double arrow

Представления о развитии личности в истории педагогики


Элементы педагогики появились с зарождением воспитания на раннем этапе развития общества. Человеческое общество возникло с того времени, как началось изготовление человеком орудий труда. Применение примитивных орудий труда и усложнение их изготовления обусловили необходимость передачи трудовых знаний и опыта подрастающим поколениям.

Первобытное общество делилось на 3 возрастные группы: дети и подростки; полноценные и полноправные участники жизни и труда; пожилые люди и старики.

Новорожденный ребенок сначала попадал в общую группу подрастающих и стареющих и рос в общении со сверстниками и умудренными опытом стариками. Войдя в следующий биологический возраст и получив некоторый опыт общения, трудовые навыки, знания правил жизни, обычаев и обрядов, человек переходил в следующую группу. Этот переход постепенно обрастал определенными традициями - инициациями, посвящениями, во время которых проверялась степень подготовленности молодого человека к жизни: способности переносить лишения, проявлять отвагу и выносливость. В первобытном обществе, таким образом, ребенок воспитывался и обучался в процессе жизнедеятельности, в участии в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Он фактически включался в доступную для него деятельность.




Первые учреждения для жизни и воспитания подрастающих поколений – дома молодежи, отдельные для мальчиков и девочек – появляются на последних этапах развития матриархата. Здесь дети готовились к жизни, труду и инициациям под руководством старейшин рода.

На стадии патриархальной общины появились ремесла, возникли скотоводство, земледелие, иначе - разделение труда. Вместе с развитием трудового опыта усложнилось воспитание. Родовая община поручала воспитание наиболее опытным людям. Они знакомили детей не только с трудовыми умениями, но и с правилами зарождавшихся религиозных культов, преданиями, обучали письму. Огромную роль в воспитании нравов, формировании поведения и определенных черт характера играли сказания, игры, танцы, музыка и песни. Появились зачатки военного воспитания: мальчиков стали учить стрелять из лука, пользоваться копьем, ездить верхом. Стало уделяться больше внимания усвоению знаний.

В условиях родового строя воспитание стало выделяться как особая форма общественной деятельности. Первым результатом оформления педагогической мысли стали педагогические заповеди. До нас они дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. С развитием письменности народные суждения стали носить характер советов, правил и рекомендаций. Так зародилась народная педагогика - педагогические взгляды, идеи, наиболее полно проявляющиеся в обычаях, трудовой деятельности, традициях, устной народной речи.



В период античности (5 в. до н.э. – 5 в. н.э.) педагогические знания являлись элементом философии. В 1-ом тысячелетии до н.э. в Древней Греции осуществлялся активный философский поиск ответа на вопрос: Как достигается образцовое поведение и каким при этом должно быть образование?

Теоретиками первых обобщений педагогических фактов, которые дали начало педагогике как науке, были древнегреческие мыслители Сократ (469 – 399 гг. до н.э.), Платон (427 – 347 гг. до н.э.), Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Основные моменты их учений следующие:

Сократ: образование должно осуществляться через познание методом диалога;

Платон: при обучении необходимо руководствоваться изменением в самом человеке;

Аристотель: личность ученика определяет личность учителя.

Применительно к современной отечественной педагогике эти идеи до сих пор актуальны и современны и звучат следующим образом: отношения между учителем и учеником строятся как субъект-субъектные, т.е. и ученик, и учитель - равноправные, равно активные участники образовательного процесса; обучение ведет за собой развитие личности.

Итак, первая философская рационалистическая тенденция сводилась к обоснованию цели образования, исходя из этических общественных идеалов, обращаясь к природе человека, используя эмпирический педагогический опыт. Основной идеей стало всестороннее развитие личности.

В период Средневековья (5-13 вв.) духовную жизнь общества монополизировала церковь. В области воспитания господствовала теоцентрическая парадигма. В соответствии с основной установкой на «спасение» человеческой души на первый план была выдвинута идея религиозного аскетизма и духовного возвышения личности для поддержания божественного благочестия. Христианская педагогика обращается к внутреннему миру человека с целью утихомирить, уравновесить его, борется с упадком нравственности. Человек рассматривается как ценность мироздания и должен в своем развитии овладеть пройти двумя путями: «горний» путь (возвышенный) – получение божественной благодати; другой путь совершенствования человека «дольний» - научение в процессе жизнедеятельности, посредством труда и работы над собой. В русле раннехристианской культуры начинается развитие педагогики как науки. Основная цель – помочь человеку в слиянии с Богом. Основное педагогическое средство - воспитание чувства меры.



Особое педагогическое значение имеют утверждения одного из выдающихся богословов Иоанна Златоуста:

воспитание детей – важнейший долг родителей;

истинная цель воспитания – не развитие только интеллекта, но развитие добродетелей ребенка посредством воспитания нравственности в делах;

человек должен ощущать последствия за свои неправильные действия.

В эпоху Средневековья произошла интеграция энциклопедического античного и теологического знания в схоластическом учении. Идеи схоластов породили идею преподавания знаний научного характера. Представители – Алкуин, Фома Аквинский, Августин Блаженный. Схоласты обозначили впервые следующие методы обучения: заучивание логически обработанного материала; изложение в форме логической системы.

Система схоластического обучения представляла собой 3-х уровневую дидактическую систему:

1 уровень. Обрядово-ритуальный (практическая подготовка к жизни в разных сословиях посредством народных ритуалов).

2 уровень. Духовно-нравственный (обучение и воспитание души ради ее спасения).

3 уровень. Рациональный (обучение наукам посредством освоения светской и духовной информации).

Следующий этап развития педагогической мысли связанс эпохой Возрождения (14-16 вв.). Педагогика была нацелена на возрождение античной культуры, классического образования, новой оценки и веры в возможности человека. Основное положение гуманистической философии эпохи Возрождения: человек – центр Вселенной, свободное, самодеятельное существо, творец своей судьбы и самого себя. Ключевая идея педагогики – естественность земных радостей и чувственных наслаждений. Акцент в педагогике – физическое развитие человека. Задача воспитания: воспитание гармонически развитой личности, в которой бы сочетались физическое совершенство и богатое духовное содержание.

В Италии, где античные идеалы наши самое яркое свое проявление, главным в формировании гармонической личности, было воспитание гражданина. Представители «гражданского» гуманизма считали основной функцией воспитания формирование социальной личности, действующей на благо общества, очагом воспитания – семью. Флорентийский гуманист Леон Альберти (1404-1472) доказывал, что именно воспитание детей дает основу воспитания общества в целом. Паоло Верджерио (1370-1444) дополнил эту мысль тем, что воспитание гражданина – дело не родительское, но, прежде всего, государственное.

В Англии реализацию гражданского долга гуманисты видели в трудовой деятельности, которая становится неотъемлемой частью понятия целостной личности. Томас Мор (1478-1535) создал утопический проект бесклассового общественного устройства, в котором утверждал обязательное участие всех граждан в производительном труде и соединение производительного труда с всеобщим образованием. Эта идея нашла продолжение в 19 веке в концепциях трудового воспитания.

Гуманизм становился отраслью гуманитарного знания, которое базировалось на переводах литературных произведений классической древности, и получил название «филологического гуманизма». В практике учебных заведений основным содержанием среднего образования становились изучение грамматических форм, заучивание правил синтаксиса, тренировка в стилистике. «Филологический гуманизм» давал одностороннее развитие и вызывал критику со стороны прогрессивно мыслящих гуманистов. Нидерландский философ Эразм Роттердамский (1469-1536) высмеял такую систему обучения. Перу Эразма Роттердамского принадлежит трактат «О первоначальном воспитании детей», в котором он утверждал принцип активности в качестве основного в воспитании детей. Другие важные положения его теории:

воспитание должно начинаться с первых лет жизни;

программа обучения не должна быть излишне сложной и обременительной, чтобы не отбить у ребенка желание учиться.

Его основные идеи изложены в трудах «О методе обучения», «О том, как подобает быстро и достойно обучать детей добродетели и наукам». По его мнению, с семилетнего возраста ребенок, независимо от пола, готов к систематическому обучению и воспитанию, а до этого времени его должны воспитывать мать и отец. Высочайшей целью формирования ребенка он считал воспитание морального долга и религиозного послушания.

Гуманистический образец обучения и всестороннего воспитания, который в дальнейшем стал основой развития мировой педагогической теории и практики, возник на уровне частных школ. Так, итальянский педагог В. да Фельтре (1878-1446) организовал школу – «Дом радости». Здесь учились дети герцога, в поместье которого и на чьи средства она содержалась, и еще около 70ти неимущих учеников – мальчики и девочки. Это было принципиально новым для той эпохи. Школьная программа преследовала цель заложить фундамент общей культуры, который в дальнейшем позволил бы воспитанникам самостоятельно овладевать специальными предметами. Основу школьной программы составляло изучение классических языков и литературы, классического курса математики, астрономии; совершались экскурсии на природу, организовывались игры для развития физических возможностей учеников. Бытовые условия были достаточно аскетичны, с целью укрепления добродетели учеников в соответствии с христианской традицией.

Концепцию человека нового времени – глубоко образованного и критически мыслящего, основу знаний которого составляет опыт – представил Мишель Монтень (153-1592) – один из самых прогрессивных мыслителей Франции. В своем сочинении «Опыты» он писал, что ребенку, внушаются с детства готовые истины, когда он еще не в силах судить об их достоверности. Чтобы человек был способен самостоятельно мыслить, ему надо помочь научиться наблюдать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Поэтому ценность в развитии личности представляют лишь те знания, которые получены путем эксперимента.

Споры гуманистов о содержании образования сводились к разработке энциклопедической программы обучения, которая, с одной стороны, развивала бы личность, а с другой, удовлетворяла бы интересам экономического разватия общества. Попытку представить такую программу предпринял Фр. Рабле (1494-1553) в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Итак, гуманистическое образование эпохи Возрождения существовало вначале как самообразование – показатель новой системы социальных ценностей. Человека начинали ценить не по его принадлежности к определенному сословию, а по уровню его эрудиции и степени участия в создании гуманистической культуры. Но к концу эпохи Возрождения гармонический идеал обернулся иллюзией. На смену социально-активной духовно-нравственной творческой личности пришел деловой человек.

Начало эпохи Нового времени связано с укреплением и совершенствованием сложившихся ранее латинских школ – в Германии их называли гимназиями, во Франции – коллегиями, в Англии – грамматическими школами. Центральное место отводилось изучению латинского языка. Постепенно стали появляться грамматики латинского языка с использованием родного языка обучающихся. В школах повышенного типа в число предметов стали включать в число предметов изучения родной и французский языки (язык международного общения); затем – сугубо светские предметы – математика, история, естествознание, астрономия, география. В этот период появились новые идеи образования в народных школах, продвигавшие принципы всеобщности обучения, обучения на родном языке, выдвижения на передний план реальных знаний при сохранении в школах религиозного духа, упорядочения учебного процесса, создания дидактических пособий для учителей и учебников для обучающихся.

Обособленным явлением были рыцарские, или дворянские, академии. Дворянские дети обучались отдельно. Содержание образования определялось традиционными требованиями подготовки «воспитанного» человека: на первое место ставились языки – французский, частично итальянский и испанский, а позднее – английский; изучались история (общая история, история права), мораль и естественное право, логика; практикоориентированные дисциплины – математика и механика применительно к архитектуре, строительству, военному делу. Особое внимание уделялось обучению «рыцарским искусствам» -верховой езде, фехтованию, танцам, игре в мяч.

Вольфганг Ратке (1571-1635) – один из основоположников педагогики Нового времени в Германии. Учился в Гамбурге, в Ростоке – изучал теологию и философию, иностранные языки. Его педагогические интересы были направлены на совершенствование методов обучения иностранным языкам. Потом он перешел к общим вопросам организации школьного дела и дидактики. Одним из первых написал учебники для детей и методические пособия для учителей.

Его педагогические идеи изложены в обращении к съезду немецких князей и представителей местного городского магистрата Франкфурта-на-Майне, которое известно под названием «Франкфуртский мемориал» (1612) (памятная записка) и обобщены в книге «Всеобщее обучение по способу Ратихия» (1619). Ратке выделил три группы вопросов: реформа обучения в школе языкам, реформа всего школьного дела, реформа политической и религиозной жизни в Германии в целом.

Ратке выдвинул требование уделять в школах в первые годы школьных занятий основное внимание обучению родному языку – родной язык должен стать языков преподавания всех предметов. К обучению иностранным языкам следовало приступать лишь после того, как ученики хорошо овладеют родным языком. Обучать чтению и письму он предложил одновременно и сформировал соответствующую методику.

Общие принципы обучения Ратке сводятся к следующим тезисам, которыми, как он предполагал, должен руководствоваться каждый учитель:

1) обучение должно протекать в соответствии с ходом природы, не нарушая его;

2) обучение должно быть последовательным, нельзя изучать одновременно разные вещи;

3) в обучении следует постоянно использовать повторение;

4) первоначальное обучение должно обязательно вестись на родном языке учащихся;

5) обучение должно вестись без принуждения;

6) заучивать ученики должны только то, что ими понято;

7) в обучении следует идти от частного к общему, от известного к неизвестному;

8) в ходе обучения всегда нужно опираться на индукцию и опыт.

В педагогике Нового времени (17 в.) особо выделяется педагогическая теория Я.А. Коменского. С его именем связано выделение педагогики из философии и оформление в самостоятельную науку, озвучена идея всеобщего обучения детей независимо от социального положения родителей, пола, религиозной принадлежности. Труды Коменского: учебник «Открытая дверь языков и всех наук» (1631; сочетание усвоения латыни с изучением окружающего мира), «Великая дидактика» (1632; педагогика как наука о процессе обучения), «Материнская школа» (1633; руководство по воспитанию детей дошкольного возраста) и 7 томов под одним названием «Общий совет об исправлении дел человеческих», учебник «Мир чувственных вещей в картинках».

Основные идеи педагогики Коменского вошли в золотой фонд педагогической теории. Коменский обосновывал в своей дидактике, прежде всего, принцип наглядности: познание мира на основе восприятия – и принцип природосообразности: человек как часть природы подчиняется ее всеобщим законам; утверждал необходимость воспитания и обучения любых детей – и прилежных, и ленивых. Главные требования к организации процесса обучения:

сознательность учения (доводить до ученика осознания причин природных или социальных явлений);

систематичность обучения (организованность учебного материала в основных тезисах, обобщение фактов и примеров, путь от легкого к трудному, от общего к частному);

последовательность и посильность обучения;

обеспечение прочности знаний и развитие познавательных способностей учащихся.

Коменский выделял три ступени воспитания:

1. Познание себя и окружающего мира (умственное воспитание)

2. Управление собой (нравственное воспитание)

3. Стремление к богу (религиозное воспитание)

Принцип природосообразности, предложенный Коменским, в дальнейшем нашел свое развитие в трудах Руссо, Песталоцци, Дистервега. Коменский ссылался на необходимость возрастной периодизации в школьной системе.

В жизни подрастающего человека Коменский выделял 4 возрастных периода по 6 лет каждый:    

детство – от 0 до 6-ти лет

отрочество – от 6-ти до12-ти лет

юность – от 12-ти до 18-ти лет

возмужалость – от 18-ти до 24-х лет

Особенности детства по Коменскому – усиленный физический рост и развитие органов чувств, отрочества – развитие памяти и воображения с их исполнительными органами – языком и рукой, юности – более высокий уровень развития мышления (понимания и суждения), возмужалости – развитие воли и способности сохранять гармонию. В соответствии с этими возрастными особенностями Коменский предлагал осуществлять дошкольное воспитание под руководством матери в так называемой материнской школе; для отрочества – в школе родного языка в родном селении, местечке, общине; для юношей – в городских гимназиях или латинских школах; для возмужалых молодых людей – в академиях в больших областях государства. Каждая ступень образования предполагалась продолжением предыдущей.

Коменский установил понятие школьного года, деление на учебные четверти, ввёл каникулы, определил организацию учебного дня и разработал классно-урочную систему занятий. Настаивал на том, чтобы прием в школу происходил раз в году, а учитель вел коллективную работу со всем классом. Компоненты урока, введенные Коменским: тема и главная задача, опрос, объяснение нового материала и упражнения по закреплению его.

Приоритетом английского педагога и философа Д. Локка была теория воспитания. Он полностью отрицал идею врожденного в человеке и утверждал, что ребенок – это «чистая доска», на которой можно писать все, что угодно. Учение Локка о происхождении знаний и идей из чувственного опыта противостояло утверждениям идеологов феодальной аристократии о врожденности «рыцарских качеств», способностей к управлению государством, особых прав знати на образование. Основной труд – «Мысли о воспитании», в котором он изложил взгляды на воспитание  джентльмена – уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, твердость нравственных убеждений с изяществом манер.

Вместе с тем, несмотря на утверждение значимости воспитания, он требовал разделять образование будущего джентльмена от детей простолюдинов; считал, что «дети рабочего люда» всегда ложатся бременем на общество, поэтому их нужно направлять в специально организованные «рабочие школы».

Эпоха французского Просвещения внесла в педагогику имена Дидро, Гельвеция, Гольбаха, Руссо и Песталоцци. Основная идея – решающая роль воспитания и среды в формировании личности.

Ж.-Ж. Руссо – основоположник теории «свободного воспитания». Главное в его педагогическом подходе – уважение к личности ребенка, признание природного совершенства детей. Основные принципы: естественное воспитание в соответствии с требованиями природы и человека, предоставление ребенку полной свободы, приспособление воспитания к склонностям и интересам ребенка. Руссо разработал программу формирования личности, включающую умственное, физическое, нравственное, трудовое воспитание.

Руссо развивал идеи естественной свободы и равенства людей, которые основываются на собственном труде каждого. Соответственно, воспитание должно быть направлено на приобретение установки ценить собственную и чужую работу и независимость. Систематическое изложение своей педагогической программы Руссо представил в произведении «Эмиль, или О воспитании». Центральный пункт программы – теория естественного, свободного воспитания, в центре которой находится личность ребенка. Естественное воспитание должно заключаться в соответствии с природой воспитанника и его возрастных особенностей. Основными условиями влияния на детей Руссо считал природу, людей и предметы окружающего мира. основная задача воспитания – согласовать свои воздействия с естественным развитием ребенка. Принцип природосообразности в концепции Руссо: естественное воспитание помогает свободному развитию ребенка, которое происходит через самостоятельное накопление им жизненного опыта. Детей должны ограничивать только законы природы. В воспитании не должны присутствовать методы принуждения, наказания и другие ограничения, установленные воспитателями. Методы наказания Руссо предложил заменить методами «естественных последствий» от неправильных поступков. Ребенок должен быть свободен в выборе содержания учебного материала и методов его изучения. Что ее не интересует, в пользу чего она не уверена, того она и не будет учить. Задача воспитателя так организовать все воздействия на ребенка, чтобы ей казалось, что она изучает то, что сама хочет, а на самом деле то, что он ей подскажет.

Основной идеей педагогической деятельности И. Г. Песталоцци стало соединение обучения с трудом. Цель обучения он формулировал как гармоничное развитие всех сил и способностей человека. Основы образования должны соответствовать знанию человеческой психики.

Песталоцци выделил составные части образования:

1. Интеллектуальное элементарное образование, целью которого является всестороннее развитие умственных задатков, самостоятельности суждений и владения навыками интеллектуальной работы.

2. Физическое элементарное образование — это всестороннее развитие физических задатков человека, что нужно для «физической самостоятельности» и владения «физическими навыками».

3. Нравственное элементарное образование, целью которого является всестороннее развитие нравственных задатков, необходимых для «обеспечения самостоятельности нравственных суждений и привития определенных нравственных навыков». Оно предполагает умение и желание творить добро.

Только единство всех частей образования обеспечивает гармоничное развитие природных задатков человека, одностороннее умственное или физическое развитие приносит только вред. Так, человек может представляться миру светочем науки и в то же время творить зло, иметь «необузданную силу интеллекта» в соединении с бессердечностью, жаждой богатства и стремлением к насилию.

Методы обучения Песталоцци вытекают из понимания им воспитания как последовательного развития ребенка путем соответствующих упражнений, подобранных так, чтобы обеспечить гармонию в проявлении его природных задатков. Песталоцци выделил простейшие элементы, которые считал основой обучения — это число, форма, слово. Таким образом, элементарное обучение должно научить ребенка считать, измерять, владеть речью. Путем усложняющихся упражнений осуществляется развитие природных задатков ученика. Упражнения следует связывать с изучением предметов, а не с наблюдением за предметами. Отсюда — необходимость предметного урока, но не ради развития наблюдательности, а ради умственного воспитания в целом. Человек учится, развивается благодаря чувственному восприятию и собственному опыту деятельности, «получая впечатления и обогащаясь опытом».







Сейчас читают про: