Педагогическая мысль в России

В период Киевской Руси существовали самобытные институты воспитания и обучения.

«Кормильство» - своеобразная форма домашнего воспитания детей феодальной знати. В возрасте 5-7 лет княжич поручался кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод или знатных бояр. Он был наставником-воспитателем - занимался умственным, нравственным, военно-физическим воспитанием, привлечением княжича к государственным делам.

«Дядьки». Дети воспитывались у брата матери, родного дяди. В свою очередь, отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. Дядьки были наставленниками племянников, а те – их первыми помощниками.

«Кумовство» - духовное и нравственное воспитание детей крестными отцом и матерью.

«Мастера грамоты» - учителя-одиночки и школы. Мастера грамоты были главными лицами народного просвещения и подготовки духовенства, сделавшими промысел из обучения грамоте. Они основывали свои школы в семьях учеников, домах учителей, при монастырях и церквях.

Проблемы воспитания поднимались в памятниках письменной культуры. Так, в 11 веке появилось «Поучение Владимира Мономаха детям». Три основных идеи и поучения детям – это: 1) быть гуманным по отношению к своим подданным, 2) быть смелым и мужественным в борьбе с врагами Русской земли, 3) любить науку, почитать книжное знание. Проблемы познания и обучения разрабатывались также Иоанном Златоустом, Симеоном Полоцким и многими другими.

В России в границах ее современной территории первыми наиболее известными академиями и высшими школами были Славяно-Греко-Латинская Академия в Заиконоспасском монастыре (1687) и Школа математических и навигационных наук (1701) в Москве;

в Петербурге – Морская академия (1715), Академический университет при Академии наук (1725), Горное училище (1733), Морской кадетский корпус (1750).

Отечественная педагогика 18 векаво многом связана с личностью Михаила Васильевича Ломоносова. Ломоносову принадлежат инициативы в науке, технике, культуре.

По его проекту был открыт Московский университет, что позволило завершить трехступенчатую модель единой системы образования; гимназия / университет / академия. В Указе от 12 января 1755 года одновременно с учреждением университета впервые был сформулирован ряд важных положений политики в области образования: - отмечалась необходимость замены иностранных преподавателей «национальными людьми»; - утверждалось чтение лекций на русском языке; - обосновывался принцип обеспечения связи теории с практикой в обучении, а также требование о невмешательстве церковных властей в жизнь университета. Принципы обучения, выделенные Ломоносовым: сознательности, последовательности, систематичности, наглядности и научности.

Реорганизации в сфере образования в 18-ом – ¼ 19-го века представляли собой, по сути, создание основы российского образования. Радикальные реформы, начатые Петром I, привели к кардинальной трансформации педагогических традиций. В 18-ом столетии возникла светская школа, была предпринята попытка создать государственную систему образования, разработаны основы светского обучения и воспитания. 60-70-е годы 18-го века ознаменовались начинанием создания системы воспитательно-образовательных учреждений, главной целью которых провозглашалось воспитание «новой породы людей» - образованных и добродетельных.

В 1764 году Екатерина II утвердила «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества».

По инициативе И.И. Бецкого был создан Институт благородных девиц, положивший начало женскому среднему образованию (1764). Согласно Уставу народных училищ (1786), в каждом губернском городе для детей мещан учреждались главные училища с 4-мя классами, в уездных городах – малые начальные училища с 2-мя классами.

К концу 18-го века системе образования окончательно был придан сословный характер. Для дворян действовали Пажеский корпус, Сухопутный, Морской, Артиллерийский, Инженерный, частные пансионы, институты благородных девиц. Реформа религиозного образования породила духовные семинарии. Открылись коммерческие школы для купечества. Детей солдат и матросов обучали в гарнизонных и адмиралтейских школах. Менее всего реформы затронули крестьянство. В его среде образование сводилось к чтению книг Священного писания.

Педагогическая деятельность К.Д. Ушинского. Основателем научной педагогики в России называют К.Д. Ушинского. Ушинский утверждал равные права на образование всех слоев общества, рассматривал воспитание как целенаправленную деятельность. Большое значение придавал труду как ведущему фактору развития личности и нравственному воспитанию. Ушинский предпринял попытку создания педагогической антропологии. Основные труды – «Человек как предмет воспитания», учебники «Родное слово» и «Детский мир», методические пособия для педагогов.

Итак, основные идеи Ушинского - демократизация народного образования и народность воспитания. Он считал, что в основе теории педагогики должны стоять законы философии, психологии, анатомии и физиологии. По его мнению, в педагогике нельзя основываться только на собственном опыте, даже если он был удачен. И теории обязательно должна сопутствовать практика. Ушинский писал о том, что теория, не имеющая оснований, оказывается столь же бесполезной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя сделать какой-либо вывод. О том, что теория не может отрицать действительности, факт не может отрицать мысли.

Кроме этого Константин Дмитриевич считал, что воспитание и образование должно учитывать своеобразие каждого народа, т.е. традиции, географию, исторические особенности. Народность, по его мнению, лучше всего выражается через изучение и уважение родного языка и родной истории. Подобное воспитание, как он говорил, должно развить у детей патриотизм, чувство долга перед Отечеством и чувство национальной гордости, которое, однако, чуждо шовинизму и сочетает в себе уважение к другим народам.

Ушинский определял воспитание, как сознательный процесс создания гармоничной личности. Важную роль в педагогике, по его мнению, играет воспитание нравственности. Он утверждал, что влияние нравственное есть основная задача воспитания, более важная, чем развитие ума и наполнение головы знаниями. Константин Дмитриевич полагал, что воспитание нравственности должно развивать в человеке дисциплинированность, гуманность, честность и трудолюбие. И, кроме того, чувство собственного достоинства в тандеме со скромностью.

Средства нравственного воспитания, по Ушинскому, - это обучение, личный пример учителя, убеждение, педагогический такт, меры предупреждения, поощрения и взыскания.

Педагогическая деятельность Н.И. Пирогова. Его деятельность пришлась на 60-е годы 19 века. Для России – это был период большого общественного движения. В историческом плане – это время Крымской войны 1853-1855 годов. В философском – развитие идей критического реализма, народности искусства и воспитания.

Педагогическое движение этого времени связано с острой критикой крепостнического воспитания, борьбой против сословной школы за общее светское образование, воспитание человека и гражданина, за образование женщин, борьба против зубрежки и муштры, за уважение личности ребенка. Происходила разработка дидактических вопросов. Важнейшими требованиями стали создание широкой сети народных школ и автономность высшей школы.

1859 год. Создано Петербургское педагогическое собрание (позднее переименовано в общество). Участниками собрания стали П.Г. Редкин, К.Д. Ушинский, В.И. Водовозов и многие другие педагоги и методисты.

1861 год. При Вольном экономическом обществе создан Комитет грамотности. Основные вопросы – организация народной школы, организация воскресных школ для детей рабочих, организация дошкольных учреждений.

Это время оживленной работы педагогической журналистики. Издавались «Журнал для воспитания», «Русский педагогический вестник», «Учитель», «Педагогический сборник» и др. Это же время активной педагогической деятельности Николая Ивановича Пирогова.

Н.И. Пирогов (1810-1881)родился в Москве. По окончании медицинского факультета Московского университета подготовлялся в Дерпте к профессуре, где и получил звание доктора медицины. Некоторое время совершенствовал свои знания в Германии. В 1854 году во время осады Севастополя был направлен на фронт по его личной просьбе с организованной им общиной «сестер милосердия». Лично произвел несколько тысяч операций.

В 1856 году в журнале «Морской сборник» появилась его статья «Вопросы жизни», послужившая началом оживленной педагогической дискуссии. Передовыми были идеи Пирогова об общечеловеческом воспитании. В том же году Пирогов был назначен попечителем Одесского учебного округа. В течение двух лет пребывания в этой должности стремился поднять значение педагогических советов гимназий, внушал директорам и учителям учебных заведений мысль о необходимости гуманного отношения к детям, подготовил открытие университета в Одессе. В дальнейшем, Пирогов был переведен в Киев на должность попечителя Киевского учебного округа. Продолжал улучшать работу школ, рекомендовал учителям посещать уроки друг друга, поощрял методические изыскания учителей, ввел в практику гимназий внеклассные литературные беседы, способствовал открытию одной из первых воскресных школ для взрослых.

В 1861 году был уволен с должности попечителя и назначен руководителем молодых людей, подготовлявшихся к профессуре за рубежом, но в 1866 году был освобожден и от этой должности. Причиной явились прогрессивные, но не востребованные правительством взгляды Пирогова.

Пирогов уехал в свое небольшое имение в Украине, где скончался в 1881 году.

Педагогические взгляды Пирогова. Статья «Вопросы жизни» и другие педагогические сочинения педагога содержали резкую критику существовавшей на тот момент сословной школы и утилитарно-профессиональной выучки. Он противопоставил официальному курсу идею общечеловеческого воспитания, которое должно подготовить к общественной жизни высоконравственного человека с широким умственным кругозором.«Быть человеком – вот к чему должно вести воспитание», - писал Пирогов, указывая, что для этого все до известного возраста, когда определяются склонность и способности, «должны пользоваться плодами одного и того же нравственно-научного просвещения».Таким образом, Пирогов был противником преждевременной специализации детей, которая сужает кругозор и тормозит их нравственное развитие.

Пирогов предложил новый проект школьной системы, направленный против сословной школы. Основанием школьной системы полагалась двухлетняя начальная школа, далее – средняя школа, доступная всем ученикам. Школьную систему Пирогов строил по принципу единой школы.

Ступени обучения:

после элементарной начальной двухлетней школы – прогимназия (неполная средняя школа) двух типов (классическая или реальная) с четырехлетним курсом;

далее гимназия двух типов (классическая или реальная) с трех или пятилетней продолжительностью обучения;

завершает систему – высшая школа (университеты или высшие специальные учебные заведения).

В своих циркулярах по учебному округу Пирогов обращал внимание учителей на необходимость отбросить догматические методы образования. Утверждал, что необходимо будить мысль учащихся, развивать их умственные способности, прививать навыки самостоятельной работы. Опытный учитель должен привлечь внимание, развить интерес учащихся к учебному материалу – это главное для успешности обучения.

Основные дидактические принципы, по мнению Пирогова: осмысленность обучения, активность и наглядность. Одним из важнейших условий успеха обучения и нравственного воспитания Пирогов считал хорошую дисциплину, но при этом требовал гуманности. В случае проступка ученика педагог должен внимательно учесть обстоятельства, при которых совершен проступок, беспристрастно оценить его, довести до сознания ученика его вину. Важна мера справедливости назначенного за проступок наказания.

Одним из серьезных вопросов в педагогике того времени было применение насилия относительно учеников. В 1858 году Пирогов публикует статью «Нужно ли сечь детей, и сечь в присутствии других детей?». Пирогов осудил телесные наказания и доказывал, что применение розг непедагогично, а телесные наказания уничтожают в ребенке стыд, развращают детей и должны быть отменены.Но быть до конца последовательным в этом вопросе он все-таки не мог, и под давлением обстоятельств в 1859 году опубликовал циркуляр «Основные начала правил о проступках и наказаниях учеников гимназий Киевского учебного округа», в котором, принципиально отвергая розгу, указывал на невозможность обойтись без нее на практике, но советовал применять ее в гимназиях как исключительную меру и только по постановлению педагогического совета.Другим не менее значимым предложением Пирогова было уменьшение платы за обучение с целью получения высшего образования. В числе рекомендаций Пирогова к преподаванию в высшей школе были привлечение крупных ученых, проведение семинаров и практических занятий для развития у студентов навыков углубленной самостоятельной работы.

Среди педагогов начала 20-го столетия следует выделить П.Ф. Каптерева (создал учение о педагогическом процессе), С.Т. Шацкого (основал социальную педагогику), Н.К. Крупскую (разрабатывала организацию внеклассной воспитательной работы, молодежного движения), А.С. Макаренко (практик и теоретик учения о коллективе и его роли в формировании личности). Теоретическими изысканиями в педагогике второй половины 20-го в. занимались Л.В. Занков и Д.Б. Эльконин (теория развивающего обучения); П.Я. Гальперин (теория поэтапного формирования умственных действий); И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин (теория содержания образования и методов обучения). Вторая половина 50-х – начало 60-х гг. дали отечественной педагогике целую плеяду педагогов-новаторов. Это В.А. Сухомлинский, И.П. Иванов, Ш.А. Амонашвили.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: