Традиции французского и английского формализма

Характерные моменты в развитии французского формализма (форма как преимущественно эмоционально-чувственное, а не визуально-интеллектуальное начало). Причины его отставания от немецкого формального метода (традиция позитивизма 19 в., в том числе и органической теории).

Э. Фор (1873-1932): «История искусства» (1909-1921) и «Дух форм» (1927). Витальная концепция истории художественных форм: «великий ритм» сил инстинкта и сил духа (влияние Виолле-ле-Дюка и Тэна – традиционный культурно-исторический позитивизм в новой литературной форме). Концепция истории искусства (неоклассицизм и игнорирование барокко).

А.-Ж. Фоссийон (1881-1843). Биография (сын гравера Виктора-Луи Фоссийона, друга Моне и Родена). Преподавание в Лионе и в Сорбонне (преемник Э.Маля на кафедре средневековой археологии). Возглавление Института средневекового искусства (1925-1938). Эмиграция в США (преподавание в Йеле и Дамбартон Оукс). «Жизнь форм» (1934) и традиция Вёльфлина (творчество как специфический процесс художественного мышления). Вневременной и внеличностный характер творчества (история как переменная величина, а не константа искусства). Формально-стилистическое истолкование иконографии (как вариации выразительных средств). Жанр формально-стилистического критицизма у Фоссийона как языкового единства слова, интуиции, логики и конструктивизма. Влияние Фоссийона на американское искусствознание (преподавание в Йельском университете).

Английский формализм. Р.Фрай (1866-1934) как живописец и организатор художественной жизни (выставка постимпрессионистов в Лондоне в 1910 и 1914). Фрай как руководитель Музея Митрополитен (отношения с П.Морган). «Зрение и форма» (1919). «История искусства как предмет академической науки» (1933). Художественная форма как средство воздействия на зрителя, непосредственный результат восприятия «действительной жизни» художником. «Качество» как характеристика восприимчивости художника и зрителя в едином пространстве «эстетического целого».

К. Белл (1881-1964). Влияние Фрая. Группа Блумсберри и ее участники. Эссе «Искусство» (1914) и понятие «значимой формы» как способности произведения стимулировать «эстетическое чувство» независимо от содержания. Иррелевантность «значимой формы» по отношению к истории (понимание произведения искусства как индикатора и симптома конкретной эпохи предполагает антихудожественный подход). Искусство как средство выхода из «мира действительности» в мир «эстетической экзальтации». «Значимая форма» как предмет критики со стороны иконологии.

Г.Рид (1893-1968): поэт, критик и анархист. Английский имажизм. Влияние идей Воррингера и Баухауза. Ранние книги («Значение искусства», 1931, «Искусство сегодня», 1933, «Искусство и индустрия», 1934, «Искусство и общество», 1937). «Воспитание искусством» (1943): социально «нормальное» искусство похоже на активность детей раннего возраста (отсюда возможность прививать социальные навыки посредством искусства). «Анархия и порядок» (1945): подлинное искусство свободно и исродни философскому анархизму. «Философия современного искусства» (1952): психоанализ творчества как рискованного эксперимента. «Формы вещей неведомых» (1960).

Современный формальный подход (неоформализм) как морфология визуальной образности. Дж. Кублер (1912-1996). Учеба в Европе (Берлин и Мюнхен, 1931-1934). Влияние А.Фоссийона (лекции в Йеле, 1938, перевод «Жизни форм», 1943). Круг интересов (классическое и неклассическое искусство Нового Света: «Искусство барокко Испании и Португалии и их владений», 1959, «Изобразительное искусство и архитектура Доколумбовой Америки», 1962). «Форма времени. Заметки об истории вещей» (1962). Лингвистический антисимволизм как метод (история искусства как историческая антропология материальных артефактов, рассматриваемых в их темпоральной последовательности). Визуальная форма («формальная инфраструктура») как «речь», предшествующая письменному тексту (т.е. визуально-литературной символики). Историческая морфология «вне значения и образа». Неуловимость стиля в реальном историческом существовании вещей (так же невозможно приблизиться, как, например, к радуге). Методология истории искусства как «экзистенциальная дилемма бытия и смысла».

Структурализм как вариант формализма (форма как синтаксис). Методологические аспекты теории анаморфизма (межвидовая динамика художественной экспрессии и способы ее анализа).

Формально-стилистический метод в отечественном искусствознании. Причины доминирования идей Вёльфлина (видимость внеидеологичности). Габрический, В.Н. Лазарев. М. Алпатов. Н. Брунов. А.Некрасов. Б.Р. Виппер. Федоров-Давыдов.

 

Организация самостоятельной работы студента

Вопросы для самостоятельного контроля.

1. Объясните, как работает формальный метод. Перечислите его принципы

2. Рассмотрите перспективность использования данных подходов к теме вашего исследования.

3. Продемонстрируйте работу концепции Вельфлина на конкретном произведении искусства.

 

Вопросы для самостоятельной разработки.

Для самостоятельной работы студента предлагаются темы для исследования обсуждения итогов самостоятельных разработок, которые проходят на семинарских занятиях в виде миниконференции. Мини-конференция «Применение формально-художественного метода в современном искусствознании (связь метода с изучаемой магистром проблематикой)» предполагает представление и обсуждение подготовленных студентами докладов, связанных с анализом роли, места и функций при исследовании искусства определенного периода и в искусстве в целом. Высоко оценивается способность к комплексному искусствоведческому анализу, способность к самостоятельности в выводах, логичность, структурированность выступлений, умение компетентно, аргументировано высказываться на профессиональные темы, слушать оппонентов.

Примерные темы для самостоятельных исследований.

1. Проанализируйте конкретное произведение искусства с применением формально исторического метода

2. Исследуйте работы одного из изученных в данной теме искусствоведов. Продемонстрируйте работу его метода на конкретном примере.

 

Рекомендуемая литература.

1. Андреева Е.Ю. Все и ничто: Символические фигуры в искусстве второй половины ХХ века. 2-е изд. - СПб.,:изд-во Ивана Лимбаха, 2011. – 512 с. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие./ Р. Арнхейм. – М.: Архитектура – С, 2007. – 392 с.

2. Арсланов, В.Г. Западное искусствознание в ХХ веке. \ В.Г. Арсланов. – М.: Академический проект, 2005. – 864 с.

При самостоятельной работе необходимо обратить внимание на специфику применения при работе с феноменами искусства конкретного метода, важность осознания научной проблемы в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: