Методы и формы эколого-географического образования и воспитания учащихся в урочной и внеурочной работе

Не секрет, что в последние годы все заметнее спад интереса учащихся к школе. И это понятно: ведь учитель перестал быть единственным источником знаний.

С экранов телевизоров, со страниц книг, журналов и газет на детей обрушивается мощный поток самой разнообразной информации - информации яркой, запоминающейся, интересной. Таким образом, основной задачей становится активизация познавательного интереса учащихся. Для активизации познавательной деятельности школьника надо стремиться к тому, чтобы не только эколого-географическая информация была интересна детям, но и сам процесс ее получения.[44]

В процессе освоения знаний важно, научил ли учитель детей учиться, удивляться, радоваться окружающему миру, оригинально мыслить, воспитал ли в своих учениках интерес к постижению сути явлений и вещей. Необходимо прививать учащимся стремление заглянуть за пределы учебника.[16]

Какие же факторы влияют на отношение детей к деятельности? Прежде всего - это радость успеха от самостоятельно выполненной работы. Ребенок испытывает большое удовлетворение, когда ему удается достигнуть цели.

Еще один фактор доставляет детям большую радость и способствует их всестороннему развитию - это творчество. Поэтому всюду, где только предоставляется возможность, надо включать в деятельность школьников творческое начало.

В учебно-познавательной деятельности - это создание проблемных ситуаций, побуждающих детей к поисковой деятельности.

Очень важно, чтобы школа не только давала сумму конкретных знаний, но и учила делать самостоятельные выводы на базе этих знаний, прививала молодежи навыки творческого мышления, развивала любознательность. Развитие любознательности необходимо для того, чтобы по окончании школы никогда не прекращался процесс интеллектуального роста человека, обогащения его новыми знаниями.[20]

Таким образом, надо так организовывать деятельность школьников, чтобы она стала для них источником радости, вдохновения, всестороннего развития.

Урок был и остается одной из основных форм учебно-воспитательной работы в школе. Он видоизменяется, совершенствуется, приобретает новые свойственные времени черты - урок мысли, общения, творчества, исследования.

Повысить качество обучения и воспитания можно, умело, сочетая работу на уроке с внеурочной работой по предмету. Внеурочная работа много дает учащимся в плане развития их интересов, формирования профессиональной направленности, расширения общего кругозора, развития познавательной самостоятельности.

Основная задача современного учителя - выбрать методы и формы организации урочной и внеурочной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели - развитию личности ученика при этом учитывая его возрастные особенности. Хочу рассказать о тех формах, которые применяю в своей работе. В таблице 6 показано соотношение этапов и уровней эколого-географического образования. Каждому этапу на каждом уровне соответствует определенный набор форм урочной и внеурочной деятельности. При составлении своей рабочей программы, плана я отталкиваюсь от везде признанного закона «от простого к сложному», от теоретических основ к практике и придерживаюсь сути составленной мной таблицы.

 

Таблица 6 - Соотношение этапов и уровней эколого-географического образования (составлена автором данной дипломной работы)

Уровни Этапы Информационно- познавательный или вербальный. Операционно-деятельностный Практико- ориентированная деятельность
6 класс - виртуальные экскурсии - работа с энциклопедией - учебные презентации - конкурсно-игровые мероприятия экскурсии на местности - работа на пришкольном участке - участие в акциях: «Зеленая елочка», «Покормите птиц зимой» и др.
7-8 класс - интегрированный урок - виртуальные экскурсии экологическая тропа - составление и выпуск листовок, призывов: «Берегите лес от огня»; «Воде - чистый берег»
9-11 класс - дополнительная специальная литература исследовательская работа - эко - десанты - выступление агитбригад

 

Разумно организованный учебный процесс создает особое психологическое "поле", обстановку, которые оказывают эмоциональное воздействие на каждого ученика, рождают дух здорового соперничества, энтузиазма, повышая тем самым эффективность учебной деятельности.[20]

Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра.

Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения. Игры в сочетании с другими методами и приемами повышают эффективность преподавания предмета, делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изучаемого материала. Использование игр решает множество задач одновременно; игры способствуют становлению творческой личности ученика, формируют умение видеть проблемы, принимать решения, развивать познавательный интерес к предмету, оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся (Приложение 1).

Одной из популярных и любимых детьми игр является викторина.

Ее основная цель - повысить интерес к предмету, закрепить и углубить знания, получаемые в процессе обучения географии.

Наиболее распространенной формой проведения эколого-географических викторин являются устные викторины. Ведущий задает вопрос, отвечает тот, кто быстрее поднимет руку. Но у таких викторин есть существенный недостаток - неравные условия для участников: многие нерешительные учащиеся задерживаются с ответом, хотя могут верно ответить на вопрос, поэтому лучше проводить письменную викторину.

Содержание викторины должно не только быть занимательным, но и обладать научной и познавательной ценностью.(Приложение 2)

Так, перед проведением викторины, я заранее объявляю будущим ее участникам тему и вопросы викторины, а также источники, по которым они могли бы к назначенному сроку подготовить обоснованные ответы на них.

В современном процессе обучения использование источников географической, экологической информации в сочетании с художественными средствами наглядности, благодаря эмоциональной окрашенности повышает качество знаний учащегося по данным предметам.

На уроках, дополнительных занятиях используются разнообразные средства обучения, в т.ч. произведения художественной литературы, телевидение, кино.

Гораздо реже но все же применяю музыкальные произведения. Музыка обладает удивительной способностью нарисовать живую, подвижную картину природы.

Так, при изучении темы "Равнины суши" (6 кл.), я использую музыку Свиридова к повести А.С. Пушкина "Метель" (№1, "Тройка"). Применяя музыку при объяснении нового материала, я пользуюсь исследовательским методом, побуждая учащихся к самостоятельному поиску образов в музыкальном фрагменте. Под звучание музыкального произведения демонстрируется картина "Равнина". После прослушивания музыки ставятся вопросы: "Какие образы у Вас возникли? Какие чувства вызвало у Вас это произведение? Поделитесь впечатлениями". Таким образом, у школьников формируется образ равнины. Ученики воспринимают новый материал не только умом, но и чувствами.

В процессе формирования экологических знаний на уроках географии используются активные методы-конференции, интегрированные уроки, игры, экскурсии и др. (Приложение 3)

География, изучающая природные и общественные явления, по широте межпредметных связей, превосходит большинство других учебных предметов в школе. Обращение к знаниям по физике, химии, математике, биологии, истории, экологии помогает не только глубоко раскрыть многие вопросы физической и экономической географии, но является жизненно необходимым для усвоения и понимания этого предмета.

Современный учитель должен уметь творчески осуществлять межпредметные связи на уроках и во внеклассной работе по географии.

При подготовке учащихся к таким урокам рекомендуется использовать дополнительную информацию из литературы, газет, журналов, энциклопедий и других источников знаний. Также одним из примеров формирования экологической культуры на уроках географии является использование поэтических образов, которые оказывают благотворное влияние на душу и чувства учащихся.

Так, в начале урока перед проведением конференции на тему "Экологическая катастрофа" учитель читает стихотворение "Будь милосерден человек" и те вопросы, которые педагог ставит перед учащимися, помогают им самостоятельно рассмотреть антропогенное влияние и его последствия на окружающую среду, помогают задуматься над решением сложных экологических проблем. (Приложение 4)

Также на уроках и внеурочных мероприятиях используются средства масс-медиа, источники внеучебной информации (записанные телепередачи, научно-популярные фильмы). Это помогает усилить экологическое содержание школьного курса, дополнить новыми сведениями, поддержать его актуальный уровень.

Включение таких источников информации в учебный процесс будет способствовать формированию познавательной активности школьников. Аудиовизуальные средства незаменимы при обработке больших объемов информации. Они являются сегодня одними из наиболее действенных и необходимых средств, способствующих совершенствованию экологической подготовки школьников. Приведу пример.

Так, на уроке обобщающего повторения по разделу "Океаны" (9 класс) для проверки знаний учащихся по теме "Ресурсы мирового океана" задается вопрос классу: "Вспомните ресурсы мирового океана и их использование", затем показывается фрагмент (без звукового сопровождения) из видеофильма или презентации "Ресурсы морей и океанов" и учитель просит данный эпизод озвучить (кадры показывают источники запасов вод мирового океана) (Приложение 5).

А задолго до изучения природы своего района школьникам дается задание: подобрать материал о своем крае, об экологических проблемах и т.д. Ребята собирают интереснейшие сведения о природе, населении и хозяйстве своего края, города, готовят доклады, рефераты, пишут стихи (Приложение 6).

В обучении эколого-географического образования хорошо применяю составленные вместе с детьми экологические тропы.

Экологическая тропа это природная зона, где школьники ведут наблюдение за растительным и животным миром, почвами и водами, проводят экскурсионно-пропагандистскую работу. Занимаются описанием и определением растений, ведут топографическую съёмку местности. Кроме того, сажаются деревья, ведется прополка молодых насаждений, заготавливаются зеленые веники, лекарственные растения, изготавливаются кормушки и жилища для птиц. Работа проходит непосредственно в природе. (Приложение 7)

Все названные формы урочной и внеурочной работы в большинстве случаев тесно связаны друг с другом, имеют много общего и направлены на развитие у школьников интереса к предмету, экологическому мышлению.

В таком тонком и сложном деле, как воспитание и обучение, очень трудно дать какие-либо готовые рецепты по организации максимально как урочной, так и внеурочной работы.

Каждый учитель должен иметь полную информацию о том, что имеется по предмету в области урочной и внеклассной работы.

Эти знания помогут правильно выбрать наиболее приемлемые формы и методы работы с учетом реально существующих в том или ином классе и школе условий, творчески их применить, развить и обогатить теорию собственным практическим опытом.

В заключение второй главы следует отметить, что «Экологическое образование» рассматривается авторами реализуемой концепции в общем виде, как непрерывная образовательно-воспитательная система, направленная на формирование экологической культуры и грамотности учащихся.

В ходе были сформулированы основы системы экологического образования и воспитания учащихся в сельской школе (на примере МОУ «Паклинская СОШ»), проанализирована экологическая ситуации в окрестностях школы и представлена модель экологического образования в сельской школе.

Основное содержание экологического образования в условиях сельской школы - воплощение идей смешанной модели экологического образования, так как она более полно может реализовать основные цели и задачи экологического образования в сельской школе.

Специфика экологического образования состоит в том, что его конечной целью является не овладение некоторой совокупностью знаний и умений, и даже не развитие учащихся, а формирование экологического сознания и гражданской позиции личности.

Конечно, и овладение экологическими знаниями, и формирование умений является обязательным этапом обучения и он неизбежен.

Так же как неизбежно и обязательно развитие личности при разумном построении учебно-воспитательного процесса.

Во второй главе данного исследования рассмотрены эколого-образовательный потенциал школьной географии, этапы и уровни эколого-географического образования школьников и разработаны методы и формы эколого-географического образования и воспитания учащихся в урочной и внеурочной работе, применяемые автором в образовательном процессе.

Разработанная и апробированная в практике модель сельской экологической школы может быть использована для организации соответствующего процесса в других сельских школах.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: