С момента рождения человек представляет собой биологическую особь с природными психическими функциями (ощущение, восприятие). Попадая в социум, он обучается - овладевает орудиями труда и знаковыми системами. В результате у него образуются высшие психические функции (речь, мышление, произвольная память, внимание).
По мере созревания мозга психика ребенка становится чувствительной к некоторым воздействиям. Периоды наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям называются сензитивными.
1–1,5 ходьба; 2–3 речь; 12–13 логическое мышление
Таким образом, в 3 года ребенка нет смысла учить читать, в 7 лет – алгебре или высшей математике. Вместе с тем, важно не пропустить сензитивный период, потому что сензитивные периоды совпадают с оптимальным сроками обучения.
Существует 3 группы подходов к периодизации развития.
1. На основе расчленения не самого процесса развития, а другого, связанного с ним.
К примеру,
периодизация Пифагора – на основе сравнения с календарным годом
|
|
до 20-ти лет весна (становление), до 40 – лето (молодость), до 60 – осень (расцвет), до 80 – зима (угасание);
периодизация Стенли Холла – на основе филогенеза:
дикость – охота – пастушество – земледелие – товарно-промышленный период.
2. На основе одного признака.
Блонский: дентиция (появление и смена зубов);
Фрейд: психосексуальное развитие (оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная);
Пиаже: концепция стадийного развития психики ребенка (современный швейцарский психолог, умер в 1980 г.). Признак – мышление.
Основной тезис: умственные операции имеют деятельностное происхождение.
Стадии:
Стадия сенсомоторного интеллекта. 1-2. Развитие способности восприятия и познания предметов реального мира, составляющих окружение ребенка. Познание – осмысление свойств и признаков предметов.
Достижения стадии: ребенок осознает себя субъектом мира, начинает познавать себя, отмечаются первые признаки волевого управления поведением
Стадия операционального мышления. 2-7. Развитие речи, формирование наглядных представлений.
Наблюдается эгоцентризм мышления, трудность принятия позиции другого человека, ошибочная классификация предметов по случайным или второстепенным признакам.
Стадия конкретных операций с предметами. 7(8)-11(12). Становление объективности суждений.
Достижения: ребенок может давать логические объяснения выполняемым действиям, способен переходить с одной точки зрения на другую. Появляется способность ранжировать предметы по измеряемому признаку (по весу, величине, громкости, яркости), способность объединять предметы в классы и выделять подклассы.
|
|
Стадия формальных операций. 11(12)- 14(15). Отдельные умственные операции превращаются в единую структуру целого.
Формируются способности выполнять операции в уме с использованием логических рассуждений и абстрактных понятий. Развитие этих способностей продолжается на протяжении всей жизни.
3. На основе изменений внутреннего ритма и темпа самого развития.
Гезелл: количественное изучение сравнительных срезов детского развития от 0 до 2 лет; развитие было сведено к простому увеличению, “приросту поведения” в зависимости от созревания организма. Указывал на снижение темпа развития с возрастом: чем моложе ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении.
В отечественной традиции приоритет периодизации развития принадлежит Выготскому, который в качестве основания выделяет
- новообразование – внутренние изменения самого развития; психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени; являются результатом и продуктом возрастного развития и одновременно предпосылкой дальнейшего развития
- кризис – динамика переходов от возраста к возрасту; переломный момент развития; отмирание старого; характерная черта – трудновоспитуемость; внутренняя сторона – появление нового.
На идеи Выготского опирался Эльконин Дан. Бор. Критерий периодизации - ведущая деятельность.
Ведущая деятельность – это такая деятельность, которая оказывает решающее влияние на развитие психики человека.
Признаки ведущей деятельности. - 1) В ней возникают и дифференцируются новые виды деятельности (в игре начинают складываться элементы познавательной деятельности); 2) В ней формируются и перестраиваются отдельные психические функции (в игре развивается воображение, в учебе – логическое мышление); 3) От нее зависят наблюдаемые в этот период изменения личности (в учении формируются личностные качества – ответственность, целеустремленность, настойчивость).
Каждый возраст характеризуется своей ведущей деятельностью. Например, младенчество – непосредственно эмоциональным общением, младший школьный возраст – учебной деятельностью, юность – учебно-профессиональной деятельностью.
Эльконин открыл закон чередования 2-х типов деятельностей. Он говорит о том, что окружающая действительность предстает перед ребенком в 2х сферах – мир людей и мир предметов. Деятельность 1 типа – это деятельность ребенка в отношении мира людей (Р-Ч), деятельность 2 типа – деятельность в отношении мира предметов (Р-П). В деятельности 1 типа развивается личностная сфера (познание норм человеческих отношений, моральных и нравственных качеств), в деятельности 2 типа - познавательная сфера ребенка (общественные способы применения предметов).
Возраст | Ведущая деятельность | Тип |
Младенчество Раннее детство Дошкольное детство Младший школьный возраст Отрочество Юность | Непосредственно-эмоциональное общение Предметно-манипулятивная игра Сюжетно-ролевая игра Учебно-познавательная деятельность Интимно-личностное общение Учебно-профессиональная деятельность | 1 2 1 2 1 2 |
Каждый возраст у Эльконина характеризуется социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью, новообразованиями и кризисом в конце возраста.
В самом общем виде его периодизация выглядит следующим образом:
Эпоха | Период | Ведущая деятельность | Основные новообразования | ||
1 | Младенчество 0-1 | непосредственно-эмоциональное общение | формирование потребности в общении, эмоциональное отношение | ||
Раннее детство | предметно-манипулятивная деятельность | развитие речи и наглядно-действенного мышления | |||
2 | Дошкольный возраст | ролевая игра | стремление к общественно значимой деятельности (готовность к школе) | ||
Младший школьник | учебная деятельность | произвольность психических явлений, внутренний план действия | |||
3
| Подросток | интимно-личностное общение | самооценка, критическое отношение к людям, стремление к взрослости и самостоятельности, подчинение коллективным нормам | ||
Старший школьный возраст | учебно-профессиональная деятельность | формирование мировоззрения, профессиональных интересов, самосознания; мечты и идеалы |
Кризис новорожденности. От 4х до 6ти недель. Промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Завершается комплексом оживления – выражение первой социальной потребности ребенка, особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная к взрослому (улыбка).
Кризис 1го года. Становление речи и ходьбы. Нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и возможностями ребенка. Аффективные реакции ребенка при непонимании или запретах со стороны взрослого.
Кризис 3х лет. Зарождение потребности в признании, уважении. Отделение себя от других людей, сознание собственных возможностей через чувство владения телом, ощущения себя источником воли. Негативизм, упрямство, непослушание, строптивость.
Кризис 7-ми лет. Возникновение внутренней жизни, переживаний. Потеря непосредственности, манерничание, симптом «горькой конфеты» (ребенку плохо, но он старается это не показать).
Кризис 11-12-ти лет. Обобщенный характер эмоциональных переживаний. Предпосылки к развитию чувства взрослости: ребенок думает, что он все может делать как взрослый.
Кризис подросткового возраста. Возникновение нового уровня самосознания, стремление к самоутверждению и самовыражению; период отчаянных попыток пройти через все.
Юность. Открытие своего внутреннего мира. Выбор жизненных ценностей. Поиски смысла жизни и своего места в мире. Стремление к независимости. Обращение к нравственному цинизму или сознательный духовный рост.