В России перестройка начала 80-х гг. затронула все сферы человеческой деятельности: политическую систему, государственное устройство, нравственные ценности, правовые нормы, культурное наследие, международные отношения, народное образование. Главные изменения в области образования – изменение педагогического мышления, переориентация от авторитарной к демократической педагогике.
Основные тенденции современного образования:
признание личности человека базовым компонентом учебно-воспитательного процесса, объектом и субъектом обучения и воспитания,
гуманное общение между людьми, построенное на взаимном уважении и доверии,
деятельностный подход к организации учебно-воспитательной работы,
создание условий для самовыражения, самоутверждения и самодеятельности человека.
Ведущей антропологической идеей гуманистического образования является категория свободы. Гуманистическое представление о человеке предполагает рассмотрение его как существа природного (биологического), социального (культурного) и экзистенциального (независимого). Ключевая характеристика экзистенциального измерения – свободоспособность (способность к автономному, неконформистскому существованию, самостоятельному и независимому строительству своей судьбы и отношений с миром, реализации подлинного жизненного предназначения). Сущность категории свободы в педагогике – гармонизация отношений человека, стремящегося к личному счастью, и общества.
|
|
В истории гуманистической педагогики выделяют три ведущие идеи:
идея свободного развития (педагогика эпохи Возрождения, Просвещения, утопические идеи)
отношение к ребенку как к цели, а не к средству (И. Кант)
идея приспособления образовательного процесса к природе ребенка (Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой).
Эллен Кей писала, что самой грубой ошибкой является подход к ребенку с шаблонной меркой, что необходимо предоставление природе ребенка свободы помогать самой себе, не ускоряя эту помощь, а лишь следя за тем, чтобы окружающая среда поддерживала работу природы, что свобода необходима для личностного роста ребенка, раскрытия его неповторимости и своеобразия.
О.С. Газман вводит понятия «свобода ОТ» и «свобода ДЛЯ» и приходит к выводу, что
педагогическая деятельность, направленная на обеспечение ребенку «свободы ОТ», предполагает защиту ребенка от подавления, оскорбления достоинства, от его собственных комплексов
образование в духе «свободы ДЛЯ» означает создание благоприятных условий для развития автономности человека.
Одна из самых ярких идей, рожденных в педагогике свободы, - идея педагогической поддержки обучающегося в образовании:
|
|
состоит в совместном с обучающимся определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинства и достигать позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении и образе жизни.
Теории личности гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу) дают для педагогики такие установки на процесс педагогического взаимодействия:
педагог не должен ни идеализировать, ни упрощать природу обучающегося; он должен изначально признать возможность негативных и даже деструктивных тенденций и явлений в процессе его развития; в каждом человеке есть внутренние силы и возможности для конструктивного разрешения встающих перед ним проблем – важно обеспечить условия, необходимые для реализации этих возможностей;
большинство негативных проблем является следствием внешнего навязывания человеку «идеалов», «образцов», что ведет к непринятию себя, неадекватному поведению, конфликтам и неврозам; принятие себя – это исходное условие оптимального процесса развития личности, так как только уважающий себя и уверенный в своих силах человек открыт для процесса самораскрытия; самопринятие ребенка в первую очередь обеспечивается процессом его принятия педагогами;***
источник и движущие силы развития личности находятся в самом человеке; отсюда смысл педагогической деятельности – помощь обучающемуся в самореализации, раскрытии и развитии личностного потенциала, принятии собственной свободы и ответственности за жизненные выборы;
в педагогической деятельности неоспоримо право педагога на самостоятельный выбор методических средств в соответствии с конкретной педагогической ситуацией, индивидуальными способностями обучающихся и своими собственными возможностями и предпочтениями.
В реальной педагогической практике гуманизация педагогического процесса возможна при соблюдении следующих условий:
внутренних (установки обучающего и обучающегося) – для саморазвития через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания, физической и психологической защиты;
внешних (среда обитания) – для психического и биологического существования и развития
а также организации очеловеченной микросоциальной среды (гуманистические отношения, общение, творческая деятельность, психологический климат) как продукта активности обучающих и обучающихся.
Таким образом, гуманизация педагогического процесса означает упорядоченность, физические и интеллектуальные нагрузки для обучающих и обучающихся, обеспечение обучающимся ситуаций спонтанного и осознанного выбора, сильных эмоциональных переживаний, пространства полной свободы в условиях безопасной образовательной среды.
УСТНАЯ ОТРАБОТКА 2 ЗАНЯТИЯ: