и дальнейшего укрепления обороноспособности нашей Родины.

Важнейшей задачей финансовых органов Вооруженных Сил по окончании Великой Отечественной войны явилось обеспечение денежным довольствием демобилизуемых воинов армии и флота.

Основным видом обеспечения демобилизуемых явилось единовременное денежное вознаграждение за службу в период Великой Отечественной войны. Кроме того, они обеспечивались некоторыми видами натурального довольствия, им оказывалась помощь в трудовом устройстве, выдавались ссуды на строительство и ремонт жилья и т.д.

Переход Вооруженных Сил на мирное положение, значительное сокращение войск выявили необходимость внесения изменений в систему денежного довольствия всех категорий военнослужащих.

Сокращение и реорганизация Вооруженных Сил проводились так, чтобы оставшиеся воинские соединения, части и подразделения были более боеспособными, чем до этого. Лучший офицерский состав расформировываемых воинских частей направлялся на замену менее подготовленных офицеров других воинских частей. При этом очень часто офицеры назначались на должности с меньшими окладами. Чтобы не снижать материального уровня жизни этих офицеров Совет Министров 3 мая 1946 года разрешил сохранять за ними прежние, более высокие оклады денежного содержания. Например, при назначении командира танкового батальона гвардейского танкового полка на должность командира танкового батальона танкового училища он получил бы снижение на 1100 руб. (с 2700 до 1600 руб.). При сохранении прежнего оклада он получал больше начальника училища.

Второй большой группой офицеров, получавших сохраненные оклады, были офицеры, назначенные на низшие должности в связи с переформированием их частей и соединений. Например, при переформировании дивизии в полк - командир дивизии назначался на должность командира полка. В этом случае за ним сохранялся оклад по прежней должности. В результате за командиром дивизиона, переформированного из гвардейского истребительного противотанкового полка, сохранялся оклад в размере 2700 руб., т.е. больше оклада командира дивизии (2200 руб.) и начальника штаба округа (2600 руб.) [15, с. 175-184].

Изменения в денежном содержании военнослужащих в период Великой Отечественной войны привели к значительному многообразию окладов и несоответствию в обеспечении денежным довольствием военнослужащих в различных условия службы, что не отвечало требованиям службы мирного времени и создавало трудности в укомплектовании отдельных должностей.

Исходя из вышеизложенного, в систему денежного довольствия военнослужащих необходимо было внести существенные, коренные изменения и привести ее в соответствие с условиями и потребностями развития Вооруженных Сил в послевоенный период.

Реформа денежного довольствия была осуществлена Постановлением Совета Министров СССР от 3 июня 1946 года № 1160-478. Сущность реформы сводилась к следующим положениям.

С октября 1946 года оклады денежного содержания маршалам, генералам, адмиралам и офицерам были установлены с учетом персонального воинского звания военнослужащего. Для этой цели установленные оклады подразделялись на оклады по персонально присвоенным воинским званиям и должностные оклады. Воинское звание выражало определенную военную и специальную квалификацию каждого офицера и подлежало дифференцированной оплате.

Ввиду того, что условия прохождения службы офицерским составом различных видов Вооруженных Сил существенно различаются, Правительством были установлены три схемы окладов денежного содержания по типовым должностям офицеров, генералов и адмиралов Вооруженных Сил: по сухопутным войскам, по авиации, по Военно-Морскому флоту.

Рост денежного содержания и введение окладов по воинским званиям для офицеров, генералов и адмиралов существенно повышали материальное благосостояние военных кадров и значение воинских званий во всей армейской жизни. Сравним оклады до и после реформы 1946 года (приложение 4).

Следовательно, оклады денежного содержания увеличились почти в 2 раза. При этом следует иметь ввиду, что с 1 сентября 1946 года все генералы, адмиралы и офицеры пользовались бесплатным продовольственным пайком. Их семьи обеспечивались в это время продовольствием по карточкам по твердым ценам.

Имели место и другие особенности установления должностных окладов. Была установлена резкая разница в окладах содержания летного состава в сравнении с личным составом наземных частей. Резче разграничены оклады летного состава боевой и вспомогательной авиации. По должностям командиров учебных взводов, рот и батальонов, ведущих подготовку сержантского состава, оклады были установлены на 100 руб. выше, чем по одноименным должностям не учебных подразделений и частей. Были установлены новые, более высокие оклады руководящему и профессорско-преподавательскому составу высших военно-учебных заведений. Кроме того, произошло увеличение окладов сверхсрочнослужащих и личного состава срочной службы.

Значительные изменения произведены и в добавочных видах денежного довольствия. Для стимулирования высокой успеваемости слушателей и курсантов установлена выплата специального вознаграждения за успешное окончание высших военно-учебных заведений - в размере 1 и 2 окладов в зависимости от успеваемости.

В целях создания стимула к повышению научной квалификации и развития научно-исследовательской работы в Вооруженных Силах генералам, адмиралам и офицерам, занимающим в высших военно-учебных заведениях, научно-исследовательских и научно-испытательных учреждениях должности руководящего, профессорско-преподавательского и научного состава, была установлена выплата процентных надбавок за ученые степени и звания (в процентах к окладам содержания).

Установлена процентная надбавка за работу с документами особой важности личному составу Генштаба в размере 15%, а личному составу Центрального аппарата МВС, управлений групп войск, армий, округов, флотов, флотилий и военно-морских районов в размере 10% должностного оклада - по специальному перечню должностей, утвержденному Министром Вооруженных Сил СССР.

Процентная надбавка за выслугу лет на офицерских должностях ранее повышалась на 5% за каждые 5 лет, причем предельный размер был установлен в размере 25% за 20 и более лет. Ко времени реформы денежного довольствия многие офицеры имели выслугу на офицерских должностях более 25 лет, а надбавку получали в максимальном размере, так как шкала надбавки не учитывала дальнейшего роста выслуги лет. С октября 1946 года эта шкала была дополнена установлением надбавки в размере 30% за 25 лет выслуги и 40% за 30 и более лет выслуги. Было установлено льготное исчисление выслуги лет с 1 октября 1946 года на должностях летно-подъемного состава авиации (один месяц за два) и на должностях плавающего состава ВМФ (один месяц за полтора).

Командирам кораблей, командирам и начальникам штабов соединений кораблей размер надбавок за командование установлен в размере от 200 до 1000 руб. в зависимости от занимаемой должности (вместо 100-700 руб., существовавших ранее).

Для стимулирования службы на кораблях увеличены нормы морского денежного довольствия: при внутреннем плавании до 30% должностного оклада (вместо существовавших 10%) и при заграничном и дальнем плавании до 50% (вместо 20%). Сохранена надбавка за службу на подводных лодках и торпедных катерах, а также надбавка военнослужащим ВМФ за службу в удаленных от баз районах.

Кроме того сохранены вознаграждения за прыжки с парашютом и водолазные работы, надбавки работникам шифровальных органов и военно-медицинскому составу.

С октября 1946 года возобновлена выплата подъемного пособия генералам, адмиралам, офицерам и сверхсрочнослужащим при назначениях на должности и служебных перемещениях.

Большое значение имело решение о назначении с октября 1946 года пенсий офицерам и генералам из должностных окладов и окладов по воинскому званию, так как это значительно повышало размеры пенсий.

Все перечисленные изменения в денежном довольствии были обобщены и нашли свое отражение в приказе Министра Вооруженных Сил СССР 1946 года № 060, а также в новом Положении о денежном довольствии военнослужащих (введено приказом МВС 1947 года № 75).

Рост денежного довольствия явился основным направлением в повышении материального обеспечения профессиональных военных кадров. На этой основе шел процесс совершенствования системы денежного довольствия.

В целом послевоенный период в нашей стране до распада СССР характеризуется планомерным преобразованием денежного довольствия военнослужащих, направленным на улучшение их материального благосостояния.

Таким образом, стимулирование воинского труда, как в военное, так и в мирное время на протяжении жизни всей истории существования Вооруженных Сил оставалось одной из приоритетных задач, которые государство решало в период своего развития.

Наряду с историческим опытом, определяющим интерес для изучения материального стимулирования военнослужащих в России, имеет опыт обеспечения социальной защиты военнослужащих в армиях зарубежных государств.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: