Эколого-образовательный потенциал школьной географии

География всегда была тем предметом, содержание которого в значительной степени определяло отношение к природной среде.

Школьные географические курсы намного превосходят другие дисциплины по экологической направленности, по числу и глубине раскрытия экологических проблем, по обоснованию путей их решения. Охватывая широкий круг наук о Земле, населении и хозяйстве, этот учебный предмет формирует отношение к природе и её богатствам. Традиционные курсы географии, формируя знания о природных объектах, процессах и явлениях, законах развития природных и производственных территориальных систем, давали знания об окружающей среде, среде общественного развития, т. е. экологические знания.[6]

Цели и задачи географического и экологического образования во многом совпадают и тесно взаимосвязаны. Конечной целью как экологических, так и географических исследований является сохранение среды обитания человека. Знание географии необходимо, чтобы и более разумно, и более грамотно управлять процессами, происходящими в окружающей среде, для устойчивого развития регионов и всей планеты в целом. С возрастанием ответственности при решении глобальных проблем человечества, с изменением, так стремительно происходящем на политической карте мира, роль географического образования возрастает.[6]

В настоящее время отмечается значительный перевес, который имеет классическая биоэкология над геоэкологией, однако большинство глобальных проблем относятся, прежде всего, к категории геоэкологических. Это проблемы стабилизации климата земного шара, сохранения основных составляющих атмосферы, рационального использования земельных ресурсов и предотвращения эрозии почв, борьбы с опустыниванием и засухой, защиты и рационального использования океанов, охраны качества и оптимизации использования пресных вод. И лишь две из рассматривавшихся там проблемы имеют отчётливо выраженный биологический характер: сохранение биологического разнообразия и борьба с уничтожением лесов. Отсюда вытекает вполне логичный вывод о том, что геоэкологические знания и умения для общего экологического образования столь же необходимы, как и биоэкологические.

Именно география всегда занимается не чем иным, как взаимоотношением человека со средой. В отличие от пришедших в экологию инженеров географы озабочены не только загрязнением, но и обезображиванием среды, вытеснением природного ландшафта искусственными сооружениями, исчезновением эталонных объектов, по которым можно изучать живую и неживую природу, и многими другими отрицательными явлениями. Экология становится географией, когда отмечает адреса экологических событий и кладет на карту результаты исследований. Природа, люди, хозяйство - три кита географии. Там, где они изучаются вместе и связь между ними показана на карте, география присутствует, несомненно. [19]

Но до недавнего времени в обучении географии связи природы и общества раскрывались односторонне. Акцент делался на использование природы, ее богатств.

Природа рассматривалась, главным образом, как средство производственной деятельности. Такой подход невольно воспитывал потребительское отношение к ней. И не исключено, что в сложившейся экологической ситуации во многом повинна постановка географического образования в школе.

Сейчас в Стандарте усилено внимание к взаимосвязи природы общества, отдельной строкой выделяется раздел «Геоэкология и природопользование». Однако главная задача состоит в том, чтобы раскрыть новые дополнительные направления в этой сфере, ориентировать изучение географии на идею природопользования в современном ее понимании, т. е. научить будущих граждан жить в ладу с природой. Экологизация географии происходит посредством экологизации понятий. [12]

В современной школьной географии представлено большое число понятий, которые являются опорными в теории геоэкологии и рационального природопользования. Полнее других оказались освещенными в географии понятия о природных условиях и природных ресурсах (исчерпаемых и неисчерпаемых, возобновляемых и невозобновляемых, минеральных, водных, земельных и т. д.), полезных ископаемых, охране природы, загрязнении окружающей среды; в несколько меньшей степени - понятия об агроклиматических ресурсах, биологических ресурсах, мелиорации, «парниковом эффекте», природопользовании, экологическом кризисе. Однако остались практически без внимания понятия о мониторинге, природно-ресурсном потенциале, экологической политике.

Понятие «природопользование» лежит в основе понимания проблем

взаимодействия природы и общества, позволяет обобщить, интегрировать эти знания и раскрыть практическую значимость географического образования, убедительно показать ведущую задачу географии - обучение теории к практике рационального природопользования. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов - важный инструментов планировании и организации рационального природопользования.

Здесь обобщаются знания о возможности выполнения природными системами социально-экономических функций. Знакомство с этим понятием происходит уже в начальном курсе физической географии и на последующих этапах обучения.

Многообразие экологических знаний, формируемых в курсе физической географии, может быть объединено в несколько разделов:

. Закономерности формирования и развития географической оболочки (объединяет понятия «природный комплекс», «целостность», «круговороты веществ и энергии», «зональность»). Указанные знания формируются преимущественно в курсе физической географии и расширяются в курсе экономической географии при рассмотрении влияния человека на компоненты природного комплекса.

. Взаимодействие природы и общества (значение природы и оценка условий для жизни и деятельности человека, антропогенное изменение природной среды, формы и способы охраны природы, глобальные геоэкологические проблемы и социально-политические аспекты геоэкологических проблем).

. Природопользование и охрана природы (землепользование, водопользование, использование биоресурсов, меры по охране и принципы рационального природопользования).

Рассмотрение экологических вопросов в курсах экономической и социальной географии России и мира может быть представлено в нескольких аспектах.[12]

. Хозяйственно-отраслевой аспект раскрывается при изучении отраслей в общем обзоре экономики России. Экологическую направленность имеют вопросы использования ресурсов и их исчерпаемости, технологии обработки, образования отходов и их утилизации, нарушения среды, в том числе загрязнения и его последствий. Например, при изучении черной металлургии оценивается исчерпаемость используемых ресурсов: воды, железных руд, угля, природного газа, огнеупоров; необходимость рекультивации земель, переработка отходов других отраслей (машиностроения, транспорта); утилизация отходов металлургии другими отраслями (производство энергии, химических продуктов, стройматериалов).

. Региональный аспект четко выделяется при изучении экономических районов. Характер экологических проблем каждого региона специфичен и обусловлен сочетанием природных, социальных и хозяйственных особенностей территории. Характеристика каждого региона должна включать оценку специфики экологических проблем района.

. Мировой аспект раскрывается при изучении географии мирового хозяйства в 10 классе. Экологические проблемы мира рассматриваются по нескольким направлениям:

отраслевые проблемы (по отраслям мирового хозяйства);

территориальные (при изучении регионов);

по группам стран (например, проблемы развивающихся стран).

Раздел «Глобальные экологические проблемы» обобщает и систематизирует материал по всему курсу.

Обобщая сказанное, покажем распределение вопросов экологического содержания по классам (табл.1, стр.65).

Таким образом, содержание школьного курса географии способствует экологическому образованию школьников и имеет для этого огромные возможности.

экологический образование сельский школа


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: